КАРТОТЕКА ИГР ПО ПДД средняя группа
Игра «СЛУШАЙ СИГНАЛА
Цель: развивать ловкость, стимулировать внимание.
Оборудование: две дуги, две ска¬мейки, два забора, лестница.
Игровые действия: по сигналу ведущего первый игрок из одной команды надевает каску, проходит через полосу препятствий, возвра-щается, передаёт каску следующе¬му игроку. Побеждает команда, бы¬стрее выполнившая задание.
Игра «ПОЖАРНЫЙ ШЛАНГ»
Цель: стимулировать быстроту реакции, ловкость.
Оборудование: два пожарных рукава.
Игровые действия: дети делятся на две команды и по сигналу сна¬чала разворачивают шланги, затем сворачивают в исходное состояние. Побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
«ВЫЗОВ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ» Словесная игра
Цель: стимулировать развитие связной речи.
Игровые правила: составлять короткий рассказ по плану (образ¬цу): правильно и чётко называть своё имя, фамилию, своё местопо¬ложение, кратко описывать про¬блему.
Игровые действия: составлять короткий рассказ по мере появле¬ния слайдов от имени одного из героев ситуации или стороннего наблюдателя.
На экране ПК сменяются кадры, дети рассказывают в игрушечный телефон о ситуации.
«СПАСИ ИГРУШКУ» Дидактическая игра
Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы через очки; сти-мулировать развитие зрительного восприятия; развивать умение со-относить схематичное изображение с предметом.
Игровые правила: из набора кар¬тинок найти, запомнить и выбрать нужные.
Игровые действия: рассмотреть изображения знакомых предметов через «задымление» (занавеску), запомнить их, затем выбрать нуж¬ные из набора картинок.
Следующее задание: иногда спасателям приходится работать в специальном снаряжении — напри¬мер, в защитных очках. Наденьте специальные очки. Каждый по¬лучит карточку со схематическим изображением игрушки, по кото¬рому нужно найти и спасти игре¬ку, находящуюся в «задымлённой помещении.
«СПАСАТЕЛИ»
Цель: развивать умение соотно¬сить схематическое изображение с натуральным предметом; стимули¬ровать развитие зрительного вос-приятия.
Игровые правила: найти пред¬мет по его схематическому изобра¬жению.
Игровые действия: рассмотреть схематическое изображение, оты¬скать в игровой зоне соответствую¬щую игрушку.
«НАЙДИ ПРЕДМЕТ»
Цель: развивать умение узнавать по изображению знакомые пред¬меты; стимулировать развитие зри¬тельного восприятия, памяти.
Игровые действия: рассматри¬вать изображения знакомых пред¬метов через «зашумлённый» файл, узнавать и называть предметы.
Игровые правила: назвать узнан¬ный на картинке предмет, объяс¬нить, как узнал.
В. Представьте, что мы на пожар¬ной башне. С помощью бинокля постарайтесь узнать внизу предметы, находящиеся в дыму и огне.
Молодцы, ребята, и Карлсон мо¬лодец! Следующее тренировочное задание: я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. Если вы услышите название предмета, кото¬рый может стать причиной пожара, скажите «ой».
«ПОЖАРООПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.
Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.
Игровые правила: узнавать сло¬ва, обозначающие пожароопасные предметы.
Набор слов для игры: утюг, жур¬нал, телевизор, ручка, тостер, жвач¬ка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.
«ЛУЧ ФОНАРИКА»
Цель: развивать умение узнавать изображения по их части, детали.
Игровые действия: рассматри¬вать детали изображения, узнавать и называть предмет.
Игровые правила: быстро узнать предмет по детали изображения.
«ПОЖАРНАЯ ТРЕВОГА»
Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве.
Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, брать только один кусочек ткани (огонь).
Игровые действия: игроки де¬лятся на две команды, выстраива¬ются в колонны; используя «ходу¬ли» дети поочерёдно собирают раз¬ложенные по залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в ведро (на¬ходится на противоположной от команд стороне зала).
«ПОТУШИ ОГОНЬ»
Цель: развивать быстроту, лов¬кость; воспитывать умение рабо¬тать в команде.
Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сиг¬налу.
Игровые действия: команды становятся в шеренгу лицом друг к другу, около последних участников стоит 4-5 пластмассовых ведра с водой; по сигналу последний игрок передаёт поочерёдно вёдра детям (одно за другим), стоящим справа (слева) от себя; первый игрок вы¬ливает вёдра в большое ведро «с огнём» (с собранными кусочками ткани) - «тушат огонь».
«СПАСЕНИЕ ИГРУШКИ» Игра-эстафета
Цель: совершенствовать в со¬ревновательной форме навыки основных видов движений (ходь¬ба по наклонной доске, лазание по гимнастической стенке); развивать скоростно-силовые способности, ловкость; воспитывать смелость, желание прийти на помощь «по¬страдавшему».
Игровые правила: задание вы¬полнять поочерёдно, не уронить игрушку.
Игровые действия: с помощью каната подняться по наклонной доске к верхним рейкам гимнасти¬ческой стенки; взять игрушку, рас¬положенную на верхней переклади¬не; приставным шагом перейти на соседний пролёт гимнастической стенки; спуститься вниз по гимна¬стической доске («скатиться с гор¬ки»); перенести игрушку в безопас¬ное место.
«СОБЕРИ РЮКЗАК ДЛЯ СПАСАТЕЛЯ» Игра-эстафета
Цель: развивать координаци¬онные способности, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; стимулировать сооб¬разительность, быстроту реакции, закреплять знания о назначении предъявленных предметов.
Игровые правила: передвигаться на велотренажёрах строго по пря¬мой, выбирать только необходимые предметы.
Игровые действия: игроки де¬лятся на две команды; поочерёдно доехать на велотренажере до про¬тивоположной стороны; выбрать разложенные на скамейке пред¬меты, которые могут пригодиться спасателям; вернуться обратно, по¬ложить предмет в рюкзак.
«ТЕРРИТОРИЯ РИСКА» Комбинированная эстафета
Цель: развивать силу, ловкость, координацию движений.
Игровые правила: преодолевать препятствия поочерёдно.
Игровые действия: взобраться по лестнице спортивного комплек¬са; ухватившись руками за пере¬кладину спортивного комплекса, не касаясь ногами пола, переместить¬ся на противоположный край; спу¬ститься вниз по шесту на скамейку; пройти по ней, перешагивая через предметы; преодолеть тоннель и сухой бассейн. Раздаётся звонок по телефону (сигнал тревоги).
В. Помощник воспитателя в младшей группе обнаружил много опасных для малышей предметов. Нужна помощь! Дети приходят в группу.
В. Наша задача?
Дети. Найти и обезвредить.
В. Для того чтобы найти пред¬меты, каждый получает карточку-схему, на которой показано, где ис¬кать предмет (на, под, за, в). Най¬денные предметы по видам опас¬ности раскладываются в коробки (колющие, режущие, огнеопасные и т.д.).
«НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ»
Цель: развивать умение ориен¬тироваться в пространстве; упраж¬нять детей в соотнесении изобра¬жения места нахождения предмета с символом; развивать умение клас¬сифицировать предметы по разным видам опасности.
Игровые действия: поиск пред¬метов в разных местах, раскладыва¬ние в соответствующие коробки.
Игровые правила: найти игруш¬ку в соответствии с символом.
В. Откуда они могли появиться? Может, чужие люди приходили в наш сад? Что нам теперь делать с этими предметами? (Заберём с со¬бой, чтобы отдать )
«НЕЗНАКОМЕЦ» Игра-тренинг
Цель: упражнять в умении пра¬вильно вести себя в ситуациях с незнакомым человеком, формиро¬вать модель поведения в подобных ситуациях.
Игровые действия: дети учат Карлсона, как себя вести в ситуа¬ции с незнакомкой.
Незнакомка. Здравствуйте, ре¬бята. Какие вы замечательные! Уго¬щайтесь конфетами.
Карлсон первым угощается. Дети берут (не берут) угощение. Если кто-то возьмёт конфеты (манда¬рины), воспитатель спрашивает у детей, правильно ли они поступили.
Незнакомка. У меня в машине ещё много вкусного! А ещё есть ко¬тик и интересные игрушки. Пой¬дёмте со мной!
Карлсон собирается идти с Не¬знакомкой.
В. Правильно ли поступает Карлсон? (Обращаясь к незнаком¬ке.) А вы кто? К кому вы пришли?
Незнакомка (не отвечает, хва¬тает Карлсона за руку и тянет за собой к выходу). Я вижу, ты хоро¬ший! Не слушай их! Я отведу тебя к маме, она просила тебя забрать!
Карлсон плачет и послушно идёт за Незнакомкой.
В. Ребята, что надо делать, если чужой человек тащит тебя за собой? (Вырываться, громко кричать, звать на помощь.) Жен¬щина, оставьте Карлсона в покое! (Отталкивает Незнакомку, за¬бирает руку Карлсона.) У нас есть заведующая, пройдите к ней.
Дети провожают Незнакомку и отдают коробки с опасными предметами. Раздаётся звонок телефона Карлсона.
Карлсон. Мне звонит Малыш! Алло! Где ты? Ребята, он потерял¬ся! Малыш, скажи, где ты?
Малыш (по громкой связи теле¬фона). Я потерялся. Заигрался с друзьями.
Карлсон. Где же тебя найти?
Малыш. Тебе помогут мои фото¬графии. Я передам их по Интернету.
В. К нам не приходила электронная почта?
В. Да, как раз сейчас пришла. Получайте своё сообщение.
В. Ребята, мы получили фото¬графии, которые нам помогут найти Малыша. Малыш фотографировал предметы, встречающиеся на его пути, места, где он играл: песоч¬ница, дерево, клумба, метла, пункт первой помощи и др. С помощью данных ориентиров дети находят Малыша, объясняют ему, в каких местах нельзя играть, и приглаша¬ют в службу «Юный спасатель».
«КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»
Цель: развивать умение класси¬фицировать и объяснять опасные и безопасные ситуации, изображён¬ные на картинках.
Игровые действия: кратко объ¬яснять сюжет картинки, его послед¬ствия.
Игровые правила: кратко и чётко описывать сюжетную кар¬тинку в соответствии с её изобра¬жением.
«ОПАСНО – НЕОПАСНО»
Цель: учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не¬опасных; уметь предвидеть результат возможного развития ситуа¬ции; закреплять знание правил безопасного поведения; воспиты¬вать чувство взаимопомощи.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных и неопасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от ва¬риантов игры. Содержание картинок: ребенок лазает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.
Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (нагляд¬ной или словесной) ситуации для жизни и здоровья, поднять оп¬ределенную карточку, в зависимости от опасности, правильно раз¬ложить дидактические картинки.
Внимательно прослушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую — если опасности нет. Дети не должны мешать друг другу, при необходи¬мости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользо¬ваться подсказками.
«ЕСЛИ Я СДЕЛАЮ ТАК»
Цель: обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один — опасный для здоровья, другой — ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; разви¬вать мышление, сообразительность.
Оборудование: набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.
Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуа¬ции (угрожающей и не угрожающей жизни и здоровью) или пред¬ложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: «Опасность возни¬кает, если я сделаю.», или «Опасности не будет, если я сде¬лаю.» Дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую — если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую — если опасности нет. Дети должны выслушать
ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные допол¬нения поощряют фишкой, звездочкой.
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Цель: закрепить у детей знания и практические умения по ока¬занию первой помощи.
Оборудование: картинки с изображением медицинских принад-лежностей (термометр, бинт, зеленка).
Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек по¬резал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывают последовательность действий.
НАШИ ПОМОЩНИКИ - РАСТЕНИЯ
Цель: закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.
Оборудование: предметные картинки с изображением лекарствен¬ных растений.
Игра проводится по принципу лото. У детей карты с изображе¬нием лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если сказал пра¬вильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.