kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение эффективности коррекционной работы средствами здоровьесберегающих технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение эффективности коррекционной работы средствами здоровосберегающих технологий

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности коррекционной работы средствами здоровьесберегающих технологий»

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ


Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из важнейших задач современной педагогики. Объем познавательной информации для детей дошкольного возраста достаточно высок, поэтому наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет на состояние здоровья в целом. Укрепление и сохранение здоровья особенно важны для детей с нарушением речи, так как они соматически ослаблены. Поэтому необходимо регулярно использовать в образовательном процессе здоровьесберегающие технологии. Включение в каждое занятие динамических пауз, пальчиковых игр, гимнастики для глаз, артикуляционной и дыхательной гимнастики, разных видов массажа, кинезиологических упражнений создаёт необходимую атмосферу для снижения психического и нервного напряжения.

Дыхательная гимнастика является важной частью оздоровительного режима. Необходимо научить ребёнка правильно дышать в процессе речи, корректировать речевое дыхание [3, с. 35]. Дыхательные упражнения могут выполняться в сочетании с движениями и речью: «Поем песенку», «Топор», «Зоопарк», «Ворона», «Лопнула шина», «Задуй свечку». Необходимо начинать с непроизвольных для детей игровых упражнений: дуть через трубочку, надувать воздушные шары, дуть на различные вертушки, мыльные пузыри, игре на музыкальных инструментах (дудочке, свистке, губной гармошке).

Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой координации движений органов артикуляционного аппарата [1, с 12]. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусмотреть те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которого образуются звуки. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенного положения губ, языка.Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. В работе с воспитанниками используются: статические упражнения «Лопаточка», «Птички», «Чашечка», «Иголочка», «Трубочка» и др., которые направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд;динамические упражнения «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики» и т.д., которые требуют ритмических повторений 6-8 раз [3,с. 7]. Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.

Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, учитываются особенности развития детей. Важно, чтобы она проводилась в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек .Очень важно, чтобы во время проведения зрительной гимнастики дети не уставали. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Проведение занятий связано с проявлением утомления, снижения работоспособности, потери интереса и внимания к материалу. Поэтому в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.
В работе с воспитанниками используются разные виды физкультминуток: оздоровительно-гигиенические физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками»; танцевальные физкультминутки, которые выполняются под музыку популярных детских песен (все движения произвольны, дети танцуют, кто, как умеет); физкультурно-спортивные физкультминутки, которые выполняются строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов; подражательные физкультминутки (можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел); двигательно-речевые физкультминутки (дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения).

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи детей и их мышлением [3, с. 48]. Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями. И если систематически использовать пальчиковую гимнастику на логопедических занятиях, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и сократятся сроки коррекционной работы. Игры и упражнения с пальчиками разнообразны: пальчиковые игры с мелкими предметами; упражнения с массажным мячиком «Иглбол». В своей работе используем метод кинезиологической коррекции, который направлен на улучшение функционирования, увеличение продуктивности протекания психических процессов. С помощью кинезиологических упражнений у детей с речевыми нарушениями улучшается внимание, память, мышление, развивается мелкая моторика, происходит формирование пространственных представлений. Кинезиологические упражнения выполняются индивидуально. В работе с детьми с особенностями психофизического развития используем такие упражнениякак «Кулачки - ладошки», «Кулак - кольцо», «Кастрюлька - крышечка», «Лайк - кольцо», «Лесенка», «Домик», «Яблочко и червячок» и др. Точность и правильность выполнения имеет очень большое значение. Задания постепенно усложняются и проводятся в игровой форме.

Для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими используется логоритмика. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики. Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой [2]. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.

Применив множество приёмов и методов по здоровьесбережению в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с воспитанниками даёт такие положительные результаты как: снижение уровня заболеваемости; повышение работоспособности, выносливости; развитие психических процессов; улучшение зрения; формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки; развитие общей и мелкой моторики; повышение речевой активности;
увеличение уровня социальной адаптации.

Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию детей.


Список использованных источников

1. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи. Программа для специальных дошкольных учреждений /авт.-сост.: Ю.Н.Кислякова, Л.Н.Мороз. Мн., 2007.

2. Смолянко, М. В. Примерные конспекты логоритмической зарядки для детей с нарушениями речи / М.В. Смолянко/ Дэфекталогія. - 2004.№ 5.ст.44,2005.№1 с.51.

3. Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Н.В. Щерба: - Мозырь: «Белый Ветер», 2014.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Примакова Алла Борисовна

Дата: 14.04.2024

Номер свидетельства: 648974

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Использование приемов здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(137) "ispol-zovaniie-priiemov-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "231958"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442683743"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Доклад-отчет по теме самообразования  «Повышение эффективности обучения при использовании наглядности на уроках сельскохозяйственного труда». "
    ["seo_title"] => string(157) "doklad-otchiet-po-tiemie-samoobrazovaniia-povyshieniie-effiektivnosti-obuchieniia-pri-ispol-zovanii-naghliadnosti-na-urokakh-siel-skokhoziaistviennogho-truda"
    ["file_id"] => string(6) "228664"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441449391"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "«Опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»."
    ["seo_title"] => string(80) "opyt_ispolzovaniia_zdorovesberegaiushchikh_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoi_ku"
    ["file_id"] => string(6) "535615"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1578943520"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "доклад на тему: Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-zdorov-ie-sbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "227662"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440861837"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства