kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательное значение дидактических игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра имеет огромное значение для развития дошкольников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательное значение дидактических игр»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №38













Авторская методическая разработка

"ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

дидактических игр".













Работа воспитателя


Романовой Татьяны Петровны



















г. Березники - 2025г.





Дидактические игры для детей старшей группы.

Познавательное развитие.

1. В мире загадок.


Загадки с использованием познавательных признаков помогают развивать логику, тренировать память и языковое чутьё. Они формируют образное мышление, обучают, воспитывают, знакомят с окружающим миром, развивают чувства рифмы, ритма и сообразительность. Также с их помощью можно отработать произношение определённых звуков, расширить представление о живом мире, предметах, явлениях природы.



В загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета. Дети заполняют таблицу. Работа может носить как индивидуальный, так и групповой характер (4 - 5 человек).



1

Два кольца, два конца, посередине гвоздь.


2

Очень острые ребята, осторожно с ними надо! Режут быстро и легко и бумагу, и трико.


3

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.


4

Поля стеклянные, межи деревянные


5

Висит груша, да нельзя скушать.


6

Висит, болтается, всяк за него хватается.


7

  • Цветное, полосатое, пушистое, мохнатое. После душа кто выходит, на крючке его находит.


8

Гладкий брусочек, скользкий кусочек. Грязь его боится, с ним я буду мыться.


9

Сам худ — голова с пуд. На работу вышел — каждый услышал.


10

Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.


11

Зубы имеют, а зубной боли не знают.




Ответы.

1. Ножницы. 9. Молоток.

2. Ножницы. 10. Пила.

3. Часы 11. Грабли.

4. Оконная рама.

5. Лампа.

6. Полотенце.

7. Полотенце.

8. Мыло.


Загадки о животных могут рассказывать о величине, частях тела, форме глаз, длине ног, ушей, хвоста.


Дети используют картинки и подставляют их в нужные колонки.



Таблица №1.



1

Хвост крючком, нос пятачком.

2

Юркий маленький зверёк по деревьям прыг да скок.

3

С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица.

4

  1. Глазастая, зелёная. На камешке лежит. Греется на солнышке, хвостик шевелит. От врага убегает — хвостик теряет. 

5

  1. Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками.

6

Летом ходит без дороги возле сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.

7

Маленькие рожки, тоненькие ножки, на лугу вместе с мамой он пасётся поутру. Прыгает и скачет, никогда не плачет. Озорной он пострелёнок, и зовут его...

8

Плывёт корова по реке, нырнет — и нет её нигде. Поест травы на самом дне и снова вынырнет наверх. Торчат одни глаза и пасть. Мы не хотим в неё попасть. Характер скверный у неё, чужих не любит никого.





Ответы.

1. Свинья.

2. Белка.

3. Козёл.

4. Ящерица.

5. Ёжик.

6. Медведь.

7. Козлёнок.

8. Бегемот.



Дети получают обе таблицы.

Во второй колонке таблицы №2 дети должны подставить нужную цифру. (Цифры указаны в таблице №1).

Вместо таблицы №2 можно на экране показать слайд.













Таблица №2.





















Загадки об овощах, о фруктах, ягодах, растениях.

В них указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет:

Разминка. Приглашаются по желанию 10 участников. Они делятся на две команды. Кто первый!

Воспитатель читает загадку. Команды должны назвать ответ хором.

1) «Круглое, румяное с дерева достану я...» (яблоко). 

2) «Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвёшь — всю руку обдерешь».

Это (крыжовник). 

3) «Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены». Это (берёзки). 



Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них.

Работает вся группа.

«Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт». (дождь, земля, трава).  «Весной вырастают, осенью опадают». (листья).



Загадки об овощах.

Конкурс "Найти ошибки".



1

Сидит девица в темнице, а коса — на улице.

лук

2

Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет — тот заплачет.

морковь

3

  • Ни окошек, ни дверей, полна горница людей.

огурец 

4

Я кругла и крепка, тёмно-красные бока, я гожусь на обед — и в борщи, и в винегрет.

 репа 

5

  • Сто одежек, а все без застёжек.

капуста

6

  • И зелен, и густ на грядке куст. Подкопай немножко — под кустом — ...

редиска 

7

  • С виду — красная, а раскусишь — белая.

картошка 

8

  • Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, жёлта как мёд, а вкус не тот.

свёкла



Ответы.

1. Морковь

2. Лук

3. Огурец

4. Свёкла

5. Капуста

6. Картошка

7. Редиска

8. Репа




Загадки о фруктах, ягодах, растениях.



Воспитатель:

- Я назову вам несколько вкусных предметов, а вы должны назвать обобщающее слово. Итак, кто первый?

Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты вместе все зовутся фруктами



- Угадайте! Кому мы поклон отдаём?


Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке. Кто ни пройдёт, всяк поклон ей отдаёт. земляника

- О какой ягоде идёт речь в данной загадке?

В сенокос горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? рябина

- О каких деревьях говорится в этих загадках?

1) Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. берёза

2) Что за дерево такое — и мёд даёт, и лапти плетёт. липа 

- Дети, солнышко может стоять на одной ножке?

Послушайте загадку и угадайте это растение.

В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. Только жёлтые лучи у него не горячи. подсолнух





2. В мире природы.

Имя прилагательное + имя существительное (цвет, форма).



Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме «Мир природы».

Материал: картинки с изображением мира природы (деревья, цветы, небо, трава, река, горы...).

Ход игры: ребенок (или группа) выбирает предметную картинку, воспитатель задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.







Картина 1.





Цветы (какие?) -

Горы (какие?) -

Трава (какая?) -

Река (какая?) -

Небо (какое?) -

Деревья (какие?) -


Можно провести конкурс "Кто больше назовёт имён прилагательных, характеризующих данный предмет по эмоциональной окраске"

(Дети записывают имена прилагательные).



Например, река (какая?) - чудная, красивая, привлекательная, таинственная, неповторимая, дивная.





Картина 2.





Небо (какое?) -

Деревья (какие?) -

Озеро (какое?) -

Водопад (какой?) -

Берег (какой?) -

Цвет (какой?) -

Воспитатель:

- К какому существительному (-ым) вы можете подобрать эти имена прилагательные?

Прозрачное, блестящее, живописное, великолепное, прекрасное, замечательное.





Картина 3.



Река (какая?) -

Небо (какое?) -

Ель (какая?) -


Берег(какой?) -


Облака (какие?) -


Горы (какие?) -



3. «Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова, развивать речевые навыки. Воспитатель приводит два примера. Затем дети называют противоположные по смыслу слова. Высокое дерево - низкое. Яркий цветок - бледный.

Прозрачное небо – туманное

Маленькое облако - большое

Грозное небо - тихое, спокойное, мирное

Невысокие горы - высокие

Пасмурный день - светлый, солнечный

Шумные волны - спокойные, тихие

4. «Четвертый лишний».

Цель: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) лягушка, комар, жук, бабочка;

8) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.



5. «Назови одним словом»

Цель: уметь обобщать единичные предметы, упражнять детей в классификации предметов, обогащать словарный запас.

Воспитатель:

- Я называю несколько предметов. Вы должны подобрать к ним одно слово обобщающего характера. Например, берёза, тополь, осина - это деревья.


Роза, ромашка, герань – цветы.


Кресло, диван, кровать – мебель.


Ложка, кастрюля, тарелка – посуда.


Автобус, троллейбус, такси– транспорт.


Малина, брусника, черника- ягод


Ручка, тетрадь, пенал - школьные принадлежности.

Отвёртка, молоток, плоскогубцы - инструменты (столярные).

Персик, лимон, апельсин - фрукты.

Помидор, огурец, перец - овощи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Познавательное значение дидактических игр

Автор: Романова Татьяна Петровна

Дата: 14.01.2025

Номер свидетельства: 663541

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) ""Дидактическая игра, как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskaia_igra_kak_sredstvo_povysheniia_motivatsii_detei_v_uchebnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "527180"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573842815"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(68) "primienieniie-didaktichieskikh-igr-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "134150"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416673663"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе"
    ["seo_title"] => string(80) "didaktichieskiie_ighry_ikh_znachieniie_i_primienieniie_v_piedaghoghichieskom_pro"
    ["file_id"] => string(6) "398781"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080797"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(260) "ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_po_samoobrazovaniiu_tema_ispolzovanie_didakticheskikh_igr_pri_formirovanii_"
    ["file_id"] => string(6) "496289"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547993298"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства