Просмотр содержимого документа
«Проблема обогащения представлений о птицах у детей старшего дошкольного возраста.»
Проблема обогащения представлений о птицах у детей старшего дошкольного возраста.
Экологическое образование – это неотъемлемая часть дошкольной педагогики. Экологическое образование в наше время одно из важнейших направлений дошкольной педагогики и реализуется во всех дошкольных образовательных учреждениях страны. Почти во всех современных комплексных, образовательных программах выделяют раздел экологическое воспитание дошкольников, существует также ряд дополнительных парциальных программ [23].
Экология, как отдельное направление науки, возникла в XIX столетии. Тогда она была небольшой частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных с окружающей средой и между собой. Слово «экология» было выделено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Он определял ее как науку о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды [9].
В переводе с греческого «экология» – это наука о доме, жилище («ойкос» – дом, «логос» – наука). Теперь, это направление называется биологической, или классической, экологией.
В обществе, и по мере его развития, экология все больше приобретала социальное значение и сейчас вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ века экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. Но наше общество осознало это, когда стали видны неутешительные последствия потребительского отношения к природе [22].
Экологическое образование и воспитание, подразумевающее под собой формирование научного познания природы, убеждений и практических навыков, активной жизненной позиции в охране природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, считается объективной необходимостью для всего человечества.
Под природой, мы будем понимать все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
Влияние природы каждый человек в разной степени испытал на себе, и знает, что она источник первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Приобретенные в дошкольном возрасте умения воспринимать природу такой, какая она есть, вызывает у дошкольников высокий интерес к ней, расширяет знания, помогает сформировать характер и интересы ребенка. То, что у детей отсутствуют знания, верно отражающие действительность, может привести к тому, что у них образуются различные предрассудки и суеверия. Неправильные и недостаточные представления часто служат причиной жестокого отношения детей к живым существам, а также наносит неисправимый вред природе, и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. К глубочайшему сожалению исправить неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Поэтому очень важно, чтобы дети в дошкольном возрасте получали достоверные сведения о природе и населяющих ее существах. Особое и очень важное значение для развития личности ребенка имеют усвоение им взаимосвязи природы и человека. Тот факт, что ребенок овладевает практическими способами взаимодействия с окружающей его средой, обеспечивает становление правильного видения мира. Ребенок воспринимает природу намного острее, чем взрослый, так как впервые соприкасается с ней. Ребенок познает мир с помощью взрослого, старается полюбить мир, в который он не так давно пришел. Природа же в свою очередь способствует умственному развитию дошкольника, развитию логического мышления и речи.
Живую природу можно назвать удивительным, сложным, многогранным миром, особое место в котором отведено животным, хоть они составляют лишь 2% от всего живого мира земли, но, несмотря на это их роль в биосфере огромна. Животный мир – один из главных компонентов всей природной среды, важная часть всех природных богатств планеты. Он является источником для получения материальных благ, которые необходимы для утоления потребностей населения. Многообразие, численность и сохранность животного мира зависит от людей. Для того, чтобы успешно решать эту проблему, у человека должен быть минимум естественнонаучных знаний.
Первейшие представления, об окружающем природном мире, в том числе о живых организмах, ребенок получает уже в раннем возрасте.
Всю живую природу принято делить на пять царств: простейшие, грибы, бактерии, растения и животные. Царства же делятся на 10 типов животных, это плоские черви, мшанки, губки, круглые черви, кишечнополостные, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, иглокожие и хордовые. Хордовые – это самый продвинутый тип животных. Всех их объединяет наличие хорды, то есть опорного шнура, лежащего под нервной системой или первичной скелетной оси. Самые прогрессивные хордовые объединяют в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник. Типы же делятся на классы. Всего представлено пять классов позвоночных: рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери) [12, с.37].
Нас же, в нашем исследовании будет интересовать класс птиц. Издавна считается птица – символом связи с духовным райским миром, символом надежды и свободного взлета. Основная задача ознакомления с птицами – пробудить у детей исследовательский интерес, зажечь огонек любви к птицам, вызвать желание познать природу. Птицы привлекают детей своим внешним видом, повадками, голосом. Дети радуются появлению птиц, с интересом наблюдают за ними. Известно, что дети активно познают лишь то, что для них эмоционально значимо.
Под птицей мы будем понимать теплокровное позвоночное животное с телом, покрытым перьями и пухом, с двумя ногами, крыльями и клювом [33].
Птицы заселяют все континенты и широко распространены во всех экосистемах. Одно из основных и самых важных отличий птиц от других групп позвоночных, определяет способность летать. Но в то же время существует небольшое количество не летающих или почти не летающих птиц, однако все они в процессе эволюции утратили это качество. Всю биологическую характеристику этого класса определяет умение этих животных передвигаться по воздуху, включая особое отличное от других животных строение организма.
Передние конечности птиц преобразованы в крылья, что позволяет осуществлять движения в воздухе.
Питание. Рацион птиц включает в себя разнообразную пищу от цветочной пыльцы до насекомых и всецело зависит от предпочтений отдельного вида птиц.
Гнездование. Гнездостроение является чрезвычайно сложным явлением. Изначально птицы строят гнездо, чтобы выводить и воспитывать в нем птенцов, но, многие птицы совсем не устраивают гнезда, или так же очень многие не воспитывают в гнезде птенцов, так как птенцы оставляют его сразу после вылупления. Это обуславливается тем, что птицы, принадлежащие к группе птенцовых, не всегда строят искусные гнезда. Факты указывают на то, что строение гнезд и откладываемые птицами яйца находятся в тесном соотношении с условиями, в которых протекает жизнь птицы. Поэтому, одна и та же птица в разных условиях строит разные гнезда. Кроме того, молодые особи намного хуже строят гнезда нежели старые. Отсюда следует, что строение гнезд не является инстинктивным.
Размножение. Яйцекладка является одной из характерных черт размножения птиц. Почти сформировавшиеся птенцы за несколько дней до вылупления устанавливают с родителями звуковую связь. Это общение подразумевает больше десятка сигналов. Таким образом, птенец еще не вылупившись усваивает сигналы матери и внешнюю среду, что подготавливает его к жизни после вылупления. [2, с 15]
Образ жизни. Жизнь птиц представляет собой многократно повторяющиеся явления, которые можно разделить на суточные и годичные. Суточные – это чередование периодов активной деятельности и отдыха, годичные же, представляют собой приспособление организма к жизни в определенных условиях и могут быть поняты лишь путем сравнительного изучения. Это, например, такие явления, как гнездостроение и линька.
По характеру сезонных миграций выделяют следующие виды птиц: зимующие, перелетные и оседлые.
Зимующие или по другому их называют кочующие. К зимующим или кочующим птицам относятся те, которые после размножения покидают гнездо и до весны перемещаются, удаляются на сотни и даже тысячи километров. Кочующие птицы постоянно передвигаются в поисках пищи. Эти птицы могут задерживаться в местах скопления пищи, но ненадолго, так как естественные запасы корма не столь обильны и устойчивы, как у оседлых птиц. Направление передвижений у зимующих птиц постоянно меняется. У кочующих птиц нет фиксированного количества зимовок, так как ими представлен весь район зимних кочевок, который, обычно не выходит за пределы одной широты. К кочующим или зимующим относятся такие птицы как синицы, поползень, сойка, клесты, щур, чиж, снегирь, свиристель и др.
Перелетные. К категории перелетных птиц относятся те, которые сразу после размножения улетают из гнезда и на зиму перелетают в другие районы, лежащие далеко за границами гнездовой территории. В отличие от кочующих или зимующих птиц, у перелетных не только определенны направления и сроки перелетов, но и очерчены области зимовок. Передвижение к месту зимовки у данного вида происходит в виде перелета, а не в форме кочевок. Направления перелетов у всех видов и популяций различны, например, у северных птиц чаще всего в южные стороны. Зимовки обычно отдалены от мест гнездования птиц на много сотен и даже тысяч километров.
Большинство птиц нашей страны относятся именно к перелетным, например такие как: дрозды, утки, гуси, зяблик, полевой жаворонок, кулики, цапли, пеночки, славки и многие другие.
Оседлые. Так же есть птицы, которые круглый год живут в одной местности и не совершают никаких регулярных перемещений по местности, они называются оседлыми. Некоторые из таких птиц на протяжении всей своей жизни находятся в пределах небольшой гнездовой территории, и не выходят за ее границы. Эти птицы называются строго оседлыми. Но из–за климатических условий в северных регионах их крайне мало и все они исключительно живут постоянно вблизи человека. К таким птицам относятся воробей, сизый голубь, галка и некоторые другие птицы.
Есть так же еще одна группа представителей данного вида, это птицы, которые после размножения могут выходить в поисках пищи или разных благоприятных условий за пределы гнездовой территории, а также проводят зиму в ближайших ее окрестностях. Но все же непрерывных кочевок эта группа птиц не совершает, а живут всю зиму оседло, в одном или нескольких пунктах. Этих птиц называют полуоседлыми. К ним относятся рябчик, глухарь, тетерев, вороны и др.
Важным для нас станет обогащение представлений у детей, поэтому под представлениями мы будем понимать образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением [31].
Н.Н. Кондратьева выделила ряд критериев представлений, нас интересуют только некоторые из них, такие как полнота, точность и осознанность.
1. Полнота – объем, измеряемый количеством элементов представлений, названных качеств.
2. Точность – степень соответствия эталону.
3. Осознанность – означает понимание значимости представлений, внутренних связей, умений анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать, оценивать и объяснять [6, c. 70-74].
В своей работе мы будем обогащать представления именно о птицах. Из определения данного ранее птица – это теплокровное позвоночное животное с телом, покрытым перьями и пухом, с двумя ногами, крыльями и клювом. Исходя из этого представления о птицах – это образ ранее воспринятого теплокровного позвоночного животного с телом, покрытым перьями и пухом, с двумя ногами, крыльями и клювом., а также образ, созданный продуктивным воображением ребенка.
Обогащение происходит от слова обогащать. В своей работе мы понимаем обогащать как делать более развитым, увеличивать опыт, запас знаний [34].
Отсюда обогащать представления о птицах – делать более развитыми, увеличивать опыт, запас знаний об образе ранее воспринятого теплокровного позвоночного животного с телом, покрытым перьями и пухом, с двумя ногами, крыльями и клювом, а также об образе, созданном продуктивным воображением ребенка.
Исходя из всего вышесказанного, можем сделать вывод, экологическое образование дошкольников, является очень важной частью воспитания и обучения в детском саду, так как оно обеспечивает становление правильного видения мира ребенком. Основная задача ознакомления с птицами – пробудить у детей исследовательский интерес, зажечь огонек любви к птицам, вызвать желание познать природу. Так как птицы являются одними из самых распространенных животных, и многие из них живут рядом с человеком, то ознакомление с миром птиц является одной из важных задач экологического образования.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}