В пособии говориться о ценности детских игр с песком, предоставляется методические разработки по внедрению игр с песком в повседневности детей, практические материалы.Пособие предназначено для студентов, воспитателей, родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Песочная страна – страна чудес»»
Управление образования администрации г.Шахтёрска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Шахтёрский ясли-сад №12»
«Песочная страна – страна чудес»
Шахтёрск - 2017
Автор-составитель:
Терещенко М. Г. воспитатель МДОУ
«Шахтёрский ясли-сад№12»
Рецензенты:
Болдарева С.А. заведующий МДОУ
«Шахтёрский ясли-сад№12»
Удуд Г.А. старший воспитатель МДОУ
«Шахтёрский ясли-сад№12»
Утверждено решением методического совета МДОУ «Шахтёрский ясли-сад №12» протокол №1 от 01.09.2017г.
В пособии говориться о ценности детских игр с песком, предоставляется методические разработки по внедрению игр с песком в повседневности детей, практические материалы.
Пособие предназначено для студентов, воспитателей, родителей.
Содержание
1
Введение
4
2
Волшебство песка
8
3
Создание «педагогической песочницы»
12
4
Дидактические игры
16
5
Заключение
22
6
Список использованной литературы
24
Введение
«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка»
К.Д. Ушинский
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка в поисковую, творческую деятельность, способствующий формированию у него исследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Формирование исследовательских действий происходит в предметной деятельности. Для успешной ее организации необходимо создать нестандартную, инновационную предметно-развивающую среду.
Цели и задачи работы с песком.
Цель:познакомить со свойствами воды и песка, сформировать умения экспериментировать с предметами, развивать и совершенствовать мелкую моторику, обогащать активный и пассивный словарный запас.
Задачи:
- укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие;
- расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,
- воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
- развивать психические процессы детей, познавательные способности;
- развивать мелкую моторику;
- воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений;
- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
- развивать творчество и креативность детей;
- формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;
Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые исследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности. Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.
Волшебство песка
Строя свою работу с детьми, использую различные методы и приемы. Все знают, как тяжело бывает, протекает процесс адаптации к условиям детского сада у младших дошкольников. Если в группе ребёнок плачет, не отходит от воспитателя, то выйдя на прогулку, попав в песочницу, поведение детей сразу меняется. Песочница притягивает детей как магнит.
Если каждый из нас сейчас вернётся на мгновение в своё детство, то каждый вспомнит приятные моменты, связанные с песочницей. Кто-то возводил на песке замки, кто-то готовил всевозможные угощения для своих друзей или кукол.
Чем полезна песочница?
Само знакомство с песком очень полезно, когда ребенок берёт в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движение песчинок, разравнивает или просто поглаживает, ребенок снимает стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.
Песок – это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать человека – своей позитивностью, способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и лёгким. Он может быть влажным и пластичным. К нему приятно прикасаться.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится, возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и я как педагог получаю возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей дошкольного возраста.
Формы работы с детьми:
- непосредственный опыт ребенка с воспитателем;
- самостоятельная деятельность детей под контролем воспитателя или младшего воспитателя;
- наблюдения;
- проведение игр и опытов с песком;
- проведение игр и опытов с водой;
- проведение игровых мероприятий в Центре;
- опытно-экспериментальная деятельность под руководством воспитателя;
- беседы.
Система использования игр с песком с детьми третьего года жизни в при адаптации в ДОУ.
Игра в песок, особенно для младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом само терапии.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию детей посредством песочных игр способствует не только стабилизации эмоционального состояния детей в период адаптации, но и может быть использована для развития познавательных интересов, связной, образной речи, мы решили, что занятия с песком должны продолжаться круглый год: летом – в песочнице, осенью, зимой и весной – в группе.
Создание «педагогической песочницы»
Поэтому в своей группе оборудовала «педагогическую песочницу», которая проста в использовании и не требует серьезных материальных вложений, это:
4.разнообразные пластиковые формочки разной величины – геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
5.миниатюрные игрушки (высотой 5-10 см), различных животных и растения; транспорт и пр.
6.набор игрушечной посуды;
Игры в песочнице проводим с подгруппой детей, особое внимание при этом уделяем вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.
Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может
и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.
В работе с использованием игр с песком я применяю различные методы и приёмы:
• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;
• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации);
• Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки, использование фольклорногожанра(потешки, прибаутки);
• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование)
Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки».
Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».
Дидактические игры-упражнения - «Рисунок на песке», «Повтори рисунок», «Продолжи узор». Рисуют дети как пальчиком, так и деревянной палочкой.
Рассказывание сказок, потешек, стихов – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
Дидактические игры
В своей работе использую следующие игры-упражнения по Серии игр по книге Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Игры в сказкотерапии», направленные на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, творческой фантазии, помогают познавать внешний и свой внутренний мир).
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений. Содержание воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке.
3. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.
4.Игра «Необыкновенные следы» Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения «Идет медведь» - ребенок кулачками с силой надавливает на песок Мишка косолапый По лесу идет, топ-топ-топ… «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок! «Ползет змея» - ребенок расслабленными пальчиками делает поверхность волнистой в разных направлениях. «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом – «жучки здороваются») 5.Упражнение «Песочные капли» А еще в нашей песочнице идут необычнее дожди. Песочные!!! Подставьте свои ладошки под такой дождик!
В одном углу песочницы находится зайка, а в другом – домик. Ребенку нужно помочь зайке дойти до домика, выложив дорожку из камешков.
8. Упражнение «Дождик» Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку.
Заключение
Использование игр с песком в период адаптации в младшей группе принесло свои результаты. Дети с удовольствием идут в группу, спокойнее стали расставаться с родителями, сократились сроки адаптации. Уже после 5-6 дней ребенок ведет себя увереннее со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, практика показала, что использование игр «вода-песок» используется при адаптации но позволяет улучшить эмоциональный фон ребёнка, повысить его адаптационные возможности, уменьшить тревожность, привязанность к близким. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова и снова. познакомить со свойствами воды и песка, сформировать умения экспериментировать с предметами, развивать и совершенствовать мелкую моторику рук.
Опыт работы показывает , что технология развивающего обучения дает положительные результаты: у детей сформировался познавательный интерес посредством экспериментирования, малыши узнали много нового и интересного о свойствах воды и песка.
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние ребенка.
Список использованной литературы
Г.М., Мелиной «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
2.Дебиной О.В., Щетининой В.В. «Ребенок в мире поиска».