Просмотр содержимого документа
«"Поощрение и наказание в семье"»
Беседа с родителями: «Поощрение и наказание в семье».
«Наказание - это причинение вреда причиняющему вред.
Похвала - педагогический домкрат» В. Кротов.
«Кто не возьмет лаской, не возьмет и строгостью» Народная мудрость.
Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения инаказания.
Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространённых и
бурных дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих
мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения,
переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим
трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от
родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня
воспитывали в строгости, и мой ребёнок не вырастет избалованным», «Я всегда
слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т. д. Бывает, правда и
иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих
родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания,
понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребёнка.
Проблема наказания – неисчерпаемая тема самых распространённых и бурных дискуссий. Выбор предпочитаемых методов закладывается у будущих мам и пап ещё в детстве. И, несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто слышишь от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок не вырастет избалованным», «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т. д. Бывает, правда и иначе взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребёнка.
Если проанализировать ситуации, в которых родители бьют детей, то в большинстве случаев с благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью. Итак, физические наказания приводят к следующим проблемам в воспитании:
● агрессия родителей приводит к агрессии детей;
● дети становятся неуравновешенными, эмоционально ранимыми, вспыльчивыми;
● наказания ведут к появлению такой черты характера, как замкнутость;
● повышается уровень тревожности ребёнка.
Сделайте вывод, приведут ли такие последствия к целям, ради которых родители используют наказание как метод (например, станет ли ребёнок лучше учиться)?
А сейчас я предлагаю обсудить следующие вопросы:
Какие способы поощрения вы знаете и используете в воспитании детей?
Как вы думаете, за что нужно благодарить, хвалить ребенка?
Чего надо опасаться во время похвалы? В похвале всегда есть элемент оценки: «Молодец, ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая!», «Ты такой храбрый!»
Чем плоха оценка-похвала?
Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы – ждать, искать ее. В-третьих, он может заподозрить, что вы неискренны. Пример:
Сын: Не получаются у меня эти буквы!
Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!
Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.
Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне», вместо «ты» («Я-сообщения»).
Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.
Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием – все это чувства, которые ребенок переживает очень остро. Именно на остроте переживаний и основан педагогический эффект поощрения и наказания. Но если все это повторяется часто, становится привычным, радости ребенка тускнеют, а огорчения либо тоже утрачивают свою остроту, либо вызывают хроническое состояние подавленности, неуверенности в себе.
Поэтому одно из главных правил – использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки. Необходимо научиться видеть за каждым поступком ребенка его побудительные причины, постараться прежде всего понять, почему он поступил так, а не иначе.
Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем. Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся. Нельзя использовать в качестве наказания лишение детей еды, прогулок.