Проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста
Проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста
Эмоция – это процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешней или внутренней ситуации. Эмоция оценивает текущую ситуацию. Она транслирует оценку ситуации на язык переживаний. Эмоции спонтанны. Не поддаются, в значительной степени, подавлению. Не возникают по желанию индивида.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста»
Проблемы эмоционального развития детей
дошкольного возраста
Подготовил:
педагог-психолог
Эмоция – это процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешней или внутренней ситуации. Эмоция оценивает текущую ситуацию. Она транслирует оценку ситуации на язык переживаний. Эмоции спонтанны. Не поддаются, в значительной степени, подавлению. Не возникают по желанию индивида.
Эмоциональный процесс включает три основных компонента:
Первый компонент – это эмоциональное возбуждение. Далее происходит нарастание возбудимости. Следует заметить, что скорость протекания психических, моторных и вегетативных процессов сильно различается, как различается и их интенсивность.
Второй компонент – знак эмоции. Когда событие расценивается субъектом, как позитивное, возникает положительная эмоция тогда, когда оно оценивается как негативное – отрицательная. При этом положительная эмоция пробуждает реакцию и в дальнейшем действия на поддержку позитивного события, отрицательная эмоция – вызывает реакцию и действия, ориентированные на уход от контакта, из–за негативного восприятие события.
Третий компонент – степень контроля эмоции. Поскольку появляется сильная потребность к действиям, возникает эмоциональное возбуждение. Если действие затруднено, может проявиться эмоциональное напряжение. В сложных ситуациях, когда возникает страх, но затрудняется бегство или, когда проявляется гнев, но невозможно его выразить в силу обстоятельств. Другими словами, возникает контрольная функция, которая препятствуют осуществлению прямого действия и т. п.
Б.И. Додонов предложил классификацию эмоций (не для всех эмоций). Если человек испытывает потребность в определенных эмоциях чаще и эта потребность придает осмысленную ценность самому процессу деятельности человека – это попало в классификацию.
Рассмотрим основные группы эмоций. В основе этой классификации положены потребности человека и его цели – другими словами – мотивы человека, которым служат те или иные эмоции.
Альтруистические эмоции. Это переживания на основе потребности в содействии, помощи, желании покровительствовать другим людям, в стремлении приносить людям радость и благополучие. Появляется сопереживания – чувство жалости, беспокойства или радости и удовлетворения за удачный исход событий другого человека. Проявляется, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия в судьбе другого.
Коммуникативные эмоции. Прежде всего, это потребность в общении. Коммуникативные, при этом, только те, которые являются реакцией на удовлетворение или неудовлетворение позыва к эмоциональной близости – желание иметь друга, общаться, делиться мыслями. Прежде всего, это чувство симпатии, чувство уважения, благожелательного расположения к себе, либо, чувство обожания кого–либо, чувство взаимной благодарности, искренней признательности, стремление заслужить доверие либо одобрения.
Глорические эмоции (от лат. gloria – слава). Потребность в самоутверждении, славе, почету, признании заслуг. Когда человек становится популярным, узнаваемым, вызывает у других положительные эмоции. Выражаются человеком в чувстве гордости, превосходства, самолюбования, удовлетворении собой, своей значимости.
Праксические эмоции (по П.М. Якобсону) возникают по роду деятельности индивида, в связи с успешностью его деятельности или не успешностью. Прежде всего, это желанием добиться успеха в работе и успешное преодоление трудностей. Проявляются в увлеченности работой, в удовлетворении результатами коллективного или своего труда, в радости, что день был удачным.
Пугнические эмоции (от лат. pugna – борьба). Потребность человека в преодолении опасности, желание найти выход из сложной ситуации, стремление к борьбе при любых обстоятельствах, жажда острых ощущений, чувство спортивного азарта, спортивная злость, упоение грозящей опасностью, оправданным риском, мобилизация сил и возможностей
Романтические эмоции. Стремление к таинственному, необычному, интригующему, неизведанному. Проявляются в чувстве особой значимости происходящего, в таинственном чувстве ожидания чуда.
Гностические эмоции (от греч. gnosis – знание). Потребностью в отыскивании новой информации, желание проникнуть в сущность нового явления, расшифровка нового явления и приведение его к общему знаменателю. Проявляются через чувство удивления или недоумения, в стремлении преодолеть противоречие, в построении догадок гипотез, в предчувствии красивого решения задачи, в радости открытия истины, в желании привести все в понятную систему.
Эстетические эмоции. Проявляются как наслаждение красотой, в удовлетворении от грандиозного, драматичного, величественного, возвышенного, изящного, грациозного. Эстетические чувства – светлая грусть, чувство одиночества, растроганности, задумчивости, сладость воспоминаний о прошлом являются разновидностью эстетических эмоций.
Гедонистические эмоции. Прежде всего, это удовлетворение сильной потребности в телесном и душевном комфорте. Наслаждение физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, проявляются в чувстве беззаботности и безмятежности, в неге, в легкой эйфории.
Акизитивные эмоции (от франц. acquisition – приобретение). Проявляются как сильный интерес к приобретению вещей, их накоплению, как увлечение коллекционированием, как радость от увеличения своей коллекции, как удовлетворение от накопленного.
Проявление эмоций у детей. Эмоции у детей проявляются при взаимодействии яркими объектами окружающей среды, с интересными событиями, необычными явлениями. Результатом правильного воспитания дошкольника и готовности его школе является – выработанный в раннем возрасте четкий эмоциональный самоконтроль, сформированные практикой положительные эмоциональные образы и как следствие – возможность владеть и управлять своим поведением при занятиях в группе.
Психологи сходятся на том, что эмоции владеют организмом, как бы ситуация не развивалась, происходит взаимосвязанный процесс. Этот процесс имеет три уровня:
переживание или осознание эмоций;
изменение физиологического состояния;
изменение эмоционального состояния.
В эмоциональных процессах устанавливается связь. Взаимосвязанный процесс это, прежде всего связь между ходом событий, и ходом его деятельности человека. Как правило, события совершаются в соответствии или вразрез с потребностями индивида. При этом индивид заинтересован, прежде всего, на удовлетворение своих потребностей. Поэтому индивид настраивается либо на совершение действия, либо на противодействие событиям. Сигналом о реальной значимости для индивида происходящих событий являются эмоции. Эмоции нам показывают: либо мы стремимся к чему то, либо бежим от цели.
Эмоция выражает активную сторону потребности. Мы испытываем нашу зависимость из-за удовлетворения или неудовлетворения нашей потребности в (предмете) или событии. У нас формируется по отношению к предмету или событию чувство (эмоция). Чувство (желание, потребность), направленное на событие или предмет требует удовлетворения, появляется зависимость. Мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, и у нас формируется по отношению к предмету какое-нибудь чувство.
Эмоции побуждают деятельность. Обязательным условием развития человека как личности является формирование чувств. Психиатр И.А. Сикорский писал в своих дневниках Воспитание в возрасте первого детства: «Могу с уверенностью сказать, что, что чувства и аффекты появились у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составят самую выдающуюся сторону их душевной жизни».
Педагоги и психологи придерживаются мнения, что эмоции появляются тогда, когда проявляется мотив к действию и он работает до оценки его разумом. Основой возникновения новых интересов и потребностей у детей являются мотивы. Говоря о чувствах ребенка, можно сказать, что с взрослением они могут терять импульсивность и становится более содержательными.
Список источников
Анохин, П. К. Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2001.
Башарова А.Ф. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников / А.Ф. Башарова // Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVIII междунар. науч.-практ. конф. – М., 2018.- С. 47-50. -
Бодалев А.А. Психология личности. М.: Изд – во МГУ, 2002 ., 188 с..
Бойко В.И. Психолого-педагогические условия эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста / Бойко В.И. // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2018: материалы междунар. студенч. науч.-практ. конф.( Магнитогорск, 21-23 марта 2018 г.) – Магнитогорск, 2018. - С. 740-744. -
Вилюнас В. К., Гиппенрейтер Ю.Б.. Психология эмоций. Тексты. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 288 с.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 2006.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Альма,2001.
Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Академия, 2001. -117 с.
Данильченко Е.В. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Е.В. Данильченко //