kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогические условия организации самостоятельных игр детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье определены педагогические условия развития самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста. Отражены приемы косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия организации самостоятельных игр детей»

Педагогические условия организации самостоятельных игр детей на свежем воздухе

Как отмечают Р.И.Жуковская, В.Я.Воронова, Д.В. Менджерицкая для развития самостоятельной игровой деятельности требуется соблюдение ряда педагогических условий:

1. Обогащение представлений детей об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей. Сюжетно-ролевые игры развиваются в том случае, если они увлекают детей характером отображающих явлений и событий, если есть потенциальные возможности их обновления, если взрослые помогают детям, направляют их деятельность. Диапазон игр старших детей расширяется постепенно, большое место занимают игры на сюжеты, отражающие труд взрослых, различные общественные события. И здесь детям крайне необходима помощь взрослого. Представления детей об окружающей жизни, их знания являются основным и необходимым источником содержания сюжетно-ролевых игр. Формируются они на занятиях, в повседневной жизни, во время праздников, развлечений. Велико значение экскурсий, встреч с известными людьми. Для детей большое значение имеет наглядное восприятие явлений и фактов, непосредственное участие в той или иной деятельности. Чтение, рассказывание, беседы помогают упорядочить знания детей, понять сущность воспринимаемого, нацеливают их на возможность использовать полученные знания в игре. Очень важно видеть перспективу развития содержания имеющихся в группе сюжетно-ролевых игр, соотносить их с образовательным учебным материалом, с возможностями ритма и темпа жизни детей. Это позволит отвести игре должное место в педагогическом процессе.

2. Развитие необходимых для игры конструктивных умений (сделать игрушки, соорудить постройку из строительного материала и др.)3амыслы игр, как правило, у детей богаты, а способы осуществления их дети находят не всегда удачно. Осуществить замысел игры ребёнок может только при наличии необходимых навыков и умений. Практика показывает, что даже при ярких впечатлениях и при большом увлечении темой, но при отсутствии необходимых умений и навыков планирование своей работы ребёнок не может осуществить замысел игры. Этому надо учить, используя педагогически целесообразное сочетание различных приёмов руководства, чётко варьируя их при учёте интересов детей и особенностей детского коллектива.

3. Формирование устойчивых игровых интересов. Чтобы возникла самостоятельная игра, необходимо воспитывать у детей интерес к их обычным играм, помочь им получить радость, удовлетворение от игры, пробудить стремление играть коллективом, сочетая свои интересы с интересами това­рищей.

4. Подбор игровых материалов и оборудования.

В игровой комнате должны быть наборы игрушек и атрибутов для игр на бытовые темы и на темы труда взрослых, для игр на общественную тематику. Часть из них, возможно, брать с собой на прогулку. Надо отметить, что старшие дошкольники мало нуждаются в готовых, созданных взрослыми игровых ситуациях. Поэтому хранение материалов для игр может быть компактным, располагаться по темам и назначению в доступных детям шкафах. Это материалы для игр в семью, в детский сад, в поликлинику, больницу, аптеку, в магазин, в почту, в ателье, в школу, в путешествия и экскурсии, в игры со строительным материалом и др. Дети легко ориентируются в таких материалах и используют их согласно своим интересам. Однако компоновка материалов для игр на разные темы не должна быть стабильной, следует её изменять и дополнять. Перекомпоновка и докомпановка игровых материалов углубляет интерес детей к игре, способствует развитию ее содержания. Дети проявляют инициативу, самостоятельность. Меняется состав играющих детей, появляется возможность к проявлению самоорганизации. При развитии длительных игр, когда игра продолжается изо дня в день, материалы в шкафы не убирают. Не убираются игрушки и атрибуты больших размеров (кукольная кухонная, спальная, комнатная, школьная мебель и др.). В таких случаях важна докомпановка игровых ситуаций с целью углубления содержания и расширения тематики игр. Это можно делать как в присутствии детей, так и без них. Варианты пере- и докомпановка могут быть различны при условии учёта интересов детей и в соответствии с воспитательно-образовательными задачами. Материалом могут служить как готовые игрушки, так и пособия, изготовленные в группе вместе с детьми. Участие детей в изготовлении атрибутов развивает их интерес к содержанию игры, обогащает знания и представления, способствует формированию некоторых умений, необходимых школьнику. Следовательно, стремление ребенка к самостоятельности проявляется и в том, что он никогда не довольствуется готовыми игрушками, как бы хороши они ни были. Эту детскую особенность очень тонко пометил А.С.Макаренко, считавший нужной «игрушку-материал», из которого ребенок сам смастерит то, что ему необходимо для реализации своего замысла [1].

5. Педагогически целесообразное сочетание различных приемов руководства играми детей.

Развитие самостоятельных игр обеспечивается своевременным и рациональным педагогическим руководством. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая ее, сохранять самодельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

Приёмы руководства сюжетно-ролевыми играми детей делятся на две группы: приёмы прямого и приёмы косвенного воздействия. При организации самостоятельных детских игр особое значение приобретают последние. Остановимся на них подробнее.

Приёмы косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей.

1. Предложение темы игры. Этот прием помогает воспитателю наметить детям перспективу развития игры по содержанию, изучаемого на занятии материала. Кроме установки, «в это можно потом поиграть», используется рассматривание иллюстраций, картин, детских рисунков, чтение книг, рассказы воспитателя, детей. Иногда воспитатель ставит цель (прочесть рассказ, чтобы потом поиграть в игру), определяет задачу и т.п. Использование этого приёма помогает сблизить учебный процесс и игру, использовать игру для уточнения и закрепления-знания, для развития некоторых умений и навыков.

2. Разговор с детьми о содержании предстоящей игры. Этот приём широко используется воспитателями подготовительных групп детских садов. Чаще всего им пользуются при подготовке к большим играм. С детьми можно поговорить о возможном сюжете игры, о создании игровой обстановки, о распределении ролей, об использовании изготовляемых атрибутов. В таком разговоре выясняются пробелы в знаниях детей, их желания и интересы. Это позволяет более целесообразно использовать возможности учебного процесса. Разговор с детьми о содержании предстоящей игры помогает выяснить уровень подготовленности её и при необходимости наметить пути восполнения упущенного [2].

3. Наблюдение за играми детей другой группы. Особенно эффективен этот приём в руководства, играми детей среднего дошкольного возраста. Старшие же дети могут наблюдать игры детей пяти лет. Выступая в качестве наблюдателей, они оценивают уровень саморегуляции действий и поступков играющих, соответствие их действий правилам, принятой на себя роли, определённых замыслом обстоятельств. Сопутствующая наблюдению беседа не должна быть большой.

4. Беседа по ходу прошедшей игры. Здесь имеется возможность влиять не только на содержание игры, но и на формирование умений детей играть в коллективе, на воспитание нравственных качеств. Однако следует тщательно продумать ход беседы и её направленность. Старшие дети способны к разнообразным замыслам, но затрудняются наметить план действий и подготовить необходимый материал для игры. В беседе по ходу прошедшей игры акцентируется внимание детей на необходимости обдумывания способов реализации цели и подготовки материалов для игры, анализируется содержание игры, оцениваются партнёрские отношения, выясняется оценочная позиция самих детей.

К приёмам прямого воздействия на игры детей относятся: участие педагога в сговоре на игру, ролевое участие воспитателя в игре, предложение новой темы игры.

Таким образом, правильно используя методы руководства сюжетно-ролевыми играми, воспитатель сможет воздействовать на все стороны личности ребенка, на его сознание, чувства, волю, а также воспитывать самостоятельность средствами игры.





Литература:

1. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //Вопросы психики. -1966. - № 6.

2.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. - М., 1991.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогические условия организации самостоятельных игр детей

Автор: Кретова Ольга Владимировна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354546

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(72) "razvitiie-samostoiatiel-nosti-u-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "138958"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417624648"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Семинар-деловая игра по теме "Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(118) "sieminar-dielovaia-ighra-po-tiemie-orghanizatsiia-ighrovoi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "145229"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418880676"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Роль подвижных игр в процессе физического воспитания."
    ["seo_title"] => string(61) "rol_podvizhnykh_ighr_v_protsiessie_fizichieskogho_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "438465"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510520404"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(116) "orghanizatsiia-ighrovoi-dieiatiel-nosti-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "251309"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447230533"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(77) "orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-raboty-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "169226"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423389129"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства