kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательное значение дидактических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра имеет огромное значение для развития дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательное значение дидактических игр»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №38













Авторская методическая разработка

"ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

дидактических игр".













Работа воспитателя


Романовой Татьяны Петровны



















г. Березники - 2025г.





Дидактические игры для детей старшей группы.

Познавательное развитие.

1. В мире загадок.


Загадки с использованием познавательных признаков помогают развивать логику, тренировать память и языковое чутьё. Они формируют образное мышление, обучают, воспитывают, знакомят с окружающим миром, развивают чувства рифмы, ритма и сообразительность. Также с их помощью можно отработать произношение определённых звуков, расширить представление о живом мире, предметах, явлениях природы.



В загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета. Дети заполняют таблицу. Работа может носить как индивидуальный, так и групповой характер (4 - 5 человек).



1

Два кольца, два конца, посередине гвоздь.


2

Очень острые ребята, осторожно с ними надо! Режут быстро и легко и бумагу, и трико.


3

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.


4

Поля стеклянные, межи деревянные


5

Висит груша, да нельзя скушать.


6

Висит, болтается, всяк за него хватается.


7

  • Цветное, полосатое, пушистое, мохнатое. После душа кто выходит, на крючке его находит.


8

Гладкий брусочек, скользкий кусочек. Грязь его боится, с ним я буду мыться.


9

Сам худ — голова с пуд. На работу вышел — каждый услышал.


10

Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.


11

Зубы имеют, а зубной боли не знают.




Ответы.

1. Ножницы. 9. Молоток.

2. Ножницы. 10. Пила.

3. Часы 11. Грабли.

4. Оконная рама.

5. Лампа.

6. Полотенце.

7. Полотенце.

8. Мыло.


Загадки о животных могут рассказывать о величине, частях тела, форме глаз, длине ног, ушей, хвоста.


Дети используют картинки и подставляют их в нужные колонки.



Таблица №1.



1

Хвост крючком, нос пятачком.

2

Юркий маленький зверёк по деревьям прыг да скок.

3

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица.

4

  1. Глазастая, зелёная. На камешке лежит. Греется на солнышке, хвостик шевелит. От врага убегает — хвостик теряет. 

5

  1. Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками.

6

Летом ходит без дороги возле сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

7

Маленькие рожки, тоненькие ножки, на лугу вместе с мамой он пасётся поутру. Прыгает и скачет, никогда не плачет. Озорной он пострелёнок, и зовут его...

8

Плывёт корова по реке, нырнет — и нет её нигде. Поест травы на самом дне и снова вынырнет наверх. Торчат одни глаза и пасть. Мы не хотим в неё попасть. Характер скверный у неё, чужих не любит никого.





Ответы.

1. Свинья.

2. Белка.

3. Козёл.

4. Ящерица.

5. Ёжик.

6. Медведь.

7. Козлёнок.

8. Бегемот.



Дети получают обе таблицы.

Во второй колонке таблицы №2 дети должны подставить нужную цифру. (Цифры указаны в таблице №1).

Вместо таблицы №2 можно на экране показать слайд.













Таблица №2.





















Загадки об овощах, о фруктах, ягодах, растениях.

В них указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет:

Разминка. Приглашаются по желанию 10 участников. Они делятся на две команды. Кто первый!

Воспитатель читает загадку. Команды должны назвать ответ хором.

1) «Круглое, румяное с дерева достану я...» (яблоко). 

2) «Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвёшь — всю руку обдерешь».

Это (крыжовник). 

3) «Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены». Это (берёзки). 



Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них.

Работает вся группа.

«Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт». (дождь, земля, трава).  «Весной вырастают, осенью опадают». (листья).



Загадки об овощах.

Конкурс "Найти ошибки".



1

Сидит девица в темнице, а коса — на улице.

лук

2

Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет — тот заплачет.

морковь

3

  • Ни окошек, ни дверей, полна горница людей.

огурец 

4

Я кругла и крепка, тёмно-красные бока, я гожусь на обед — и в борщи, и в винегрет.

 репа 

5

  • Сто одежек, а все без застёжек.

капуста

6

  • И зелен, и густ на грядке куст. Подкопай немножко — под кустом — ...

редиска 

7

  • С виду — красная, а раскусишь — белая.

картошка 

8

  • Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, жёлта как мёд, а вкус не тот.

свёкла



Ответы.

1. Морковь

2. Лук

3. Огурец

4. Свёкла

5. Капуста

6. Картошка

7. Редиска

8. Репа




Загадки о фруктах, ягодах, растениях.



Воспитатель:

- Я назову вам несколько вкусных предметов, а вы должны назвать обобщающее слово. Итак, кто первый?

Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты вместе все зовутся фруктами



- Угадайте! Кому мы поклон отдаём?


Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке. Кто ни пройдёт, всяк поклон ей отдаёт. земляника

- О какой ягоде идёт речь в данной загадке?

В сенокос горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? рябина

- О каких деревьях говорится в этих загадках?

1) Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. берёза

2) Что за дерево такое — и мёд даёт, и лапти плетёт. липа 

- Дети, солнышко может стоять на одной ножке?

Послушайте загадку и угадайте это растение.

В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. Только жёлтые лучи у него не горячи. подсолнух





2. В мире природы.

Имя прилагательное + имя существительное (цвет, форма).



Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме «Мир природы».

Материал: картинки с изображением мира природы (деревья, цветы, небо, трава, река, горы...).

Ход игры: ребенок (или группа) выбирает предметную картинку, воспитатель задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.







Картина 1.





Цветы (какие?) -

Горы (какие?) -

Трава (какая?) -

Река (какая?) -

Небо (какое?) -

Деревья (какие?) -


Можно провести конкурс "Кто больше назовёт имён прилагательных, характеризующих данный предмет по эмоциональной окраске"

(Дети записывают имена прилагательные).



Например, река (какая?) - чудная, красивая, привлекательная, таинственная, неповторимая, дивная.





Картина 2.





Небо (какое?) -

Деревья (какие?) -

Озеро (какое?) -

Водопад (какой?) -

Берег (какой?) -

Цвет (какой?) -

Воспитатель:

- К какому существительному (-ым) вы можете подобрать эти имена прилагательные?

Прозрачное, блестящее, живописное, великолепное, прекрасное, замечательное.





Картина 3.



Река (какая?) -

Небо (какое?) -

Ель (какая?) -


Берег(какой?) -


Облака (какие?) -


Горы (какие?) -



3. «Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова, развивать речевые навыки. Воспитатель приводит два примера. Затем дети называют противоположные по смыслу слова. Высокое дерево - низкое. Яркий цветок - бледный.

Прозрачное небо – туманное

Маленькое облако - большое

Грозное небо - тихое, спокойное, мирное

Невысокие горы - высокие

Пасмурный день - светлый, солнечный

Шумные волны - спокойные, тихие

4. «Четвертый лишний».

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) лягушка, комар, жук, бабочка;

8) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.



5. «Назови одним словом»

Цель: уметь обобщать единичные предметы, упражнять детей в классификации предметов, обогащать словарный запас.

Воспитатель:

- Я называю несколько предметов. Вы должны подобрать к ним одно слово обобщающего характера. Например, берёза, тополь, осина - это деревья.


Роза, ромашка, герань – цветы.


Кресло, диван, кровать – мебель.


Ложка, кастрюля, тарелка – посуда.


Автобус, троллейбус, такси– транспорт.


Малина, брусника, черника- ягод


Ручка, тетрадь, пенал - школьные принадлежности.

Отвёртка, молоток, плоскогубцы - инструменты (столярные).

Персик, лимон, апельсин - фрукты.

Помидор, огурец, перец - овощи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Познавательное значение дидактических игр

Автор: Романова Татьяна Петровна

Дата: 14.01.2025

Номер свидетельства: 663541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) ""Дидактическая игра, как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskaia_igra_kak_sredstvo_povysheniia_motivatsii_detei_v_uchebnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "527180"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573842815"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(68) "primienieniie-didaktichieskikh-igr-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "134150"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416673663"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "didaktichieskiie_ighry_ikh_znachieniie_i_primienieniie_v_piedaghoghichieskom_pro"
    ["file_id"] => string(6) "398781"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080797"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_po_samoobrazovaniiu_tema_ispolzovanie_didakticheskikh_igr_pri_formirovanii_"
    ["file_id"] => string(6) "496289"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547993298"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства