Просмотр содержимого документа
«Первые сюжетные игры для малышей.»
Первые сюжетные игры для малышей.
Первая младшая группа – период расцвета сюжетно – ролевой игры. Точнее, имеются предпосылки, возможности. Новые впечатления, яркие, интересные, могут стать основой развития игры. Но при одном условии, этим предпосылкам следует помогать, и так, чтобы воспитатели на вопрос: «Во что играют дети?» — отвечали: «Целыми днями пьют чай. Сами пьют и кукол угощают». Да, если нет должного руководства, игра сводится к стереотипным, отрывочным действиям.
Во многих методических пособиях сквозит такая мысль: «Для развития игры показывать, объяснять детям простейшие игровые действия, знакомые им по опыту, например, покормить куклу или мишку, покачать, уложить спать; закреплять эти действия в совместной игре, подталкивать к переносам на другие игрушки, чтобы к концу третьего года жизни сформировалось бы умение разыгрывать четыре – пять сюжетов». Как видим, просматривается стремление разучивать с детьми определенные программные сюжеты. Однако, повторяя сюжет за взрослым, ребенок стереотипно усваивает цепочку действий.
Чтобы игра стала самостоятельной, инициативной, сюжетной, необходимо развивать и совершенствовать механизм моделирования жизненных явлений на игрушках. Моделирование – общая основа игры и воображения. Не прорабатывать многократно какой – то сюжет, а проигрывать, ежедневно осваивать новые сюжетные действия и их варианты.
Итак, как сформировать инициативную сюжетно – ролевую игру. Главным направлением считают развитие игрового сюжетного действия. На втором году жизни детей учат моделировать на игрушке все, что они делают сами. Развивать игровое моделирование – задача третьего года жизни. Теперь дети с помощью игрушки играют в «больницу», проводят утреннюю зарядку, читают куклам книжки, организуют экскурсии. Для развития игры важно помочь детям освоить разные источники моделирования сюжета: проигрывать не только то, что сейчас случилось, но и то, что они раньше видели, о чем им читали, что они видели в мультфильмах.
Вторая половина третьего года жизни примечательна тем, что многие дети в ходе игры применяют диалог, что-то от игрушки требуют, поучают. Иногда можно видеть, слышать, как игрушка не слушается, препирается, ее наказывают. Увлекаясь, ребенок до десяти раз повторяет свое требование. Вслед за диалогом и на его основе проявляется характеристика игрушки, обобщение ее особенностей. Это уже показатель интеллектуального развития, развития восприятия, мышления. В чем же значение этого момента игры? Дело в том, что специфическая характеристика игрушки, дает множество вариантов каждому сюжету. Даже если ребенок не может сформулировать обобщающее определение, ему интереснее сюжеты с вариантами. Включаясь в игру, воспитателю целесообразно подать реплику от имени игрушки и тем самым подсказать новый сюжет. Реплики должны отражать реальное поведение, и тогда дети легко смогут разыгрывать ситуации в самостоятельной деятельности.
Но чтобы после трех лет ребенок полноценно и творчески играл в сюжетные игры, сейчас, в раннем детстве, вы должны помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть на это силы и время! Ваше усилия не только избавят от дальнейшей необходимости занимать и забавлять малыша, но и сделать его детство радостным и счастливым.