kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Познавательное развитие детей подготовительной группы через использование электронных дидактических игр"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поиск информационно- коммукативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Познавательное развитие детей подготовительной группы через использование электронных дидактических игр"»






Программа самообразования





Тема: «Познавательное развитие детей подготовительной группы через использование электронных дидактических игр »


















Подготовила

воспитатель первой

квалификационной категории

Чапрак Анна Сергеевна











2021-2022



Содержание:

1. Актуальность опыта

2. Условия возникновения опыта

3. Новизна

4.Цель и задачи

5. Противоречия, препятствующие достижению и пути их решения.

6. Дидактические принципы

7. Результативность

8. Трудоёмкость опыта

9. План (Картотека) интерактивных дидактических игр.

10.Литература


































1. Актуальность опыта


Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно

связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационныетехнологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, системаобразования предъявляет новые требования к воспитанию и обучениюподрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должныспособствовать не замене традиционных методов, а расширению ихвозможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые принятыправительством Российской Федерации.

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или

не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс

дошкольных учреждений.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным,

эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологиив качестве дидактического средства.

Разработки и внедрение ФГОС ДО предъявляет определенные требования к

выполнению ОП ДОУ.


2. Условия возникновения опыта.

На сегодня информационные технологии значительно расширяют

возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения.Возможности использования современного компьютера позволяют наиболееполно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблемаинформатизации в современных условиях коснулась детских садов.Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодняэто одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольнойпедагогике.

Опыт нашей педагогической деятельности показывает, что в условиях

детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в

различных видах образовательной деятельности с детьми.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детскомсаду, которую я использую в своей работе, – проведение ООД с использованиеммультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизироватьпедагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнемпознавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Организованная образовательная деятельность в детском саду имеет свою

специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большогоколичества иллюстративного материала, с использованием звуковых ивидеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с еемультимедийными возможностями.

Одним из самых популярных программных средств, используемых

мною назанятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа LearningApps. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальнойявляется проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения,топрограммаLearningApps (https://learningapps.org/user/Чапрак Анна)

одна из тех программ, с которой мы начали изучениекомпьютера.

Первоначально я использовала готовые игры с интернета ,но осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизациюобразования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждогопедагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада,освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективнойтворческой работы.


3. Новизна

В соответствии с внедрением ФГОС в ДОУ дошкольное образование

является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация

детского сада стала необходимой реальностью современного общества.

Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить

воспитательной - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Новизна моего опыта заключается в разработке дидактических

компьютерных игр для подготовительнойгруппы, что позволило

совершенствовать формы, методы, приёмов работы по использованию новых

информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении

эффективных условий применения электронных дидактических игр, нацеленныхна активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников.


4. Цель моей работы :

  Поиск информационно–коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • внедрить в познавательно–игровую деятельность детей дошкольного возраста ИКТ;

  • использовать ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;

  • создать медиатеку электронных дидактических игр

для дошкольников

  • обобщение собственного опыта педагогической деятельности (РМО, педсовет)






Возраст: подготовительная группа

Дата начала работы над темой: сентябрь 2021

Предполагаемая дата окончания работы: май 2022

Предполагаемый результат: повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества по данной теме

Творческое сотрудничество по теме самообразования:

участие в РМО , участие на педагогическом совете с педагогами ДОУ.

                 

5.Противоречия, препятствующие достижению и пути их решения.


В современном мире ребенок фактически не обходится без

мультимедийных технологий. Применение компьютерной техники позволяет

сделать ООД привлекательным и по-настоящему современным, решать

познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению страдиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологииобладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностямдетей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютерав игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.



Противоречия, препятствующие

достижению цели


Пути решения противоречий


Большая нагрузка на глаза


Воздействие

электромагнитного

излучения монитора


Психическая нагрузка




Компьютерная зависимость






Нарушение осанки детей




Использование гимнастики для глаз


Соблюдение максимальной работы по

СанПину в каждой возрастной группе



Соблюдение нагрузки информации с

учетом возраста детей



Замена различными видами игр на

свежем воздухе, сюжетно-ролевыми

играми,

настольно-дидактическими

играми и т.д.


Применение здоровье сберегающих

технологий (физминутки, гимнастики

для осанки, соблюдение максимальной

работы по СанПину)



Как видите, у мультимедийных технологиях есть и положительные и

отрицательные стороны.

Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского садаи семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, припомощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания,обучения и развития малыша. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка,вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТвызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов,сделать задание до конца.

Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями

СанПина, главное не навредить здоровье дошкольника. Необходимо умелое

составление здоровье сберегающих технологий и применение ИКТ.



6.В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими

принципами:


Принцип доступности.


Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и

методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовалиуровню подготовки детей, их возрастным особенностям.


Принцип систематичности и последовательности.


Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, чтоусвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

Мультимедийные игры я создаю и подбираю в соответствии с тематическим

планом.


Принцип научности.


Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь

детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТдают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, неискаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии,видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь, что,различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернетне всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому ястараюсь быть особо внимательной при отборе материала.





Принцип творческой активности.


Принцип активности ребенка в процессе

обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я

стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес кзанятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичностиизображения, использования анимационных эффектов


Принцип наглядности.


Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то,что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценитьдействие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийныеигры.Обучение детей строится на основе программы «Детство ».Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.


Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1 Интеллектуальное развитие;2. Развитие внимания;

3 Развитиевосприятия и памяти; 4 Развитие речи.


В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место

занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогаетдетям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами

познавательной деятельности. Благодаря электронным дидактическим играм вобразовательной деятельности дошкольники учатся классифицировать,

сравнивать и обобщать.


Внимание – это проявление избирательной направленности процессов

сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка приобучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной,игровой, познавательной.

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от

непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних

впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.


Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и

сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит вцентре деятельности ребенка и взрослого.







Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти

дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются

существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности,

взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствуетдидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняетзапоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознаватьспособы выполнения деятельности.


Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для

полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и

многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающегомира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать

окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи.А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развитияребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение сокружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задатьвопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неяснаяречь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередконакладывает тяжелый отпечаток на его характер. В процессе электроннодидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются ипринимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогаетзакрепить полученные знания при обучении.



7.Результативность

В результате анализа диагностических исследований познавательного развитиядетей можно проследить динамику развития детей, и сделать следующие выводы:

Уровень развития зрительной памяти – увеличился объем запоминающего

материала.

Уровень речевого развития – увеличился словарный запас.

Уровень развития внимания – увеличилась концентрация внимания.

Уровень развития мышления – увеличилась скорость мыслительных операций:анализ, синтез, обобщение, классификация.










8.Трудоемкость работы заключается:

в разработкеэлектронных дидактических игр,

конспектов занятий для познавательного развития,

в поиске индивидуальных подходов,

учете интересов и познавательных способностей детей

в реализации поставленных задач.


Это самый трудоемкий процесс, где проявляется умение, навык, талант и

художественное восприятие воспитателя. К каждому занятию требуется

использование ИКТ.



Вывод:


Опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированноепедагогом использование развивающих игр способствует развитию у детейволевых качеств, приучает к «полезным» играм.

Использование электронных дидактических игр в ДОУ позволило

активизировать познавательную деятельность воспитанников, реализации

творческого потенциала ребенка, формированию духовного мира, повышению нанеизмеримо более высокий уровень интереса детей к получению знаний.





























9.План интерактивных дидактических игр.

Месяц

Название интерактивной игры

Работа с родителями

Сентябрь

«Математика для дошкольников»

«Соотнеси букву с картинкой»

Консультация «Роль интерактивных игр в развитии дошкольников» (https://learningapps.org/user/Чапрак Анна)

Цель: игры способствуют и помогают улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей, ускорить процесс усвоения знаний. Компьютерные и мультимедийные технологии позволяют сделать процесс обучения более наглядным и доступным

Октябрь

«Игра Парочки»

«Пропущенные числа»

Буклет «Преимущества интерактивных игр»

(https://learningapps.org/user/Чапрак Анна)


Ноябрь


«Опиши картинку»

«Цепочка слов»



Папка –передвижка «Гимнастика для глаз»

(https://learningapps.org/user/Чапрак Анна)

Декабрь

«Соотнеси кол-во предметов с верной цифрой»

«Раздели фрукты и овощи»

Консультация « Воздействие

электромагнитного

излучения монитора» -

(https://learningapps.org/user/Чапрак Анна)

Январь

«Числовой ряд от 1-10»

«Один-много»

Соблюдение максимальной работы поСанПину

(https://learningapps.org/user/Чапрак Анна)

Февраль

«Логическая цепочка»

«Веселые вагончики»

Папка –передвижка «Физкульминутки »

(https://learningapps.org/user/Чапрак Анна)

Март

«Цепочка слов -2»

«Тренируем внимание. Сравнение картинок»

Папка –передвижка «Гимнастика для осанки »

(https://learningapps.org/user/Чапрак Анна)

Апрель

« Геометрические фигуры»

«Что сначала ,что потом»

Консультация «Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников»

https://learningapps.org/user/Чапрак Анна)

Май

«Состав чисел»

Игра « Буква потерялась»

Тест на определение детской Интернет - зависимости (С.А. Кулаков, 2004)

(https://learningapps.org/user/Чапрак Анна)




















10.Литература

1. Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А.Леоновой - М., 2004

2. Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М.,

Академия, 2003

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2003

4. http://www.igraemsa.ru/

5. http://mimio-edu.ru/








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чапрак Анна Сергеевна

Дата: 14.09.2022

Номер свидетельства: 612950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "План-конспект «Ярмарка профессий»"
    ["seo_title"] => string(34) "plan_konspiekt_iarmarka_profiessii"
    ["file_id"] => string(6) "413811"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494265946"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Проект ''Земля -наш общий дом ""
    ["seo_title"] => string(33) "proiekt-ziemlia-nash-obshchii-dom"
    ["file_id"] => string(6) "275499"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452590090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства