Просмотр содержимого документа
«Подготовка к семинару «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение ЦРР
детский сад «Алёнушка» г.Сибай
Подготовка к семинару
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»
Подготовила воспитатель:
Каримова Илюза Василовна
Сибай 2020
Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Особенности одаренных детей: Яркое воображение, интуиция, любознательность, оригинальность, конкретность мышления.
Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличают способность умение широко пользоваться накопленными знаниями. Различают одаренность от талантливости в: В практической деятельности; В познавательной деятельности; В художественно - эстетической деятельности; В коммуникативной деятельности; В духовно-ценностной деятельности.
На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько
автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основными видами одаренности считались: интеллектуальная
и творческая. Существенные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к теме одаренности, к проблемам обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность ребенка, как правило, родители замечают первыми, хотя это
не всегда легко сделать, так как не существует определенного стереотипа одаренности – каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным. Но бывает и так, что родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Как правило, это объясняется тем, что родители одаренных детей, как члены своего общества, подвержены системе отношений.
Многие родители заявляют: «Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком – таким, как все».
Пытаясь понять родительские переживания и дать на них ответ, задаешься весьма серьезной проблемой: действительно ли думающие родители всерьез полагают, что быть одаренным – значит быть ненормальным, не уметь найти места в компании сверстников, быть несчастным?
С целью создания ребенку и его семье комфортных условий для развития
творческого и познавательного потенциала, определены следующие цели:
сформировать позитивный опыт семейного воспитания.
повысить уровень комфортности детей и взрослых в семье.
организовать разнообразный семейный досуг.
преодолевать затруднения в детско-родительских отношениях.
Планирование психолого-педагогической деятельности должно направлено на решение следующих задач:
посвящение родителей в особенности образовательного процесса;
предупреждение о возможных трудностях, возникающих у детей в разные периоды;
овладение некоторыми знаниями и умениями, чтобы суметь оказать помощь ребенку.
Организация работы с родителями одаренных детей состоит из четырёх
этапов организованной деятельности. Каждый этап имеет определенные внутренние и внешние цели, задачи, содержание, предполагаемые формы работы.
Первый этап – знакомство с семьей.
На первом этапе организуется деятельность по изучению индивидуальных
особенностей каждого ребенка, его способностей, возможностей, склонностей, осмыслению необходимости трансляции родителям положительного образа ребенка.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей определены следующие формы работы с родителями: анкетирование, опросы, беседы, тематические родительские собрания, круглые столы, родительские практикумы.
Второй этап – информирование родителей.
Эффективными формами взаимодействия с родителями на втором этапе
является следующее: дни открытых дверей, оформление информационных
творчества, размещение информации на сайте организации.
Тематические родительские собрания проходят в разной форме: круглые столы, тренинги, практикумы, родительские лаборатории и т.д.
Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия
с семьей, помогает преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о
своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между родителями и педагогом.
Тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят
изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным
ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
Педагогические практикумы – родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию.
Дискуссии – активная форма повышения педагогической культуры
родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;
Третий этап – образование родителей.
На этом этапе происходит сопровождение по индивидуальному запросу семьи и ознакомление родителей с методами развития творческого потенциала ребенка. Здесь актуальными задачами остаются:
- индивидуальная работа с семьей,
- дифференцированный подход к семьям одаренных детей,
- забота о том, чтобы не упустить из поля зрения важные вопросы семьи.
Результат работы с родителями – рост их педагогической компетентности.
Четвертый этап – совместная деятельность родителей и детей.
Для этого этапа характерно эффективное сотрудничество педагогов и
родителей в процессе гармоничного развития личности ребенка.
Важнейшим результатом организации системы работы с родителями
одаренных детей является: создание содержательного общения педагогов и
родителей, в процессе которого формируется активная позиция родителей в
творческом развитии ребенка.
В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы
научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он
есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить
родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.
Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей – помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего ребенок. Работа с одаренными детьми – это сложный и никогда
прекращающийся процесс. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Будущее, гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно – совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети.
Работа с родителями ребенка с признаками одаренности
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
- Пристальное внимание к особенностям развития ребенка;
- Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;
- Содействие развитию личности ребенка и его таланта;
- Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
По мере развития одаренного ребенка его родители начинают замечать, что ему становится скучно со сверстниками, его тянет к старшим детям. Он отличается от ровесников – это отмечают знакомые, воспитатели. Мысль об уникальности привычна родителям, но вот когда об этом начинают говорить другие.
У родителей появляется желание получить объективную оценку со стороны, совет, что же делать дальше. Разработать мероприятия, которые помогут родителям разобраться в данном направлении и дать определение данного понятия «Одаренный ребенок» Для этого необходимо провести:
- анкетирование;
- презентации;
- совместные праздники, соревнования, конкурсы;
- родительское собрание;
Разработать для родителей памятки; рекомендации; папки – передвижки; консультации; рекомендации.
Совместно с родителями
- разработать детско – родительские проекты;
- привлечь родителей к совместному созданию предметно пространственной среды.
2 .Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного
консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004
3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.,
2002
4.Попова Е.В., Думанова О. В. Взаимодействие с родителями в работе с талантливыми детьми [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014