Письменный отчет об использовании современных образовательных технологий
Письменный отчет об использовании современных образовательных технологий
Педагогическая технология - это такое построение деятельности, воспитателя в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предпологают достижения прогнозируемого результата.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Письменный отчет об использовании современных образовательных технологий»
Письменный отчет
об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО в воспитательно – образовательном процессе воспитателя
Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. В своей работе я, как современный педагог, стремлюсь гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, подбирать образовательные технологии и адаптировать их с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом.
Опираясь на данные педагогического мониторинга детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии проектной деятельности, дифференцированные, здоровьесберегающие.
Проектная деятельность организована с ориентацией на личность ребенка, реализуя педагогический замысел. Занятия проводятся в системе развивающего обучения. Комплексно используются современные педагогические технологии, приоритет отдаётся самостоятельной познавательной деятельности воспитанников - проектной деятельности. Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника и преследую
следующие цели:
активизация воспитательного процесса;
формирование у воспитанников интереса к творческому решению той или иной
задачи;
развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так, реализуя направления в рамках творческого развития, я предлагаю детям самим экспериментировать с красками, находить новые цвета, оттенки путем их смешивания. Далее провожу беседу, в ходе которой ребята приходят к выводу, что у всех красок разного цвета есть свои оттенки.
Технология проблемного обучения в детском саду. Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
- сама ставлю проблему (задачу) и сама решаю её при активном слушании и обсуждении с детьми;
- я ставлю проблему, а дети самостоятельно или под моим руководством находят решение. Тем самым направляю ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод);
- ребёнок ставит проблему, а я помогаю её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему;
- ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Я даже не указываю на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения.
Игры, которые использую в проблемном обучении: «Цепочка вопросов», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», игра «Как? Зачем? Почему?» и др.
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
А также педагогическую проблемную ситуацию создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации стараюсь создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении. Создавая проблемную ситуацию, направляю детей на ее решение, организовывая поиск решения.
Таким образом, ребенок становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Игровые технологии.
В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Одно из преимуществ игры — то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому с ее помощью я, как воспитатель, могу организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями.
Игра не только вдохновляет детей мыслить, выражать свои мысли, но и обеспечивает целенаправленность действий, а следовательно дисциплинирует ум ребенка. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным.
В практической деятельности я использую следующие игровые технологии:
- игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты);
- сюрпризные моменты (во время НОД и в режимные моменты);
- знакомство с новой игрушкой (практическое обследование, обыгрывание манипуляторное и сюжетное);
- элемент присутствия любимой игрушки в режимные моменты и во время НОД.
Игровые технологии включают в себя много методов и приемов организации в форме разнообразных педагогических игр.
Игра, как основная форма организации жизни детей позволяет:
- выявлять знания, умения, навыки самопознания;
- формировать коммуникативную культуру детей;
- формировать у детей представления о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире;
- обучать детей владению, анализу и оценке поведения с точки зрения принятых в обществе эталонов и образцов;
- развивать умение чувствовать и понимать другого;
- повышать самооценку детей, их уверенность в себе;
- воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;
- развивать творческие способности и воображение, индивидуальное самовыражение детей;
- развивать любознательность, наблюдательность.
Игровые технологии, являются ведущими в дошкольном возрасте, они наиболее эффективно решают задачи социально - личностного развития дошкольников. Поэтому, я их применяю в своей работе и особое внимание уделяю созданию условий и планированию творческих игр с постепенным усложнением задач согласно возрасту и развитию игровых умений детей.
В своей работе использую широкий выбор форм проведения игр: игры - путешествия, конкурсы, викторины, игры - развлечения, сюжетно -- ролевые игры, игры фантазии и импровизации. Игровое партнерство с детьми позволяет мне развивать лидерские качества у застенчивых и неуверенных в себе детях, а детям с завышенной самооценкой научиться договариваться и брать на себя второстепенные роли.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.
Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей. При формировании групп мною учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, к личности воспитателя, особенности развития психических процессов. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Реализация данного подхода в воспитательно-образовательном процессе позволяет мне в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения.
В своей работе реализую технологию здоровьесберегающего обучения, решаю следующие задачи:
овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих
сохранению и укреплению здоровья всеми субъектами открытого образовательного пространства;
формирование субъектной позиции по отношению к собственному здоровью и ценностного отношения к своему здоровью у детей, родителей;
увеличение резервов здоровья.
Здоровьесберегающее обучение включает в себя: проведение тематических физ. минуток на каждом занятии, динамических пауз, проведение родительских собраний на тему «Режим дня дошкольника», « Как сохранить здоровье ребёнка?», « Компьютер и ребёнок», организацию подвижных игр на прогулках, гимнастику после дневного сна.
Думаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять.
В своей работе для развития детей подбираю такие двигательные ситуации, которые способствуют формированию у детей двигательных качеств, как гибкость, ловкость, силу, выносливость, быстроту.
Разнообразие содержания и форм работы с детьми, а также реализация принципов вариативности позволяют ребёнку на основе индивидуальных интересов и способностей успешно реализовывать собственное устремление к совершенствованию здоровья. При этом ребёнок имеет реальную возможность продвигаться в развитии собственных устремлений в индивидуально заданном темпе.
В своей практике использую следующие здоровьесберегатощие технологии;
Методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психогимнастика);
Упражнения на снятие нервного напряжения у детей (игры - релаксации);
Упражнения на развитие эмоциональной сферы;
Физкультминутки, динамические паузы;
Упражнения для развития правильного дыхания, развитие мелкой моторики рук и т. д.
Информационно-коммуникативные технологии.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь активно использовать современные информационно - компьютерные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состояний поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий. Свои достижения в области информационно - компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, выступлений, мастер - классов, на семинарах, районных методических объединениях педагогов, конкурсах районного и областного уровня.
При применении информационно-коммуникационных технологий не забываю о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
В настоящее время в практике использую в основном такие ИКТ-технологии как:
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, информационных уголков для родителей, группы (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей;
создание медиатек, которые представляют интерес и для родителей;
создание электронной почты, использование для повышения квалификации, аттестации, ведения личного сайта.
Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Средства информационно – коммуникативных технологий, доступные мне и используемые мною в работе:
Компьютер
Мультимедийный проектор
Принтер
DVD плеер
Магнитофон
Фотоаппарат
Видеокамера
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
Я стараюсь увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, а также стремлюсь «заразить» интересами детей их родителей.
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.
Технология портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений воспитанников в разнообразных видах деятельности (художественно - эстетической, спортивной, участие в конкурсах международного, всероссийского и других уровнях) за время пребывания ребенка в детском саду. Ведение портфолио позволяют мне как воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте
Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка.