Педагогические технологии на основе деятельностного подхода, используемые в ДОУ
Педагогические технологии на основе деятельностного подхода, используемые в ДОУ
Любая педагогическая технологияимеет цель и обладает средствами, активизирующими деятельность детей. Технологии, в которых цели, средства активизации составляют главную идею и становятся основой эффективности результатов, относятся к педагогическим технологиям на основе деятельности, специфичной для рабёнка дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические технологии на основе деятельностного подхода, используемые в ДОУ»
Педагогические технологии на основе деятельностного подхода:
Метод проектов
Цель метода проектов - направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно - образовательных задач:
1. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
Особенности педагогической технологии метод проектов:
- предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;
- предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);
- позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.
Проекты различаются по доминирующей деятельности участников и могут быть: практико-ориентированными, исследовательскими, информационными, творческими, ролевыми. По комплексности и характеру контактов проекты можно разделить на моно- и межпредметные. По продолжительности - на мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.
• Технология метод проектов основана на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
• Технологию метод проектов в ДОУ можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального, творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности, и презентации полученных результатов.
• Отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников, побуждение к самостоятельной постановке проблемы, выбора темы проекта.
• Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, способное вызвать активную познавательную деятельность воспитанников.
При реализации технологии метод проектов в воспитательно-образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной деятельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, умения видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления.
Совокупность методов возможно представить следующей классификацией:
• Проблемно - поисковые методы: проблемные вопросы, тематические беседы, исследование (исследовательский проект), поэтапное выполнение действий.
• Творческие методы: презентация.
• Информационные методы: составление модели источников информации, сбор информации для составления буклетов, организационных материалов.
Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.
Алгоритм работы над проектом
Этапы:
Обозначение проблемы, отвечающей потребностям детей и взрослых.
Определение цели проекта, прогнозирование и конкретизация будущего результата.
Столкновение знания и «незнания», осознание познавательной задачи.
Активизация способов получения информации.
Получение необходимой информации.
Обобщение полученной информации.
Планирование деятельности, определение средств реализации проекта.
Реализация проекта.
Обсуждение результата, хода работы.
Презентация результатов.
Совместное определение перспективы развития проекта.
Алгоритм действий взрослых и детей на каждом этапе проектной деятельности
Алгоритм действий
Подражательско-исполнительский этап проектной деятельности
Развивающий этап проектной деятельности
Творческий этап развития проектной деятельности
Шаг 1
Определение проблемы, отвечающей потребностям детей
Выделение (взрослым или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
Шаг 2
Постановка цели проекта, его мотивация
Совместное определение цели проекта, прогнозирование результата
Самостоятельное определение детьми цели проекта, прогнозирование результата
Шаг 3
Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана
Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта
Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера определение средств реализации проекта
Шаг 4
Совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата
Выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого
Выполнение детьми проекта; решение творческих споров, достижение договоренности; взаимообучение, помощь друг другу
Шаг 5
Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата
Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач
Шаг 6
-
Совместное определение перспективы развития проекта
Определение перспективы развития проекта
Проектная деятельность позволяет учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных (в том числе и нестандартных) ситуациях.
Также технология проектной деятельности используется и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках непосредственно образовательной деятельности). Такие занятия имеют определенную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности
Алгоритм проектной деятельности педагога и детей
/Л. Морозова/
Этапы проектной деятельности
Деятельность педагога
Деятельность детей
1. Постановка проблемы
Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией
Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы
2. Определение цели деятельности
Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей
Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира)
3. Конкретный замысел
Продумывает, представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет
Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных
4. Планирование
Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий
Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций
5. Реализацияпроекта и
постояннаярефлексия
Организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов
Участвуют в разнообразных видах деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя
6. Анализрезультатов и
презентация
Выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми
Проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов
Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности что в свою очередь способствует личностному развитию детей.
Технология развивающего обучения:
Под развивающим обучением, по мнению В. В. Давыдова, понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития (те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых), вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
• Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
• Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидума.
• Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности.
• В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
Ребенок - субъект своего развития
• В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
• В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.
• При планировании воспитывается: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.
• На этапе реализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.
• На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.
В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.
• Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.
Развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности.
Цель – создание условий для проявления познавательной активности ребенка.
Эта цель достигается следующими путями:
• Создание педагогом проблемной ситуации;
• Использование разнообразных форм и методов организации совместной деятельности;
• Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми;
• Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности;
• Стимулирование детей к высказываниям, использованию различных материалов, способов выполнения заданий;
• Использование в ходе совместной деятельности дидактического материала, позволяющего ребенку выбирать наиболее значимые для него вид и форму деятельности;
• Оценивание не только конечного результата (правильно - неправильно), но процесса деятельности ребенка;
• Поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.
Педагогические технологии программы «Сообщество»
(совместная образовательная деятельность в Центрах активности; «Модель трёх вопросов»)
В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным».
Дети:
Активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.
Обеспечены социальным взаимодействием для своего эмоционального и когнитивного развития.
Проходят через закономерные стадии развития.
Неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своём темпе.
Особенность программы: организация совместной образовательной деятельности в Центрах активности, предполагает работу в минигруппах, что позволяет обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям.
Задачи педагога:
1. Организация среды.
2. Стимулирование общения и любознательности детей.
3. Наблюдение за детьми.
4. Своевременная адаптация условий к изменяющимся потребностям детей.
Деятельность в Центрах активности предполагает активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План-дело-оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач.
Цикл «План - дело - оценка» дает технологическую возможность перманентного ведения образовательной, воспитательной работы, педагогического наблюдения и дифференцированной или индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Деятельность в Центрах активности позволяет решить образовательные задачи и реализовать целостное содержание работы с детьми за относительно небольшой отрезок времени.За 1-1,5 часа в день ребенок имеет возможность спланировать и реализовать целостный план собственной деятельности, приобрести важнейшие навыки и способности. Воспитатель в это же время имеет технологическую возможность обучать, наблюдать, вести дифференцированную и индивидуальную коррекционно-развивающую работу.
Использование «модели трех вопросов».
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
Методика работы с «моделью трех вопросов» такова. В свободное время (вечером, утром) накануне выбора новой темы воспитатель включается в разговор с детьми о том, что они знают или хотят узнать по предполагаемой им теме, по теме, назревающей соответственно сезону, или по теме, которая стала «фоном» проявляться в группе. Воспитатель не сообщает детям, что обсуждается выбор темы для нового проекта. Просто ведет разговор, который можно методически оформить как индивидуальную работу с детьми в виде познавательной беседы. Все идеи (высказывания) детей записываются печатными буквами на специально подготовленном бланке (расчерченном листе). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора.
Заполненная воспитателем «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители! В этом случае взрослые невольно продолжат разговоры с детьми — будут удивляться их знаниям или вопросам, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким естественным и простым образом взрослые будут включены в образовательную работу группы. У детей появятся новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме. А воспитатели получат подкрепление как в определении содержания, так и в организации деятельности по теме.
Технологии программы «Сообщество» основаны:
• На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;
• индивидуализации образования для каждого ребенка;
• ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности;
• предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности;
• определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»;
• всемерном участии семьи.
Самостоятельная исследовательская деятельность детей
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, организуемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Исследовательская деятельность включает в себя:
- мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм его осуществления (в роли которого выступает мышление);
- анализ полученных результатов,
- оценку динамики ситуации на их основе,
- прогнозирование дальнейшего ее развития;
- моделирование и реализацию своих будущих, предполагаемых действий - коррекциюисследовательского поведения.
Алгоритм осуществления исследовательской деятельности
/А. И. Савенков/
Этапы
Последовательность действий
Шаг 1.
Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Для того чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию (окружающий мир, природа и др.).
Шаг 2.
Выбор темы исследования.
Шаг 3.
Определение цели исследования.
Шаг 4.
Определение задач исследования.
Шаг 5.
Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом).
Шаг 6.
Составление предварительного плана исследования. Возможные пути и методы исследования: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.
Шаг 7.
Проведение эксперимента (опыта), наблюдения, проверка гипотезы, выводы.
Шаг 8.
Указание возможных путей дальнейшего изучения проблемы.
В основе исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста лежит исследовательская поисковая активность, которая, являясь его естественным состоянием, порождает исследовательское поведение, создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. В соответствии с психологическими основами исследовательской деятельности необходимо организовывать деятельность ребенка таким образом, чтобы она способствовала открытию знания самим ребенком через творческий, исследовательский поиск, основными составляющими которого являются: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. В связи с этим у детей дошкольного возраста через специальные упражнения в разных видах деятельности необходимо развивать определенные умения.
- Видеть проблемы - интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. Проблема - это затруднение, неопределенность, чтобы устранить ее, требуется исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Не стоит требовать от ребенка ясного осознания и формулирования проблемы, достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
- Выдвигать гипотезы, строить предположения. Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных (провокационных) идей - важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
- Задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщении к умственному труду; вопросы могут быть различными - уточняющими, восполняющими (неопределенными, непрямыми) и др.
- Оперировать понятиями «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др. Без умения оперировать этими понятиями не может быть абстрактного мышления. Овладеть ими нельзя без исследования живых фактов и явлений, без осмысления того, что можно увидеть своими глазами.
- Классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы; классификация устанавливает определенный порядок и разбивает рассматриваемые объекты на группы; всякая классификация имеет цель, которая диктует выбор основания; поскольку целей может быть много, то одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям).
- Наблюдать. Наблюдение - это вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания.
- Делать выводы и умозаключения. Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги; вывод - это заключительное суждение о результатах проведенной работы.
Понятие «исследовательское обучение» введено А.И. Савенковым. Главная цель исследовательского обучения - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Для проведения исследования с целью решения проблемы ребенок участвует в нескольких этапах исследования
Алгоритм проведения исследования с целью решения проблемы ребенком
Осуществление плана, выяснение связи изучаемого явления с другими явлениями
5 этап
Формулирование решений, выводов, обобщений
6 этап
Проверка решений
7 этап
Практические выводы о возможном и необходимом применении полученных знаний
На первом этапе педагог побуждает детей внимательно всматриваться в изучаемый объект, описывать его внешние признаки, выделять главное, сравнивать с другими объектами, анализировать, делать выводы и обобщения; побуждает детей включаться в решение познавательных задач и проблем непосредственного активного наблюдения не только за статичными объектами, но и за развитием объектов живой природы; вызывает потребность в постановке вопросов в процессе наблюдения.
На втором этапе педагог формирует исследовательскую активность детей в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы. Необходимо создавать такие условия, которые должны способствовать развитию умения задавать вопросы исследовательского характера (на выявление главных признаков объекта, его функций, на формирование умения давать полную характеристику предмета, определять его место в этом мире и т.п.).
На третьем этапе целесообразно организовать деятельность детей по конструированию, в процессе которой дети учатся анализировать условия и находить самостоятельное решение, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. Для этого используются следующие формы организации конструирования, которые применяются именно в такой последовательности: по замыслу, образцу, теме, модели, условиям.
Для оформления результатов исследовательской деятельности при работе с детьми шести-семи лет педагог может завести папку, в которую вместе с родителями (согласно перечню разделов) он будет собирать материал, накопленный в ходе исследования.
Пример:
раздел 1 «Что я прочитал (или мне прочитали) по теме... (список литературы)»;
раздел 2 «Что я узнал о... (сбор информации по теме исследования)»;
раздел 3 «Вопросы, которые возникли у меня, когда я изучал научную и художественную литературу»;
раздел 4 «Мои наблюдения и опыты по теме исследования»;
раздел 5 «Вопросы, которые возникли у меня в ходе наблюдений и опытов»;
раздел 6 «Мои выводы»;
раздел 7 «Мое сообщение, доклад (о чем я расскажу ребятам)».
Чтобы дети занимались исследовательской деятельностью, педагогу необходимо:
- использовать различные приемы воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения);
- создавать проблемные ситуации, вызывающие у детей удивление, недоумение, восхищение;
- четко формулировать проблемы, обнажая противоречия в сознании ребенка; учить видеть и формулировать проблемы, развивая проблемное видение;
- выдвигать гипотезы и обучать этому умению детей, принимая любые их предложения;
- развивать способность к прогнозированию и предвосхищению решений;
- обучать детей обобщенным приемам умственной деятельности - умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;
- создавать атмосферу свободного обсуждения, побуждать детей к диалогу, сотрудничеству;
- побуждать к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;
- подводить детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрять оригинальные решения, умение делать выбор;
- знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.
Педагогу, организуя исследовательскую деятельность детей, необходимо избегать отрицательной оценки детских идей; проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения; восстанавливать веру ребенка в собственные силы, настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца; подводить итоги исследования (при условии, что дети сами называют проблему, вспоминают все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, оценивают свою работу).
Для осуществления процесса исследования важно оптимальное разделение детского коллектива на малые группы (по три-четыре человека). Работа в таком небольшом коллективе способствует развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, доказывать свою точку зрения.
Алгоритм организации занятия-исследования
/И.Л.Паршукова/
№ п/п
Последовательность действий
1
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации
2
Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия
3
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования
4
Уточнение плана исследования
5
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования
6
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группе
7
Анализ и обобщение полученных детьми результатов
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- опыты (экспериментирование) - освоение причинно-следственных связей и отношений;
- путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
- путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему).
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Опыты (экспериментирование)
Коллекционирование (классификационная работа)
Путешествие по карте
Путешествие по «реке времени»
Состояние и превращение вещества. Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
Виды растений. Виды животных. Виды строительных сооружений.
Виды транспорта. Виды профессий
Стороны света. Рельефы местности. Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки»-символы
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет - пирамиды). История жилища и благоустройства
Свет и цвет в природе (оптические эффекты). Простейшие механические устройства
История транспорта. История почты. История письменности (книги).
История профессий
Алгоритм организации познавательно-исследовательской деятельности детей
/Н.М. Короткова/
№
Последовательность деятельности
1
Привлечение внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта
2
Предоставление возможности детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект (можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается)
3
Формулирование причинно-следственных связей
4
Самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности
Педагогическая технология детского экспериментирования
Технологию детского экспериментирования в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.
Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.
Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
Целевые ориентации технологии детского экспериментирования
Направление: познание ребенком объекта в ходе практической деятельности с ним.
Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.
Задачи:
1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.
2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем.
3.Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.
4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.
5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.
6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
Исследовательский и деятельностный подходы были взяты О.В. Дыбиной за основу при разработке структуры реализации технологии детского экспериментирования.
Алгоритм реализации технологии детского экспериментирования
/О.В. Дыбина/
Этапы
реализации
Деятельность
педагога
Деятельность
детей
Ожидаемый
результат
Подготовительный этап
Актуализация проблемной
ситуации.
Создание условий,
необходимых для проведения
опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т.д.
Мотивация детей к исследовательской
деятельности.
Напоминание
правил техники безопасности при
работе с экспериментальным
оборудованием.
Осознание и осмысление
проблемы.
Подготовка рабочего места.
Появление у детей заинтересованности,
желания принять участие
в опыте или эксперименте,
познавательного
интереса.
Создание
оптимальных условий для проведения опыта или
эксперимента.
Этап
формулирования цели
эксперимента или опыта
Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижению рабочих гипотез.
Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости.
Формулирование цели эксперимента или опыта (совместно со взрослым).
Выдвижение рабочих гипотез.
Обозначена цель эксперимента или опыта.
Выдвинуто несколько рабочих гипотез.
Этап
планирования
экспериментальной
деятельности
Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта.
Подведение детей к выполнению алгоритма действий.
Составление алгоритма
действий по проведению
эксперимента или опыта.
Осмысление содержания карты-схемы эксперимента или опыта.
Составлен алгоритм
действий по проведению эксперимента или опыта.
Этап
коррекции
проблемы
Коррегирующие действия по мере
необходимости.
Уточнение проблемы.
Обсуждение новых гипотез
по мере необходимости.
Предотвращение отклонений
от поставленной цели.
Практический этап
детского
экспериментирования
Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).
По мере необходимости
совместное выполнение с детьми практических действий.
Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента.
Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии.
В случае не подтверждения первоначальной гипотезы – возникновение новой гипотезы, предположения с последующей реализацией в действии.
Если гипотеза подтвердилась - формулирование выводов.
Проведенный эксперимент или опыт.
Заключительный этап
Подведение итогов, оценивание результатов.
Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.
Самооценивание, повторное осмысление проблемы с новой точки зрения.
Особую роль в процессе детского экспериментирования дошкольников приобретает первая группа методов - методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей, среди которых ведущее место занимают методы, направленные на формирование интереса к познавательной деятельности. Сам же интерес к познавательной деятельности значительной мере зависит от широты и устойчивости интересов ребенка к окружающим его предметам и явлениям, от умения творчески, со своих детских позиций осмысливать новые факты и события, что является основной составляющей детского экспериментирования.
Разрабатывая методы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста, исследователи существенное внимание уделяют созданию специальных условий и ситуаций, в которых дети в полной мере начинают ощущать радость первых открытий, радость самостоятельного добывания новых знаний и конструирования способов умственной и практической деятельности. В их работах подтверждается, что эмоциональное состояние ребенка в процессе экспериментальных действий позволяет формировать прочные познавательные навыки.
Вторая группа методов -методы организации и осуществления познавательных действий.
Первая подгруппа - методы организации и осуществления чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам. Это такие приемы как наблюдение и рассматривание, безусловно, широко используемые в процессе экспериментирования.
Вторая подгруппа - методы организации и осуществления экспериментальной деятельности детей, соответствующие, в известной мере, словесным методам.
Третья подгруппа - это методы организации и управления практической деятельностью детей с целью формирования у них новых знаний, навыков и умений. Эта подгруппа соответствует практическим методам обучения, которые нашли широкое применение в дошкольной педагогике и которые являются базовой составляющей детского экспериментирования.
Известные отечественные ученые внесли много ценного в разработку этих методов. Так, широкое признание получил метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной и др. Этот метод заключается в том, что мышление детей дошкольного возраста развивается с помощью специально разработанных схем и моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта и являются неотъемлемой частью содержания групповых детских лабораторий.
Использование этого метода создает для детей возможность получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей. Кроме того, при овладении способами использования моделей в процессе экспериментирования перед детьми раскрывается область особых отношений - отношений моделей и оригинала - и соответственно формируются два тесно связанных между собой отражения - план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты. Формирование данных планов отражения имеет решающее значение для развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного, логического).
Третья группа методов обучения - методы организации контроля и самоконтроля эффективности экспериментальной деятельности детей, разработка которых ведется в дошкольной педагогике.
В ходе реализации данной технологии в условиях ДОУ, ребенок ставится в положение исследователя-первооткрывателя, переконструирующего прежние знания, входящие в непосредственный опыт, в опыт экспериментальной деятельности, присваивает опыт этой самой деятельности и овладевает рядом умений.
Этапы
Алгоритм деятельности взрослого и детей «Экспериментирование»