5. Формировать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно - транспортном процессе.
Воспитатель:
1. Повысить свой профессиональный уровень путём изучения необходимой
методической литературы, нормативных документов, консультаций с
коллегами;
2. Пополнить в группе материалы в уголок ПДД: картотека игр, иллюстрации по теме и др;
3. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
Срок реализации: 2 недели (июнь 2022г)
Ожидаемые результаты:
1. Расширены представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированы навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Привлечено внимание родителей к обеспечению безопасности детей на дорогах и в транспорте.
Дети будут:
- проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
- требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
- понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.).
5. Взаимодействие с родителями, консультации, беседы.
6. Индивидуальная работа.
Актуальность
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах. Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактически игры, рассказы, чтение художественных произведений, а так же практические в образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание» - это рисование, лепка, аппликация. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения.
Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством –рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.
От воспитателя, авторитет которого может быть даже выше родительского, требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим применения целого ряда психолого-педагогических методик.
Этапы реализации.
1 этап - заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в игры детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап – Рефлексия. Итоговое развлечение.
1 этап.
Выявить уровень знаний и интересов детей, степень сформированности практических навыков на 1 этапе помогают:
- Беседы;
- Различные виды игровой деятельности;
- Тренинги ( «Я потерялся», «Один на улице» и др).;
- Разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная шапочка?» и др.
2 этап
Для проведения работы на 2 этапе необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности, т.е. организовать предметно-развивающую среду в группе:
1 «Уголок правил дорожного движения», который содержит:
а) макеты улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Шофер», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.;
б) наглядный материал: план-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест благоприятных для разнообразных детских игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Дорога!»;
2 «Игротека», которая содержит:
a) дидактические игры «Опасно-не опасно», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Так – не так» и др.
б) развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в транспорте», «Внимание! Дорога!», «Дорожные знаки», « Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода» и др.
3 « Библиотека», в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Традиционные методы,
которые прошли проверку временем и широко применяются: словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.
1. Словесный:
- устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
- беседа (были проведены следующие беседы: «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Кто такие пешеходы и пассажиры?»);
- чтение художественных произведений (познакомились с такими произведениями, как: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «С.Михалков «Моя улица»; В.Берестов «Про машину»; Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; С. Михалков «Если свет зажегся красный…»);
- использование фольклорных материалов.
2.Метод показа:
- презентация собственных материалов и интернет ресурсов;
- работа с иллюстрациями по теме;
- наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
- сбор фотоматериалов, просмотр мультипликационных фильмов («Правила дорожного движения», «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки Совы. Азбука безопасности на дороге»).
3.Игровой:
- выполнение различных творческих работ по данной тематике;
- применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «Путешествие по городу», «Автобус», «Пешеход на улице»);
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- настольно-печатные игры.
Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Согласно вступивших в силу ФГОС, дошкольное образование требует от нас, педагогов, реализации новых инновационных технологий, постоянного творческого поиска. Поэтому в своей работе необходимо использовать следующие технологии:
- здоровьесберегающие (подвижные и спортивные игры, физминутки, игры-соревнования, эстафеты и др.);
- личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
- информационно-коммуникационные технологии (компьютерные и мультимедийные средства обучения,стимулируют познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами);
Игровые технологии как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах
Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Игровые технологии являются современными педагогическими технологиями, которые я активно использую при формировании у детей навыков безопасного поведения на дороге. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.
Цель игровой технологии по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге.
Для правильного проведения игры, а также для эффективного достижения её цели, помимо четкой организации стараюсь соблюдать следующие условия:
1. Эмоционально - психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих.
2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость.
3. Формирование у играющих уверенности в своих силах и в успехе игры.
Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы.
При обучении детей правилам дорожной безопасности использую самые разнообразные игры:
• с элементами физических упражнений и спорта;
• сюжетно - ролевые игры;
• театрализованные и игры-драматизации;
• дидактические;
• настольно - печатные;
• интеллектуально-познавательные.
В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребенок учится координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом: «Светофор», «К своим знакам!», «Красный, желтый, зеленый!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».
Например, в игре «Быстро шагай, смотри, не зевай!» у детей развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать в соответствии с цветовыми сигналами. (Если водящий поднимает красный флажок, играющие останавливаются и замирают на месте, желтый флажок – дети шагают на месте, зеленый флажок – играющие двигаются по всей площадке врассыпную).
Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр. Сюжетно - ролевая игра – форма моделирования ребѐнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинѐнная жѐстким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. В нашей группе созданы условия для сюжетно – ролевых игр по правилам дорожного движения: оформлен макет домов и деревьев, нагрудные трафареты разного вида транспорта, имеются жезлы, форма сотрудника ГИБДД, разнообразные транспортные игрушки, светофоры.
В сюжетно – ролевых играх «Водители», «Поездка в автобусе», «Мы – пешеходы», знакомлю детей с улицей, дорогой, дети учатся правильно входить в транспорт и выходить из него, закрепляю такие понятия как «пешеход», «проезжая часть дороги», «дорожный знак».
Например, сюжетно-ролевая игра «Пассажиры». Между детьми распределяются роли. Одни дети выступают в роли пассажиров, другие - взрослых, которые держат их за руку. В определенном порядке отрабатываются следующие действия: 1) нахождение на посадочной площадке; 2) вход в автобус; 3) нахождение в салоне автобуса; 4) высадка из автобуса; 5) переход на противоположную сторону дороги при высадке из автобуса.
Все эти действия в сюжетно-ролевой игре отрабатываются до автоматизма - приобретения навыка.
Дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о светофоре, пешеходном переходе в определѐнной последовательности: какие цвета у светофора, его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.
Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место я отвожу играм: «Собери светофор», «Собери дорожный знак», такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Транспорт»; на развитие мышления, внимания и речи детей: «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «По дороге». Игры преподношу детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.
Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей дошкольного возраста. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы и др. Настольно - печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о ПДД. Игровые формы придают настольно – печатным играм занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила и действия. В группе приобретены настольно – печатные игры с интересным содержанием и оборудованием: «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др.
Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально - познавательных играх, занимательных викторинах. Во время целевых прогулок и экскурсий стараюсь наглядно показать пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств для того, чтобы дошкольники имели представление о ПДД и могли рассуждать об увиденном.
Дорога для маленького пешехода - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Поэтому, первостепенной задачей взрослых была и остается задача обучить детей безопасному поведению на дороге.
3 этап
Развлечение «Уважайте светофор».
Цель: закрепление знаний, полученных в проекте.
Заключение
Каждый из нас в любой момент может оказаться в опасной ситуации. Осторожность и бдительность нужны всегда и везде, даже в обыденной жизни, когда кажется, что тебе ничто не угрожает. Самая обычная обстановка может стать опасной, если не знать правил поведения на улице, дома, на природе и т.д.
Прочные, разносторонние знания по теме «Безопасность» обеспечиваются систематической работой в ДОУ по данной теме.
Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге.
Планирование работы
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Взаимодействие с родителями
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
«Знакомство с улицей».
Цель:
Дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди. В других находятся учреждения - магазины, школа, почта. Машины движутся по проезжей части улицы.
Наблюдение
«Улица» - закрепить понятия об улице, правилах поведения пешеходов на улице
1.Рассматривание картины «Улица», беседа по картине.
2. С/р «На дороге» - Закрепление представлений детей о назначении светофора, пешеходного перехода
Чтение стихотворения
С. Михалкова «Моя улица»
Лексика:
Предлог «за»,
улица,
пешеход,
переход,
светофор,
ППД
Закреплять с детьми знания об улице пешеходах, о правилах поведения пешеходов на улице
Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации
Материал для продуктивной деятельности
«Светик - трёхцветик» - по
сигналу светофора.
Цель: Закрепить имеющиеся представления о светофоре, его назначении и принципе действия. Закрепить знания перехода улицы по сигналам светофора
Наблюдение
«Пешеход»
Цель. Закрепить правила передвижения пешеходов по улице.
Обучающая сюжетно-дидактическая игра «Осторожно — улица!» — Закрепление понятия о том, что здоровье часто зависит от собственного поведения человека
Загадки
Чтение книги «Правила дорожного движения», В. Кожевникова «Светофор»,
А. Северный «Три чудесных цвета».
Лексика:
предлог «между», улица,
пешеход,
переход,
светофор, ППД
Закреплять с детьми знания об улице пешеходах, о правилах поведения пешеходов на улице
Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации
Материал для продуктивной деятельности
«Бегут машины в ряд» на чём люди ездят (Виды городского транспорта).
Цель: Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками. Закрепить у детей названия городского транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль).
Беседа:
Познакомить детей с машинами специального назначения: «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», «Хлеб», «Продукты», «Мебель» и т.д.
Подвижная игра «Красный, желтый,
зеленый»Закрепление умения
действовать в соответствии с сигналами
светофора.
Загадки по теме
Чтение художественной литературы:
С. Михалков, «Шагая осторожно», А.Дорохон «Подземный переход»
Лексика:
Употребление пространственных предлогов и наречий.
Транспорт наземный, автобус, троллейбус,
дорога, тротуар, проезжая часть
Закреплять с детьми знания об улице пешеходах, о правилах поведения пешеходов на улице
Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации
«Бульвар дорожных знаков».
Цель:
Продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки.
Беседа
«На чём люди ездят» - обобщить знания детей о общественном транспорте. Правилах поведения в нем
Подвижна игра «Цветные автомобили» - закрепить сигналы светофора.
Беседа: «Почему нельзя играть на улицах и дорогах».
С.Михалков «Велосипедист»
Употребление пространственных предлогов и наречий.
Транспорт наземный, автобус, троллейбус,
дорога, тротуар, проезжая часть
Закреплять с детьми знания об улице пешеходах, о правилах поведения пешеходов на улице
Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации
Д/и «Учим дорожные знаки» Цель: познакомить с видами дорожных знаков: запрещающие, информационно-указательные, предупреждающие, предпи-сывающие, с назначением знаков «Светофор», «Пешеход», «Осторожно: дети!», «Пешеходный переход».
Д/и «Собери знак» закрепить знания о дорожных знаках
Улица
Широкая
Узкая
Проезжая часть
Закреплять с детьми знания об улице пешеходах, о правилах поведения пешеходов на улице
Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации
«Если на улице нет светофора»
Цель: Знакомство детей с правилами переходы через дорогу, где нет светофора. Закрепить правила поведения пешехода на улице.
Д/и на макете «Расставь знаки» Цель: расширение. Уточнение и формирование новых представлений о расположение объектов окружающей среды.
.
В.Семернин «Запрещается разрешается».
Закрепить словарь существительных, прилагательных, глаголов по теме «Транспорт
Закреплять с детьми знания об улице пешеходах, о правилах поведения пешеходов на улице
Активизация детей на самостоятельную деятельность в уголке по ПДД: настольно-печатные игры, книги, иллюстрации
«Уважайте светофор!»
Цель: Закрепить знания о ПДД.
Развлечение совместно с родителями.
Цель:Закреплять с детьми знания об улице пешеходах, о правилах поведения пешеходов на улице
Приложение 1
Консультации для родителей
«Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
Переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги - направо.
Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком « Пешеходный переход»
Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
Вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
Если твои родители забыли, с какой стороны нужно обходить автобус, трамвай, можешь им напомнить, что эти транспортные средства опасно обходить как спереди, так и сзади. Надо дойти до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейти улицу.
Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
Рекомендации для родителей
1. При движении по тротуару:
- придерживайтесь правой стороны тротуара;
- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;
2. Готовясь перейти дорогу:
- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;
- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;
- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;
- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;
- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
3. При выходе из дома:
- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;
- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности.
4. При ожидании общественного транспорта:
- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине.
5. При переходе проезжей части:
- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;
- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;
- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;
- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
6. При посадке и высадке из общественного транспорта:
- выходите впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне.
7. При движении автомобиля:
- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;
- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;
- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
Приложение 2
Памятка для родителей
«Обучение детей наблюдательности на улице»
Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку
Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять, нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите, не приближается ли транспорт.
При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку
Учите ребенка всматриваться в даль, пропускайте транспорт
Наблюдая за приближающимся транспортом, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность: едет легковой автомобиль или мотоцикл на большой скорости. Поэтому, лучше подождать, если не уверен, что нет скрытой опасности.
Не выходите с ребенком на проезжую часть, из-за каких либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части
Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта
Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП
Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный опыт!
Приложение 3
Пальчиковая игра «Транспорт»
Будем ручками играть
И про транспорт вспоминать
(Соединяют пальцы с большим пальцем)
Полетим на самолёте,
Облака, вы как живёте?
(Изображают крылья самолёта)
В лодочке качаемся
И волнам улыбаемся
(Ладошки « в лодочку», изображают волны)
Мотоцикл мы разгоняем,
Наперегонки играем
(Сжимают пальцы в кулак, расслабляют)
С ветром, солнцем и друзьями.
(Руки в трубочку-дуют « ветерком»; руки вверх-это лучи солнца. Руки показывают на друзей)
Ну вот, пальчики размяли, теперь можно сесть за руль.
Приложение 4
Сценарий развлечения по ПДД
«Уважайте светофор»
Звучит песня "Светофор", вбегают дети, танцуют.
В.Движеньем полон город: бегут машины в ряд.
Цветные светофоры и день, и ночь горят.
Шагая осторожно, за улицей следи –
И только там, где можно её переходи.
И там, где днём трамваи спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая, нельзя считать ворон.
Шагая осторожно, за улицей следи –
И только там, где можно её переходи.
(С.Михалков)
Полицейский: В нашем городе большом
Много транспорта кругом
И помнить правила движенья
Мы все должны без исключенья.
Появляется Помеха-Неумеха:
П-Н: Это что вы здесь шумите? Какие ещё правила?
П. Правила дорожного движения.
П-Н. А что же это за правила такие?
П. Это правила, которые рассказывают, как вести себя пешеходам и водителям на дороге.
П-Н Вот насмешили! Правила дорожного движения!
Я – Помеха-Неумеха.
У меня свои правила-куда захотела, туда и пошла.
А правила, это скучно, да и трудно учить, наверное.
В. Нет! Это несложно. Для начала нужно подружиться со светофором!
П-Н. Да как же с ним подружиться?
В: Сейчас мы тебе расскажем:
1.С виду грозный и серьезный
Очень важный светофор.
С перекрестка, с перекрестка
Он на нас глядит в упор.
Все, что хочет он сказать,
Нужно по глазам читать!
2.(красный глаз) Стоп, машина! Стоп, мотор! Тормози скорей шофер! Красный глаз глядит в упор Не пускает Светофор. Поднимает вверх круг красного цвета 3. (желтый глаз) Желтый глаз – предупреждение: Жди сигнала для движения. Поднимает вверх круг желтого цвета
4. (зеленый глаз) Обожди шофер немножко, Снова выгляни в окошко. Светофор на этот раз Показал зеленый глаз, Подмигнул и говорит: Ехать можно, путь открыт!
(Поднимает вверх круг зелёного цвета.)
Игра «Кто быстрее составит светофор» Дети из разрезанных кругов собирают светофоры
Может закрашивают полукруги?
- Молодцы, ребята.
Игра «Красный, желтый, зеленый» В игре участвуют 10 детей. Звучит музыка. Дети – «машины» в руках рули. Едут по дороге, внимательно следя за Светофором. Красный глаз – «машины» останавливаются. Желтый глаз – стоят, топают ногами. Зеленый глаз – едут дальше.
П-Н. Ой, оказывается, правила -это интересно.
Я вижу, что светофор не страшный, а очень даже полезный!
В: А чтобы ты получше запомнила, дети тебе почитают стихи.
Дети выходите, прочитайте стихотворения о правилах дорожного движения.
1.Всем, кто любит погулять,
Всем без исключения
Нужно помнить,
Нужно знать правила движения.
2.Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
3. Выходит в рейс по правилам
Полярник и пилот
Свои имеют правила
Шофер и пешеход
4 Нам на улице не страшно
Знаем все мы с давних пор
Красный свет – идти опасно,
Путь закрыл нам светофор.
5. Надо помнить ежечасно,
У дорог играть опасно!
Надо место выбирать,
Где не страшно поиграть.
6. Перед быстрою машиной
Никому нельзя бежать!
У дороги надо маму
Крепко за руку держать!
7.По городу, по улице
Не ходят просто так!
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
8.Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
П-Н. Ой, какие хорошие стихи... А мы еще играть будем?
Ведущий: Теперь я объявляю Игру, которая называется
Игра «Ловкий водитель». К веревке привязана машина, на другом конце палочка. Тот, кто быстрее смотает веревку и первым пригонит свою машину к финишу, тот победит в нашем конкурсе. Начали! (По сигналу свистка, под веселую музыку, дети выполняют задание.) Взрослый соревнуется с ребенком.
В. Водители должны быть не только ловкими, но и очень внимательными. При этом внимательно смотреть не только на дорогу, но и поглядывать в салон машины. Ведь взрослые часто путешествуют с детьми, а для перевозки детей есть свои правила.
Сценка.
Мама с сыночком идут за руку:
Мама:
Когда к дороге подхожу, Сыночка за руку держу.
Сынок:
Я сегодня пешеход
У меня неспешный ход.
Нет колес и нет руля,
Под ногой моей земля
Никого я не толкаю,
Никого не обгоняю.
Скажут: «Кроха пешеход
В садик правильно идет».
Три машины из стульев.
Первая машина.
Мама:
Я держусь за руль руками - Посмотрите - я какая! Я - внимательный водитель: Вот такая деловая!
Дочка:
Мама мне купила кресло, Кресло необычное. Кресло безопасное С этим креслом не боюсь Ни какой дороги. Пусть меня быстрее мчит Мама по дороге.
Вторая машина.
Папа:
Маленькому Сашеньке, Если он не в кресле Ехать очень страшно И не интересно Если ж в кресло Саша сел, То доволен он и смел.
Сынок Сашенька
Чудо-кресло есть у нас Это кресло просто класс Синее и красное, И очень безопасное. Если сяду я в него Пристегну ремни Ехать можно нам легко Ждет удача нас в пути.
Третья машина.
Папа две дочки
Папа:
Мы в хорошую погоду Выезжаем на природу: Всё собрали, положили И надёжно закрепили. Дочка:
Папа сел за руль и вот: Мы отправились в поход! У меня своё есть место: Мне купили автокресло!
Заключение сценки
Дочка:
В автокресле безопасно- Это всем предельно ясно. Пристегнем свои ремни И не страшно нам в пути!)))
Полицейский:
Прежде чем за руль садиться
Нужно вам не полениться,
Обеспечить не спеша
Безопасность малыша!
Вы закон не нарушайте,
В кресло деточку сажайте.
Это ведь совсем несложно,
Пристегнул – и ехать можно.
И малыш и дошколёнок
Должен знать уже с пелёнок,
Прежде чем пуститься в путь,
Пристегнуться не забудь.
П-Н: Ой, как у вас в садике весело! Обязательно расскажу своим друзьям, пусть они тоже придут правила поучить.
Я вот недавно встретила Емелю. Спрашиваю:
-Где же твоя печка?
А он отвечает:
- Я ее в ремонт сдал. Починят мотор, и будет она еще быстрее ездить.
- А что случилось?
- Да дорогу ремонтировали. А я яму не увидел и вместе с печкой в нее провалился. Мне полицейский сказал, что надо внимательно на знаки смотреть. А какие знаки?
В. На дороге встречаются не только светофоры, но и другие дорожные знаки. Они рассказывают, какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего делать нельзя.
П-Н Ну не знаю.... Зачем Емеле знаки, у него есть волшебная щука, она всегда помогает Емеле..
В. Щука живет в воде, а там нет правил дорожного движения. Она не знает этих правил, поэтому не сможет помочь твоему другу.
Песня "Правила дорожного движения"
Вед.: Ну а теперь все знаки становитесь дружно в ряд
И все правила движенья расскажите для ребят.
Р1: Мы – важные знаки, дорожные знаки,
На страже порядка стоим.
Вы правила знайте и их соблюдайте,
А мы вам помочь поспешим.
Р2: Пешеходный переход
По полоскам чёрно-белым
Человек шагает смело.
Знает: там, где он идёт,-
Пешеходный переход.
Р3: Дети
Это очень важный знак
Он висит не просто так
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете –
В этом месте ходят дети.
Р4: Дорожные работы Здесь дорожные работы – Ни проехать, ни пройти. Это место пешеходу Лучше просто обойти!
Р Р5: Пункт питания Если вам нужна еда, То пожалуйте сюда. Эй, шофёр, внимание! Скоро пункт питания!
Р6: Автозаправочная станция Не доедешь без бензина До кафе и магазина. Этот знак вам скажет звонко: «Рядышком бензоколонка»
Р7: Въезд запрещен
Знак водителей стращает, въезд машинам запрещает.
Не пытайтесь сгоряча ехать мимо "кирпича".
Игра-эстафета «Извилистая дорога»
Для детей
(2 команды, первые игроки каждой команды, держа руль в руках, передвигаются между кеглями змейкой, возвращаются и передают руль следующему игроку. Выигрывает та команда, которая пройдёт быстрее и не собьёт кегли)
Для взрослых.
Две команды. Между членами команды мяч. Двигаются по прямой и обратно.
- Ребята, вы молодцы, знаете как нужно вести себя на улице, переходить дорогу. Нужно помнить, что правила дорожного движения очень важны. Не нужно их нарушать, тогда не будет несчастных случаев на дороге, и вы вырастите здоровыми и счастливыми.
А чтобы не забыть эти правила и научить других ребят из нашего детского сада, мы
объявляем о создании отряда юных инспекторов движения. Вместе мы будем изучать правила дорожного движения.
Ведь:
Правила из этой книжки
Нужно знать не понаслышке.
И учить их не слегка
А всерьёз, наверняка.
А сейчас приглашаем вас на танец (под аудиозапись песни «Би-би-ка»)
Приготовить памятные медали с надписью:
Выходя на улицу, приготовь заранее Вежливость и сдержанность, А главное – внимание!
Угощенье: сок, печенье Барни
Приложение 5
Игры по правилам дорожного движения для дошкольников
«Светофор»
Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, о цвете (красный, желтый, зеленый).
Ведущий раздает детям кружки разных цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цвета.
«Путешествие на машинах»
Цель: закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.
Материал: игровое поле, фишки.
Ход игры
На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.
«Мой знак»
Игра проводится во время поездки на машине по городу.
Цели: закрепить знания дорожных знаков; воспитывать внимание и память.
Материал: фишки.
Ход игры
Перед дальней поездкой дети распределяют, какие будут искать знаки (пешеходные переходы). Во время поездки называют увиденные знаки и получают за них фишки. Кто набрал больше фишек, тот и победил.
«Правила дорожного движения»
Цели: закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Ход игры
Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет - движение разрешено, желтый - внимание, красный - стой - играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику игры нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка - одно очко.
«Законы улиц и дорог»
Цель: прививать правила поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве.
Материал: игровое поле, большие карты - 8 штук, фигурки людей и знаков.
Ход игры
Игра делится на несколько вариантов: «Здравствуй, город!», «Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь - дальше будешь».
Игра помогает проверить знание правил дорожного движения.
«Говорящие знаки»
Цель: закрепить знание дорожных знаков, их классификацию.
Материал: 73 карточки с изображением дорожных знаков, 73 карточки с описанием значения каждого знака и положений регулировщика.
Ход игры
Ведущий перемешивает карточки с рисунками и раздает играющим. Карточки с текстом оставляет у себя. Затем ведущий берет одну карточку и читает текст. Играющий, у которого есть карточка с дорожным знаком, соответствующим прочитанному тексту, кладет ее на середину стола. Если номера совпадают, играющий берет карточки себе. Выигравший получает карточку с водительским удостоверением.
«Верно - неверно»
Цель: закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.
Материал: игровое поле, знаки дорожного движения.
Ход игры
Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает - правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.
«Мы - пассажиры»
Цели: уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Материал: картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступить в той или иной ситуации.
«Дорожные знаки»
Цели: закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный переезд без шлагбаума», «островок безопасности».
Материал: дорожные знаки.
Ход игры
Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.
«Знай и выполняй правила уличного движения»
Цель: закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения светофора.
Материал: иллюстрации улиц города.
Ход игры
Детям загадывается загадка про светофор, проводится обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.
«Правила поведения»
Цели: закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.
Материал: разрезные картинки.
Ход игры
На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступить.
«Теремок»
Цели: учить детей различать дорожные знаки для пешеходов и водителей (велосипедистов); закрепить умение детей классифицировать дорожные знаки по видам; воспитывать внимание.
Материал: круг с прорезью, дорожные знаки.
Ход игры
Воспитатель помещает круг со знаками так, чтобы в окошко был виден один знак. Дети называют знак и объясняют его назначение.
Круг поворачивается, и в окошке появляются другие знаки.
«Пешеходы и транспорт»
Цель: закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.
Материал: кубик, игровое поле, фишки.
Ход игры
На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде
знаков. Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед: Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.
«Транспорт»
Цели: закрепить знания детей о видах транспорта: воздушном, наземном, водном; дать знания о назначении транспорта.
Материал: картинки с видами транспорта.
Ход игры
Каждый ребенок берет себе картинку с изображением вида транспорта и рассказывает о нем. Другие дети дополняют.
«Соблюдай правила дорожного движения»
Цели: научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения; воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу.
Материал: игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.
Ход игры
Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.
«Говорящие дорожные знаки»
Цель: научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила движения, быть внимательными друг к другу.
Материал: каждое игровое поле - рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.
Ход игры
Перед каждым ребенком поле, каждому дается задание: проехать по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.
Материал: разрезные большие знаки дорожного движения; образцы дорожных знаков.
Ход игры
Ребенку предлагается по образцу собрать пазлы, на которых изображены дорожные знаки.
«Помощь спешит»
Цели: закреплять у детей знания о специализированном транспорте и о том, как он помогает людям; знакомить с особенностями профессий людей, которые работают на специализированном транспорте.
Материал: карточки с изображением различного специализированного транспорта и картинки с людьми, работающими на этих видах транспорта.
Ход игры
Ребенку предлагается подобрать к каждой карточке со специализированным транспортом человека соответствующей профессии (скорая помощь и доктор...).
«Собери транспорт»
Цели: закреплять у детей знания о транспорте на дороге; развивать у детей образное мышление, наблюдательность, память; учить детей складывать по образцу транспорт; развивать мелкую моторику.
Материал: карточки с транспортом различного вида, разрезной транспорт, соответствующий карточкам.
Ход игры
Детям предлагается в соответствии с образцом собрать разрезной транспорт и рассказать о нем.
«Дидактический светофор»
Цели: закрепить знания детей о назначении трех сигналов светофора; развивать творческое мышление, восприятие, внимание; учить детей ассоциировать цвет светофора с эмоциональным состоянием (красный цвет сердится, а зеленый улыбается).
Материал: четырехсторонний светофор (с одной стороны светофор с тремя сигналами, с другой стороны светофор без сигналов; с третьей стороны кармашек с сигналами светофора, с четвертой стороны картинки, изображающие глаза, рот, нос в эмоциональном состоянии радости и гнева.
Ход игры
Ребенку предлагается посмотреть на светофор и запомнить, в каком порядке расположены сигналы, и затем по памяти он должен правильно составит светофор; также ребенок может определить, какой цвет светофора ассоциируется у него с запретом, а какой с разрешением.
«Дорожное лото»
Цели: развивать у детей наблюдательность на дороге; закреплять правила поведения на улицах города; учить детей анализировать ситуации на дороге.
Материал: карточки с различными ситуациями на дороге; необходимые атрибуты и дорожные знаки к дорожной ситуации.
Ход игры
Детям предлагаются карточки с различными ситуациями на дороге, они должны подобрать необходимые атрибуты и дорожные знаки к дорожной ситуации.
«Угадай, на чем повезешь»
Цель: познакомить детей с разновидность транспорта и его назначением в жизни человека.
Материал: большая грузовая и легковая машины, картинки на липучках с изображением людей, овощей, фруктов, дров, песка...
Ход игры
Детям предлагается рассортировать картинки (что могут перевозить грузовая и легковая машины).
«Чья дорожка»
Цели: закреплять у детей правила поведения на улице; учить находить дорожку для каждого участника дорожного движения.
Материал: картинки с различным видом наземного транспорта, людьми и поле с различным видом дорог: тротуар, железная дорога, метро, проезжая часть.
Ход игры
Детям предлагается расположить участников движения на нужной дорожке.