Просмотр содержимого документа
«Познавательное значение дидактических игр»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №38
Авторская методическая разработка
"ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
дидактических игр".
Работа воспитателя
Романовой Татьяны Петровны
г. Березники - 2025г.
Дидактические игры для детей старшей группы.
Познавательное развитие.
1. В мире загадок.
Загадки с использованием познавательных признаков помогают развивать логику, тренировать память и языковое чутьё. Они формируют образное мышление, обучают, воспитывают, знакомят с окружающим миром, развивают чувства рифмы, ритма и сообразительность. Также с их помощью можно отработать произношение определённых звуков, расширить представление о живом мире, предметах, явлениях природы.
В загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета. Дети заполняют таблицу. Работа может носить как индивидуальный, так и групповой характер (4 - 5 человек).
1
Два кольца, два конца, посередине гвоздь.
2
Очень острые ребята, осторожно с ними надо! Режут быстро и легко и бумагу, и трико.
3
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать.
4
Поля стеклянные, межи деревянные
5
Висит груша, да нельзя скушать.
6
Висит, болтается, всяк за него хватается.
7
Цветное, полосатое, пушистое, мохнатое. После душа кто выходит, на крючке его находит.
8
Гладкий брусочек, скользкий кусочек. Грязь его боится, с ним я буду мыться.
9
Сам худ — голова с пуд. На работу вышел — каждый услышал.
10
Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
11
Зубы имеют, а зубной боли не знают.
Ответы.
1. Ножницы. 9. Молоток.
2. Ножницы. 10. Пила.
3. Часы 11. Грабли.
4. Оконная рама.
5. Лампа.
6. Полотенце.
7. Полотенце.
8. Мыло.
Загадки о животных могут рассказывать о величине, частях тела, форме глаз, длине ног, ушей, хвоста.
Дети используют картинки и подставляют их в нужные колонки.
Таблица №1.
1
Хвост крючком, нос пятачком.
2
Юркий маленький зверёк по деревьям прыг да скок.
3
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица.
4
Глазастая, зелёная. На камешке лежит. Греется на солнышке, хвостик шевелит. От врага убегает — хвостик теряет.
5
Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками.
6
Летом ходит без дороги возле сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
7
Маленькие рожки, тоненькие ножки, на лугу вместе с мамой он пасётся поутру. Прыгает и скачет, никогда не плачет. Озорной он пострелёнок, и зовут его...
8
Плывёт корова по реке, нырнет — и нет её нигде. Поест травы на самом дне и снова вынырнет наверх. Торчат одни глаза и пасть. Мы не хотим в неё попасть. Характер скверный у неё, чужих не любит никого.
Ответы.
1. Свинья.
2. Белка.
3. Козёл.
4. Ящерица.
5. Ёжик.
6. Медведь.
7. Козлёнок.
8. Бегемот.
Дети получают обе таблицы.
Во второй колонке таблицы №2 дети должны подставить нужную цифру. (Цифры указаны в таблице №1).
Вместо таблицы №2 можно на экране показать слайд.
Таблица №2.
Загадки об овощах, о фруктах, ягодах, растениях.
В них указывается на особенности внешнего вида — форму, цвет:
Разминка. Приглашаются по желанию 10 участников. Они делятся на две команды. Кто первый!
Воспитатель читает загадку. Команды должны назвать ответ хором.
1) «Круглое, румяное с дерева достану я...» (яблоко).
2) «Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвёшь — всю руку обдерешь».
Это (крыжовник).
3) «Стоят в поле сестрицы: платья белены, шапочки зелены». Это (берёзки).
Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них.
Работает вся группа.
«Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт». (дождь, земля, трава). «Весной вырастают, осенью опадают». (листья).
Загадки об овощах.
Конкурс "Найти ошибки".
1
Сидит девица в темнице, а коса — на улице.
лук
2
Сидит баба на грядках, вся в заплатках, кто ни взглянет — тот заплачет.
морковь
3
Ни окошек, ни дверей, полна горница людей.
огурец
4
Я кругла и крепка, тёмно-красные бока, я гожусь на обед — и в борщи, и в винегрет.
репа
5
Сто одежек, а все без застёжек.
капуста
6
И зелен, и густ на грядке куст. Подкопай немножко — под кустом — ...
редиска
7
С виду — красная, а раскусишь — белая.
картошка
8
Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, жёлта как мёд, а вкус не тот.
свёкла
Ответы.
1. Морковь
2. Лук
3. Огурец
4. Свёкла
5. Капуста
6. Картошка
7. Редиска
8. Репа
Загадки о фруктах, ягодах, растениях.
Воспитатель:
- Я назову вам несколько вкусных предметов, а вы должны назвать обобщающее слово. Итак, кто первый?
Груша, яблоко, банан, ананас из жарких стран. Эти вкусные продукты вместе все зовутся фруктами
- Угадайте! Кому мы поклон отдаём?
Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке. Кто ни пройдёт, всяк поклон ей отдаёт. земляника
- О какой ягоде идёт речь в данной загадке?
В сенокос горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка? рябина
- О каких деревьях говорится в этих загадках?
1) Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. берёза
2) Что за дерево такое — и мёд даёт, и лапти плетёт. липа
- Дети, солнышко может стоять на одной ножке?
Послушайте загадку и угадайте это растение.
В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. Только жёлтые лучи у него не горячи. подсолнух
2. В мире природы.
Имя прилагательное + имя существительное (цвет, форма).
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме «Мир природы».
Материал: картинки с изображением мира природы (деревья, цветы, небо, трава, река, горы...).
Ход игры: ребенок (или группа) выбирает предметную картинку, воспитатель задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Картина 1.
Цветы (какие?) -
Горы (какие?) -
Трава (какая?) -
Река (какая?) -
Небо (какое?) -
Деревья (какие?) -
Можно провести конкурс "Кто больше назовёт имён прилагательных, характеризующих данный предмет по эмоциональной окраске"
(Дети записывают имена прилагательные).
Например, река (какая?) - чудная, красивая, привлекательная, таинственная, неповторимая, дивная.
Картина 2.
Небо (какое?) -
Деревья (какие?) -
Озеро (какое?) -
Водопад (какой?) -
Берег (какой?) -
Цвет (какой?) -
Воспитатель:
- К какому существительному (-ым) вы можете подобрать эти имена прилагательные?
Цель:формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова, развивать речевые навыки. Воспитатель приводит два примера. Затем дети называют противоположные по смыслу слова. Высокое дерево - низкое.Яркий цветок - бледный.
Прозрачное небо – туманное
Маленькое облако - большое
Грозное небо - тихое, спокойное, мирное
Невысокие горы - высокие
Пасмурный день - светлый, солнечный
Шумные волны - спокойные, тихие
4. «Четвертый лишний».
Цель: закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры: воспитатель называет слова, дети должны назвать лишнее слово:
1) заяц, еж, лиса, шмель;
2) трясогузка, паук, скворец, сорока;
3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5) пчела, стрекоза, енот, пчела;
6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7) лягушка, комар, жук, бабочка;
8) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
5. «Назови одним словом»
Цель: уметь обобщать единичные предметы,упражнять детей в классификации предметов, обогащать словарный запас.
Воспитатель:
- Я называю несколько предметов. Вы должны подобрать к ним одно слово обобщающего характера. Например, берёза, тополь, осина - это деревья.