Просмотр содержимого документа
«План индивидуального развития на 2015-2020 годы »
План индивидуального развития на 2015-2020 годы
Ф.И.О. педагога: Зиннатова Алсу Ирфановна
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 127»
Советского района г. Казани
Тема индивидуального развития: «Сенсомоторное развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности»
Цели индивидуального развития:
Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях введения ФГОС ДО;
Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС;
Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС;
Развитие у детей перцептивных способностей (моторной и сенсорной функции) через изобразительное творчество;
Привлечение родителей к совместному сотрудничеству по вопросам сенсомоторного воспитания младших дошкольников;
Задачи для педагога:
1) Изучить методическую литературу по проблеме сенсомоторного развития детей дошкольного возраста; 2) Определить методические подходы и адаптированные к дошкольному возрасту методики для исследования сенсомоторного развития детей. 3) Выявить ведущие особенности сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста и их динамику на различных возрастных этапах; 4) Систематизировать консультативный материал для родителей 5) Подобрать диагностический инструментарий по сенсомоторному развитию детей младшего дошкольного возраста
Задачи для детей:
Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет
► Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
► Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.
► Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
► Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.
► Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).
► Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художевенный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).
► Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.
► Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:
►отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами
► сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);
► продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
► продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;
► переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет
В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:
► Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
►Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)
►Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
► Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
►Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, ) (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).
► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
► Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
► Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
► Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
►Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
► В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.
► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм..
Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет
► Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
► Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).
► Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
► Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).
► Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.
► Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения
►Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.
► совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков .
Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет.
► Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.
► Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение.
► Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства; рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы.
► Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей; активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (семья, дом, город, деревня, праздники, путешествия, в т.ч. космические, весёлые приключения, дальние страны); поощрять интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом» (представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживать желание детей изображать животных с детёнышами в движении; учить передавать своё представление об историческом прошлом Родины посредством изображения характерных деталей костюмов, интерьеров, предметов быта.
► Помогать детям научиться различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность; показать возможность создания сказочных образов (Конька-Горбунка, Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки) на основе фантазийного преобразования образов реальных;
► Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла.
► Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем, отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.).
► Совершенствовать специфические умения во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания.
►Развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга); изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию - эскиз, набросок, композиционная схема.
► Поощрять создание образов реальной действительности, узнаваемых по форме, цвету и пропорциям, использование различных материалов (гуаши, акварели, пастели и др.) с учетом присущих им художественных свойств, выбор средств, соответствующих замыслу, экспериментирование с материалами и средствами изображения.
► Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью в коллективной композиции).
► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами; совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков);
самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно - гуашь, для предварительных набросков или эскизов - уголь или простой карандаш)
1) Помочь ребенку накопить и обогащать чувственный сенсомоторный опыт; 2) Формировать чувственный аппарат (слух, зрение, обоняние, осязание) на основе сенсорных эталонов; 3) Формировать представления о цвете, линии, форме, звуке, пространстве и их свойствах; 4) Формировать умения реализовывать пережитый опыт в изобразительное искусство, выражение своих переживаний и ощущений; 5) Развивать слухо-моторную и зрительно-моторную интеграцию; 6) Развивать воображения, ассоциативное мышление; 7) Развитие сенсомоторной координации, являющейся базовым фактором в системе развития, познания и обучения; 8) Воспитывать художественный вкус, эстетическое видение; Задачи для родителей:
1) Изучить уровень знаний родителей о сфере развития сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста; 2) Совершенствовать знания родителей по сенсомоторному развитию младших дошкольников; 3) Привлечь к активному партнерскому сотрудничеству в вопросах воспитания и образования младших дошкольников и к совершенствованию предметно-развивающей среды;
Ожидаемые результаты:
Развитие сенсомоторной координации, являющейся базовым фактором в системе развития, познания и обучения;
Воспитание художественного вкуса, эстетического видения окружающей действительности ребенком дошкольного возраста.
Дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков.
Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа.
Владеть навыками срисовывания.
Владеть первичными навыками дизайнерского искусства.
Свободно ориентироваться в жанрах живописи.
Получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисования.
Этапы реализации
Задачи
Сроки
Подготовительный
-изучение психолого – педагогической,
методической литературы по теме индивидуального развития;
-изучение нормативных документов по ФГОС;
-изучение научно-методической литературы: Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет», - под ред. Салахетдинова В. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»;
- основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова; - составление плана работы кружка по сенсорному развитию детей старшей группы «Цветные ладошки»; - создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей; -посещение занятий воспитателей с целбью обмена опытом;
-обзор в СМИ информации по исследуемой теме, подбор материала по теме
- создание предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей.
2015год
Диагностический
- разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- изучение и разработка конспектов НОД по сенсорному развитию детей;
- проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных способностей;
2016-2017 годы
Практический
- обобщение собственного опыта педагогической деятельности;
- консультации, семинары- практикумы, деловые игры, викторины, открытые занятия для педагогов;
изучение опыта педагогов ДОУ - использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми; -изучение методик и технологий педагогов в Интернете;
- собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями на темы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста», «Как провести выходной день с ребенком», «Какие игрушки необходимы детям» и т.д.;
- проведение занятий, дидактических игр, упражнений, наблюдений ОЭД с детьми в соответствии с программой кружковой работы, с планированием по сенсорному развитию детей старшей группы; - оформление наглядных консультаций и информационных стендов для родителей по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста;
- консультации с родителями «Сенсорные игры малышей»; - подготовка презентации «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста».
2018-2019 годы
Аналитический
- анализ созданных педагогических условий для развития;
- публикации в сети интернет
«Сенсомоторное развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности»;
- проведение семинара для воспитателей ДОУ: «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС»;
- проведение диагностического обследования детей с целью выявления знаний в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины;
- подведение итогов работы по индивидуальному развитию за 5 лет;
- аналитическая справка по результатам диагностического обследования детей;