kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приобщение детей к чтению через знакомство с фольклорными произведениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение к чтению младших  дошкольниковчереззнакомство с книгой "Ерши -малыши".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приобщение детей к чтению через знакомство с фольклорными произведениями.»

Приобщение к чтению детей раннего возраста через знакомство с иллюстрацией и разнообразным фольклорным содержимым книг «Ладушки» и « Ерши малыши»

Авторы:

Церюта Ольга Дмитриевна воспитатель

Церюта Елизавета Юрьевна воспитатель

Дребезова Анастасия Александровна воспитатель

[email protected]


Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является познавательно-речевое развитие воспитанников. Ведущим в развитии речи ребенка является процесс формирования в нем интереса к чтению, художественному слову. Развитие детей как читателей, осуществляют и семья и дошкольное учреждение. Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Ребёнок-слушатель - это уже читатель. Однако читательские предпочтения детей зависят от взрослых, которые становятся посредниками между книгой и ребенком. Готовность родителей к читательскому развитию ребенка находится в прямой зависимости от уровня их культуры. Для многих родителей характерно непонимание: воспитательной ценности классической детской литературы, целей руководства чтением детей в семье, недостаточная осведомленность в содержании круга чтения детей того или иного возраста, методическая неграмотность.

Чтобы исправить ситуацию, провели конференцию, для выявления читательских предпочтений родителей группы. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя» По его мнению возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учете особенностей психики ребёнка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости. Хотелось понять осознают ли это родители, учитывают ли при отбора книг для детей в раннем возрасте. Продуктом нашей конференции стали: мини – презентация « Как и что я читаю малышу» и фото – альбом с комментариями «Любимые книги детей группы». По итогам конференции и анкетирования выявилось; 56% родителей предпочитаю читать книги с известными сюжетами мультипликационных сериалов, либо полнометражных Диснеевских мультфильмов. Другие 25% чрезмерно увлечены книжками-игрушками и книжками-картинкам. Однако красивые книги сами по себе задачу приобщения детей к чтению не решают.

Главной задачей знакомства детей раннего возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней. Проблема выявлена, необходимо оказать родителям методическую помощь в подборе книг для детей раннего возраста. Нашим приоритетом является детский фольклор - обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности. Другом моего детства была книга народной поэзии «Ладушки» с иллюстрациями Ю. А. Васнецова. Предложили ее родителям, рассматривали вместе, оказалось эта книга знакома и любима. Вызвала интерес и книга «Ерши малыши» обе они с прекрасными иллюстрациями советского художника графика Ю. А Васнецова. Общение с книгой должно быть ежедневным в домашней обстановке и постоянным в условиях ДОУ. В целях формирования интереса к художественной литературе создали уголок книги, со столом, скамьей и книжной полкой. Она располагается на уровне роста ребенка. На полке выставили рядом с книгами иллюстрации Ю. А. Васнецова, периодически меняли их и каждый раз обращали на них внимание детей.

В книжном уголке должны быть 3-4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, у нас 4 экземпляра книг «Ерши малыши» постоянно были востребованы.

Для детей раннего возраста характерно следующее:

  • книга для ребенка раннего возраста представляет собой единство трех составляющих: это определенного вида предмет; иллюстрации; текст;

  • зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;

  • текст, иллюстрации и полиграфическое оформление находятся в восприятии ребенка в единстве.

Именно в раннем возрасте необходимо предельно понятное, но не фотографическое оформление художественного текста. На иллюстрациях и литографиях художника - анималиста Ю. А. Васнецова звери похожи на плюшевые игрушки с характером людей. Мишка – большой и смешной, волк – глуповатый, сорока – строгая и т.д. Все это доступно пониманию из личного опыта ребенка. Обилие деталей, цветовые решения переданы минимальными средствами и сразу понятны детям, привлекают малышей к рассматриванию и создают интерес к содержанию. Правильные ориентиры в выборе литературы для чтения обозначили, с возрастными особенностями детей раннего возраста и о приоритете в этом возрасте фольклорных произведений пояснили в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, расширили представления о детской литературе. Мотивировали родителей к семейному чтению, организовали в группе «Вече - ночь семейного чтения», на котором воспитатель начинал читать, дети с родителями дома заканчивали, затем все вместе на утренней встрече обсуждали прочитанное.

Формированию интереса к книге и чтению у детей раннего возраста способствуют и совместные утренники, досуги, фольклорные праздники по хорошо знакомым книгам. В ноябре в группе прошли «Кузьминкины посиделки» фольклорный праздник. Практически все тексты для сценария были взяты из полюбившейся книги «Ерши – Малыши». Дети читали наизусть потешки, играли в народные хороводные игры, провожали осень, закликали зиму, пели колыбельные, играли на народных инструментах.

Объединение разного вида искусств – музыки и пения, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу. Главное - показать детям, сколько существует приятных дел, так или иначе связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения устного народного поэтического творчества, составлять из них сценарии. Главной задачей педагогов является привитие у детей любви к художественному слову посредством знакомства с книгой.

Таким образом, мы видим, что в течение всего периода раннего детства происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений ребёнок успешно формируется как читатель. Однако возникновение этого навыка возможно у ребенка только в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая взрослым, обращаются к книгам: листают, рассматривают, но как важно чтобы это были правильные книги с правильными иллюстрациями и содержанием.



Список используемой литературы:

  1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи: методика приобщения детей к чтению /З.А. Гриценко. - М.: Линка-Пресс,2003. - 176 с.

  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп./ Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. - СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.-128 с.

  3. Детское чтение М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.

  4. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2001.- 335с.

  5. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.

  6. Кузьменкова Е.И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3-лет / Е.И. Кузьменкова - М.: Чистые пруды, 2005. - 30 с.

  7. Карпинская Н.С. -Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной литературы / Н.С. Карпинская М.: Известие АПН РСФСР Вып. 69, 1955.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Приобщение детей к чтению через знакомство с фольклорными произведениями.

Автор: Церюта Ольга Дмитриевна

Дата: 20.08.2023

Номер свидетельства: 635716

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Кружковая работа "Книжкина страна" "
    ["seo_title"] => string(35) "kruzhkovaia-rabota-knizhkina-strana"
    ["file_id"] => string(6) "208136"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430744350"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ  ИМ.  Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В  ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ" "
    ["seo_title"] => string(136) "iz-opyta-sovmiestnoi-raboty-s-bibliotiekoi-im-r-rozhdiestvienskogo-v-dielie-vozrozhdieniia-traditsii-dukhovno-nravstviennogo-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "223994"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438307786"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Программа внеурочной дечтельности "
    ["seo_title"] => string(39) "proghramma-vnieurochnoi-diechtiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "223415"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437654067"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства