Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы с детьми 1-го уровня ОНР»
Перспективный план работы с детьми 1-го уровня ОНР.
СЕНТЯБРЬ, 3-я неделя, “СЕМЬЯ”.
Развитие понимания речи,
речевого слуха, слухового внимания.
Развитие активной подражательной речевой деятельности.
Воспитание общих речевых навыков.
Развитие общей и мелкой моторики, подражательности, конструктивного праксиса. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Развитие памяти и мышления.
Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.
Уточнять и расширять пассивный словарный запас, формировать умение показывать членов своей семьи – упражнение “Покажи, где мама” (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам).
Закреплять форму повелительного наклонения глагола, учить выполнять задания типа:
Ваня, иди! стой! сядь!
Миша, возьми (мяч)! отдай (мяч)!
Формировать внимание к неречевым звукам, развивать слуховое восприятие – игра “Где гремит?”
Преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить.
Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).
Уточнять и расширять пассивный предметный словарь по теме – д/и“Прятки”.
Обучать пониманию вопросов косвенных падежей кто? где? у кого?
Учить детей выполнять действия, связанные с игровой ситуацией : покажи, возьми, принеси– упражнение “Поручение” (одноступенчатая инструкция).
Развивать слуховое внимание, учить воспринимать и дифференцировать на слух различный темп, ритм и силу звучания барабана – упражнение “Маленький барабанщик”.
Воспитывать потребность в речевом общении.
Формировать умение договаривать за логопедом звуки, слоги:
У-у-у – самолет,
Ы-ы-ы – пароход,
Ту-ту-ту – паровоз,
Би-би-би – машина,
Ду-ду-ду – дудочка,
Та-та-та – барабан и др.
Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять артикуляцию гласных А, У, О, И, развивать модуляцию голоса – игра “Пой со мной”.
Развивать подражание движениям взрослого, понимания речи – подвижная игра “Мишка с куклой”.
Развивать подражание движениям рук и речи взрослого, понимание речи - пальчиковая игра “Барабанщики”.
Развивать зрительно-пространственную функцию, закреплять знания основных цветов, обучать группировать предметы по цвету – упражнение“Будь внимательным”.
Развивать конструктивный праксис, мелкую моторику – сооружение из кубиков “Построй, как я”.
Развивать зрительное внимание и восприятие, учить находить предмет по его контурному изображению.
ОКТЯБРЬ, 2-я неделя, “ЧАСТИ ТЕЛА И ЛИЦА”.
Обучать умению соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением.
Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого – упражнение“Покажи на себе и на кукле”, “Зеркало”.
Формировать внимание к неречевым звукам, развивать чувство ритма – упражнение “Хлопай, как я”, “Топай, как я”.
Формировать потребность в речевом общении и умение договаривать за логопедом слоги и слова – упражнение “Это Я”.
Развивать интонационную выразительность речи, модуляцию голоса на материале звукоподражаний:
Топ – малыш идет,
Ам – мальчик кушает,
Фу – девочка не хочет есть,
Ох – болит зуб,
Ух – дядя работает,
Эх – мальчик танцует,
Ха-ха-ха – дети смеются,
Ах – душистый цветок,
Развивать правильное речевое дыхание – пропевать на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА - голосовое упражнение “Девочки поют”.
Развивать общую моторику и координацию движений, подражательность – упражнение “Это Я”.
Развивать кисти рук, подражание движениям рук взрослого, обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое, развивать понимание речи – упражнение“Ладошки”.
Учить запоминать и выбирать из ряда предложенных 2-4 предмета.
ОКТЯБРЬ, 3-я неделя, “ТУАЛЕТНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ”.
Развивать понимание чужой речи, накапливать пассивный словарный запас по теме.
Развивать общую моторику, координацию движений, подражательность, понимание речи – подвижная игра “Лады-лады”.
Развивать тонкую моторику пальцев рук, подражательность, понимание речи – пальчиковая игра “Спокойного сна!”
Учить определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили.
ОКТЯБРЬ, 4-я неделя, “ФРУКТЫ”.
Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать фрукты – упражнение“Узнай и покажи фрукт”.
Обучать умению соотносить изображения с их словесным обозначением.
Познакомить с прилагательными: большой, маленький, обучать соотнесению слов большой и маленький с величиной предметов; обучать использованию соответствующих жестов.
Учить детей выполнять простые действия типа: покажи яблоко, возьми яблоко, положи яблоко, покушай яблоко.
Развивать речевой слух, умение правильно воспринимать и дифференцировать слова – упражнение“У кого картинка?” (парные картинки с изображением фруктов).
Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, издаваемых различными звучащими игрушками – упражнение“Что звучит?”.
Формировать речь как средство общения.
Учить вести односторонний диалог (логопед задает вопрос, а ребенок жестом отвечает на него).
Угощать детей фруктами, проговаривая при этом – “НА!”
Развивать подражание движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ – упражнение “Ёжик”.
Развивать подражание движениям рук взрослого, понимание речи - пальчиковая игра “Капуста”.
Развивать зрительное внимание и мелкую моторику, учить ритмичному нанесению точек по всей поверхности рисунка – упражнение “Колючий огурчик”.
Учить запоминать и выбирать из ряда предложенного взрослым 2-4 овоща – упражнение “Мы внимательные”.
НОЯБРЬ, 1-я неделя, “ОСЕНЬ. САД - ОГОРОД”.
Учить понимать слова обобщающего значения. Уточнять и расширять пассивный предметный словарь по темам “Овощи” и “Фрукты” - упражнение“Покажи картинку”.
Учить детей выполнять простые действия типа: покажи яблоко, возьми яблоко, положи яблоко, покушай яблоко.
Учить различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных – д/и “Где много, а где мало?”.
Развивать речевой слух, учить различать на слух голоса знакомых людей и называть их по именам – упражнение“Кто позвал?”
Закреплять навык ведения одностороннего диалога.
Развивать подражания движениям (использование жестов “на”, “дай”) и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ.
Учить называть имена детей, кукол, угощать их фруктами и овощами: Ваня, на! У Вани дыня и т.д.
Развивать координацию движений, общую моторику, подражательность – подвижная игра “Колючий ёж”.
Учить дифференцировать овощи и фрукты: отбирать картинки с изображением овощей и фруктов и класть их на картинки, где нарисованы грядка и дерево.
Развивать зрительное внимание и восприятие, учить находить предмет по его контурному изображению.
НОЯБРЬ, 2-я неделя, “ОДЕЖДА”.
Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание.
Уточнять и расширять предметный словарь по теме, обучать детей узнаванию предметов по функциональному назначению – упражнение “Отгадай загадку – покажи отгадку”.
Пополнять пассивный словарь за счет прилагательных, обозначающих цвет, за счет существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки.
Обучать пониманию вопросов где? кто? кому?
Обучать выполнению двухступенчатых инструкций.
Обучать ориентировке в названиях действий – упражнение“Кто что делает?”
Развивать речевой слух, умение правильно воспринимать и дифференцировать слова – д/и“Найди картинку”.
Развивать диалогическую речь.
Развивать подражания движениям (использование жестов “на”, “дай”) и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ.
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Конец слова за тобой”
Развивать общую моторику, координацию речи с движением, подражательность – подвижная игра“Вот такие мы!”.
Развивать движения кистей рук, дифференцированные движения пальцев, понимание речи – пальчиковая гимнастика “Вышли пальчики гулять”.
Развивать зрительное внимание, учить находить одинаковые предметы – упражнение “Найди два одинаковых платья, которые сшила мышка”.
Обучать умению группировать предметы по цвету, закреплять знания основных цветов и умение их различать – упражнение “Подбери куклам одежду”.
НОЯБРЬ, 3-я неделя, “ОДЕЖДА”.
Закреплять предметный словарь по теме, продолжать учить соотнесению предметов с их словесным обозначением – д/и“У кого этот предмет?” (с картинками и предметами одежды).
Учить детей выполнять действия: возьми шапку, надень шапку, положи шапку.
Пополнять пассивный словарь детей за счет прилагательных: большой, маленький; числительных: один, много.
Закреплять умение выполнять двухступенчатые инструкции – д/и“Соберем на прогулку”.
Развитие слухового внимания – упражнение “Хлопки”.
Закреплять умение договаривать за логопедом слоги и слова.
Развивать сильный ротовой выдох, обучать умению дуть через трубочку, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение “Бульки”.
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Конец слова за тобой”
Развивать координацию речи с движением – подвижная игра“Вот такие мы!”.
Развивать мелкую моторику – пальчиковая игра“Как у нашего кота”.
Обучать сравнению различных по величине предметов – упражнение “Большой-маленький”
Развивать зрительное внимание, учить подбирать подходящие по цвету и рисунку предметы – упражнение “Помоги каждой девочке подобрать бантик к платью”.
Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания – игра с разрезными картинками.
НОЯБРЬ, 4-я неделя, “ОБУВЬ”.
Формировать умение вслушиваться в речь и понимать ее содержание.
Расширять пассивный словарь за счет существительных, обозначающих детали обуви: задник, помпон; прилагательных одинаковые; глаголов: надеваю, обуваю, снимаю.
Обучать быстрой ориентировке в названиях действий – упражнение“Покажи”.
Обучать детей переключению с одного действия на другое по словесной инструкции и выполнению двухступенчатых инструкций – упражнение“Поручение”.
Развивать слуховое внимание, обучать умению различать на слух звучание различных инструментов и реагировать на каждое звучание по-разному – упражнение “Шагаем и танцуем!”
Стимулировать речевое подражание, закреплять умение договаривать отдельные звуки и слоги – упражнение “Большие ноги идут по дороге”.
Развивать сильный ротовой выдох, обучать умению дуть через трубочку, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение “Бульки”.
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Выполни команду”
Развивать умение подражать движениям взрослого, понимание речи – подвижная игра“Большие ноги идут по дороге”.
Развивать ритмичные движения кистей рук, подражание движениям рук взрослого, понимание речи – пальчиковая гимнастика “Мы топали”.
Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис, мелкую моторику – игра с разрезными картинками.
Учить запоминать и раскладывать предметы в произвольной последовательности в рамках одной тематики.
ДЕКАБРЬ, 1-я неделя, “ОБУВЬ”.
Обучать умению соотносить предметы с их словесным обозначением – д/и “Парные картинки”.
Закреплять понимание слов обобщающего значения: одежда, обувь.
Уточнять и расширять предметный пассивный словарь по темам – упражнение“Покажи картинку”.
Развивать тонкую моторику пальцев, движение кистей рук, понимание речи – пальчиковая гимнастика “Ножки”.
Развивать мелкую моторику, формировать умение проводить длинные волнистые линии – упражнение“Размотай” нитки”.
Учить находить из ряда картинок лишнюю, развивать зрительное внимание и мышление – упражнение “Четвертый лишний”.
ДЕКАБРЬ, 2-я неделя, “МЕБЕЛЬ”.
Формировать умение вслушиваться в речь и понимать ее содержание – сказка “Теремок”.
Обучать выполнению двухступенчатых инструкций – игра в поручения.
Формировать обобщающее понятие “мебель”, уточнять и расширять пассивный словарь по теме (названия предметов мебели и их назначения) – упражнение“Посидим, полежим!”
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Найди и назови”
Развивать координацию речи с движением – подвижная игра “Дом большой, дом маленький”.
Развивать движения кистей рук, подражание движениям рук взрослого, понимание речи – пальчиковая игра “Молоточки”.
Развивать подражание действиям взрослого, игровые действия, конструирование – игра с кубиками “Стулья”, “Башня”.
Развивать зрительное внимание, умение сравнивать предметы по величине – упражнение “Помоги медведям найти свои кроватки”.
ДЕКАБРЬ, 3-я неделя, “МЕБЕЛЬ”.
Уточнять и расширять предметный словарь по теме, обучать узнаванию предметов по их назначению – д/и “Отгадай загадку – покажи отгадку” (на чем можно сидеть? На чем спят?).
Уточнять и расширять пассивный глагольный словарь, развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами: сядь на стул, ляг на кровать, иди к шкафу, иди к столу, возьми из шкафа мяч, положи мяч на стол – упражнение “Выполняйте команды!”.
Учить различать глаголы настоящего времени 1-го и 3-го лица единственного числа – д/и“Кто что делает?” (я иду – он идет).
Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы – упражнение “Найди такую же коробочку”.
Формировать умение договаривать слоги и слова.
Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения:
Мама, иди (веди)!
Ваня, беги!
Папа, неси (пили, бей)!
Аня, мой!
Развивать диалогическую речь – работа с сюжетными картинками.
Развивать подражания движениям рук взрослого, обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое, развивать понимание речи – подвижная игра “Хлопы-шлёпы”.
Развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук , учить проводить волнистые линии – упражнение “Обведи гирлянды по точкам”.
Развивать зрительное внимание – упражнение “Найди две одинаковые ёлочные игрушки”.
ЯНВАРЬ, 2-я неделя “ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ”
Уточнять и расширять пассивный предметный словарь детей по разным темам, обучать узнаванию игрушек и предметов по описанию – упражнение “Веселые загадки”.
Уточнять и расширять пассивный глагольный словарь – упражнение “Кто что делает?”.
Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты – упражнение “Маленький музыкант”.
Продолжать формировать умение договаривать звукоподражания и слова.
Учить запоминать и проговаривать 2-3 слова по просьбе педагога: мама, папа; мама, папа, тетя.
Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять произношение звуков в звукоподражаниях (см. тему “Новый Год”).
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Выполни команду”
Развивать подражания движениям рук взрослого, обучать умению быстро переключаться с одного движения на другое, развивать понимание речи – подвижная игра “Хлопы-шлёпы”.
Развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук , учить проводить прямые горизонтальные линии – упражнение “Прокати комочки по дорожкам”.
Развивать зрительное внимание – упражнение “Найди каждому снеговику пару”.
Обучать умению группировать предметы по цвету, закреплять знания основных цветов и умение их различать – упражнение “Найди рукавички одинакового цвета”.
Учить запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2-3 игрушки).
ЯНВАРЬ, 3-я неделя, “ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ”.
Продолжать расширять словарь существительными по теме, прилагательными: большая, синяя, глаголами: буду есть, пить, резать. Формировать обобщающее понятие продуктыпитания (пища).
Обучать пониманию вопросов поставленных к сюжетным картинкам.
Продолжать учить выполнять действия: Возьми куклу Лялю, Тату, Тому. Дай кукле Ляле булку. Дай кукле Тате сыр. Дай кукле Томе воды.
Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы – упражнение “Найди такую же коробочку”.
Учить отдавать приказания: на, иди, дай.
Учить составлять и проговаривать предложения: Это уха. Ваня ест уху. Этодыня. У Димы дыня.Вот вода. У Вити вода, Петя, пей воду!
Обучать ответам на вопросы по картинкам, развивать диалогическую речь.
Работать над слоговой структурой слова, уточнять произношение звуков в цепочках слогов – упражнение “Повторяй за мной” (ды-ды-ды – я хочу воды; ка-ка-ка – дайте молока и др.)
Формировать грамматический строй речи. Обучать употреблению предлога у в значении укого – д/и “У кого?”, лото “Посуда” (у меня, у Вани, у Ани и т.д.)
Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять произношение звуков в звукоподражаниях:
П-п-п! п-п-п! – каша кипит,
Ах – мороженое упало,
Ой – тарелка разбилась,
Ам – зайчик ест капусту,
Пых-пых – пыхтит тесто в кастрюле.
Фу - девочка не хочет есть кашу.
Учить назвать место расположения предмета, используя наречия тут, там, вот; повторять короткий рассказ с опорой на сюжетную картинку: Тут Тома. Там мама. На, Тома, неси.
Учить дифференцировать существительные ед. и множ. числа мужского и женского рода в именительном падеже – д/и “Один – два”.
Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова – упражнение “Горячий-холодный”.
Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы – упражнение “Найди такую же коробочку”.
Формировать грамматический строй речи, глагольный словарь – образование и различение глаголов настоящего времени первого лица ед. и множ. числа (я мою, мы моем).
Воспитывать общие речевые навыки, развивать силу голоса, уточнять произношение в звукоподражаниях – упражнение “Эхо”:
Развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук , учить проводить волнистые линии – упражнение “Нарисуй волны для уточки”.
ФЕВРАЛЬ, 4-я неделя “ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ”
Продолжать развивать пассивный словарь, обогащать его существительными, прилагательными, глаголами.
Обучать узнавать предметы по их словесному описанию – лото “Домашние животные”.
Формировать грамматический строй речи, учить различать единственное и множественное число имен существительных женского рода в именительном падеже – лото “Один-много”.
Развивать слуховое внимание, восприятие на слух криков животных – упражнение “Кто кричит?”
Активизировать речевое подражание, развивать интонационную выразительность на материале звукоподражаний, учить на одном выдохе произносить 3-4 слога – упражнение “Гости”:
Тук-тук! – пришли гости;
Ав-ав! – собака лает;
Мяу-мяу! – кошка мяукает;
Иа-иа-иа! – ослик;
Бее-бее-бее! – баран;
И-го-го! – лошадка;
Му-му-му! – корова;
Ме-ме-ме! - коза и др.
Учить правильному употреблению местоимений с предлогом у – упражнение “У кого?” (у меня).
Учить проговаривать слова и предложения: Это кот. Тут Тома. У Томы кот. Вот бык.
Развивать координацию речи с движением, развивать эмоциональную выразительность мимики и жестов – подвижная игра “Корова”.
Развивать правильное речевое дыхание, учить на одном выдохе произносить несколько одинаковых или разных слогов – упражнение “Птицы разговаривают”.
Развивать подражание движениям взрослого, общую моторику и понимание речи – подвижная игра “Птички”
Развивать движения кистей рук, тонкой моторики пальцев, подражательность и понимание речи – пальчиковая игра “Совушка-сова”.
Развивать зрительное внимание, мелкую моторику, конструктивный праксис, закреплять навыки работы с разрезными картинками.
МАРТ, 4-я неделя “ДИКИЕ ПТИЦЫ”
Развивать речевой слух – умение правильно воспринимать и дифференцировать слова – д/и “Найди картинку”.
Учить понимать конструкции с предлогами на, в, под, около– упражнение “Кто где?”
Развивать понимание предложных конструкций с простыми предлогами: на, в, под, за, из, с – упражнение “Кто где?”.
Уточнять произношение согласных звуков, развивать правильное речевое дыхание путем произнесения на одном выдохе нескольких одинаковых слогов (ТА-ТА-ТА, ВА-ВА-ВА и др.) – упражнение “Попугайчик”.
Закреплять умение образовывать форму повелительного наклонения глаголов – упражнение “Воробышки” (сиди, иди, беги, спи и т.д.).
Обучать употреблению личного местоимения с предлогом – упражнение “У меня”.
Развивать подражание движениям и речи взрослого, повторять аморфные слова ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ – игра “Ёжик”.
Уточнять произношение гласных и согласных звуков, учить составлять предложения:
Папа, ау! Мама, ау! Тетя, ау! Нина, ау! Бык.
Развивать координацию речи сдвижением – подвижная игра “Мишка косолапый”.
Развивать тонкую моторику рук, подражательность, понимание речи - пальчиковая игра “Серенький зайка”.
Развивать зрительное внимание, мелкую моторику, конструктивный праксис – игра с разрезными картинками.
Учить запоминать и раскладывать картинки в заданной последовательности (2-3 картинки).
АПРЕЛЬ 2-я неделя “ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ”
Уточнять и расширять пассивный предметный словарь по теме “Дикие животные” - д/и “У кого картинка?”
Учить отгадывать предметы по словесному описанию.
Учить понимать грамматические категории числа существительных и глаголов и вопросы к ним: что делает? что делают?
Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, около – упражнение “Белочка и грибы”.
Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова – д/и “Правильно-неправильно?”
Развивать подражание движениям и речи взрослого, повторять аморфные слова ПИФ-ПИФ-ПАФ – игра “Охотник”
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Кого ты видел в зоопарке?”
Развивать координацию речи сдвижением – подвижная игра “Заиньки”.
Развивать тонкую моторику пальцев и кистей рук, подражательность, понимание речи – пальчиковая игра “Ёжик”.
Развивать подражание движениям взрослых, общую моторику – упражнение “Угадай, кто я такой!”
Развивать зрительное внимание – упражнение “Помоги ёжику найти дорожку до грибочков”.
Учить определять лишний предмет из представленного ряда – игра “Четвертый лишний”.
АПРЕЛЬ 3-я неделя “ТРАНСПОРТ”
Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать транспорт (машину, поезд, пароход, самолет) – игра “Лото”.
Закреплять умение выполнять простые действия типа: покажи машину (самолет, пароход, поезд), возьми машину, покатай машину.
Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, за, около, от, из – упражнение “Что где?”
Развивать речевой слух, умение правильно воспринимать и дифференцировать слова – упражнение“Найди картинку” (парные картинки).
Развивать слуховое внимание, восприятие на слух различных транспортных шумов – игра “Звуки улицы”.
Развивать подражание движениям и речи взрослого, уточнять произношение гласных и согласных звуков, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание: – игра “Ехали-ехали”:
Развивать координацию речи с движением – подвижная игра “Самолет”.
Развивать движения кистей рук, подражание движениям рук взрослого, понимание речи – пальчиковая игра “Поехали-поехали!”
Развивать зрительное внимание, мелкую моторику, конструктивный праксис – игра с разрезными картинками.
Закреплять знания 4-х основных цветов – д/и “Разноцветный транспорт”.
Закреплять умение проводить волнистые линии – упражнение “Проведи машинки по дорожкам”.
АПРЕЛЬ 4-я неделя “ТРАНСПОРТ”
Уточнять и обогащать словарь по теме, продолжать формировать обобщающее понятие “транспорт”.
Расширять экспрессивный словарь по теме (части машины).
Обучать пониманию вопросов, заданных по сюжетным картинкам.
Продолжать учить понимать грамматические категории числа существительных и глаголов – лото “Один - много”.
Развивать речевой слух, умение внимательно слушать слова – игра “Правильно - неправильно”.
Развивать правильное речевое дыхание путем произнесения на одном выдохе нескольких одинаковых слогов (БИ-БИ-БИ, ТУ-ТУ-ТУ-ТУ) – д/и “Веселое путешествие”.
Учить составлять предложения:
Это Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би. Мама, на би-би. Папа, на би-би. Тетя, на би-би. Гуди.
Развивать сильный плавный направленный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное и голосовое упражнение “Машинка”
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Выполни команду”
Развивать координацию речи с движением – подвижная игра “Машины”.
Развивать движения кистей рук, подражание движениям рук взрослого, понимание речи – пальчиковая игра “Поехали-поехали!”
Развивать зрительное внимание, мелкую моторику, конструктивный праксис – игра с разрезными картинками.
Закреплять знания 4-х основных цветов – д/и Разноцветный транспорт”.
Развивать зрительное внимание – игра “Найди пару каждой машинке”.
МАЙ 1-я неделя “ДЕНЬ ПОБЕДЫ”
Расширять объем понимания чужой речи.
Воспитывать сосредоточенность и выдержку.
Уточнять и расширять пассивный глагольный словарь – упражнение “Что делает человечек?”
Учить понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала; Валя читал.
Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различных звуков бубна (звон и стук) – упражнение “Солнышко и дождик”.
Развивать подражание движениям рук и речи взрослого, учить проговаривать аморфные слова-звукоподражания, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание :
К-г-к-г – стрельба из пистолета;
Пиф-паф – ружьё стреляет;
П-б-п-б – фейерверк;
Д-д-д-д-д – пулемет стреляет;
Та-та-та,
Бом-бом-бом,
Бам-бам-бам – игра “Бьём в барабан”.
Ду-ду-ду – игра “Поиграем на дудочке”.
Развивать диалогическую речь.
Закреплять умение договаривать словосочетания – игра “Вот солдатики идут”.
Продолжать учить соотносить предметы по величине - упражнение “Подбери цветы к вазам”.
МАЙ 3-я неделя “НАСЕКОМЫЕ”
Уточнять и обогащать словарь по теме (существительные: насекомые, части тела насекомых), формировать обобщающее понятие “насекомые”.
Продолжать учить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа имен существительных – д/и “Где много, а где мало?”
Обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: на, в, под, около и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.
Развивать речевой слух и умение внимательно слушать слова – упражнение “Правильно – неправильно?”
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Чего не стало?”
Развивать движения кистей рук и тонкой моторики пальцев, подражания движениям рук, понимание речи, обучать согласованным движениям обеих рук – игра “Жук на дереве”, “Чудо-цветок”.
Закреплять умение проводить прямые и волнистые линии – упражнение “Проведи линии по дорожкам”.
Закреплять знания основных цветов и умение их различать – д/и “Найди цветок для бабочки”.
Развивать зрительное внимание, умение находить такой же предмет, как на образце – упражнение “Найди среди насекомых такую же пчелку”.
МАЙ 4-я неделя “ЛЕТО. ИГРЫ С ВОДОЙ”
Продолжать обучать пониманию вопросов, поставленных к сюжетным картинкам.
Уточнять и расширят пассивный глагольный словарь – д/и “Выполняйкоманды!” ; “Что делает человечек?”
Развивать речевой слух и умение внимательно слушать слова – упражнение “Будь внимательным!”
Уточнять произношение согласных звуков, продолжать учить договаривать за взрослым слоги и слова – стихотворение “Дождь”. Развивать диалогическую речь.
Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Закончи предложения”
Развивать координацию речи с движением - подвижная игра “Деревце”, “Качели”.
Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражательность – игра “Пальчиковые загадки”.
Развивать зрительное внимание, закреплять понятия “большой-маленький” - упражнение “Покажи больших и маленьких рыбок”.
Закреплять умение проводить волнистые линии – упражнение “Дорисуй волны на море”.
Список литературы:
Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: ЗАО “РОСМЕН-ПРЕСС”, 2011.
Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Елена Янушко Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет.
Земцова О.Н. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 2-3 лет. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2012.
Земцова О.Н. Тесты для детей 2-3 лет: Учебное пособие. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2011.
Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. Пособие для логопедов. Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1977.
Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004.
Новиковская О.А. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011.
Новиковская О.А. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2011.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – Москва “Просвещение”, 2010.
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнения для детей 5-7 лет. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2003.