Месяц | Неделя | Название игры | | Цель | Оборудование |
Сентябрь | 1 неделя | Знакомство детей с уголком сенсорного развития | | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игрушки и игры уголка сенсорного развития |
2 неделя | «Спрячь в ладошке» | Величина | Познакомить с понятием величины | Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты и т.д.) |
3 неделя | «Разноцветные шарики» | Цвет | Познакомить с основными цветами спектра (красный, желтый, зелёный и синий, белый, черный) | шарики и ведерки основных цветов |
4 неделя | «Большие и маленькие кубики» | Величина | Обучать умению сравнивать предметы по величине, методом зрительного соотношения (большой, маленький, такой же) | Кубики, большие и маленькие ведра. |
«Соберем пирамидку» | Величина | Продолжать знакомить с величиной посредством практических действий с предметами, с понятиями «большой» и «маленький» Учить собирать пирамидку из 3 - 5 колец. | Пирамидка из 3-5 колец |
Октябрь | 1 неделя | «Цветные парочки» | Цвет | Учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. | Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, шарики, колечки, мячи, платочки и т.д.). |
«Разложи фигуры по местам» | Форма | Учить сравнивать предметы по форме («такой – не такой»), не называя её. | Доски с формами, сортеры |
«Три квадрата» | Величина | Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами. | Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата разной величины. Раздаточный: тот же материал меньшего размера на каждого ребенка |
2 неделя | «Яблочный компот» | Цвет | Группировать предметы по цвету (по принципу «такой – не такой»). | Банки из картона с крышками желтого, зеленого и красного цвета, яблоки из картона таких же цветов как крышки банок |
«Почтовый ящик» | Форма | Учить подбирать нужные формы. | Коробочка с отверстиями разной формы, геометрические фигуры, соответствующие прорезям |
«Отгадай, кто позвал» | Слуховое восприятие | Развивать слуховое восприятие, внимание. | Ширма, игрушки: собачка, мышка, кошка, корова и т.д. |
3 неделя | «Катится, не катится» | Форма | Знакомить с геометрическими телами (шарик, кубик, кирпичик) | Кубики, шарики, кирпичики, небольшая горка. |
«Разложи фигурки по домикам» | Форма | Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения. | Домики, фигурки. |
«Поезд с песком» | Величина | Продолжать сравнивать предмет по величине. | Блоки Дьенеша, картинка поезда с большими и маленькими вагонами. |
4 неделя | «Фигурки играют в прятки» | Форма | «Продолжать знакомить с объемными геометрическими телами: кубиком, шаром, кирпичиком. | Картонная коробка с прорезями, кубики, шарики, кирпичики. |
«Башня из трех кубиков желтого цвета» | Цвет | Побуждать называть желтый цвет. | Кубики одинакового размера и желтого цвета по количеству детей. |
«Матрешки» | Величина | Побуждать к результативным действиям. Закреплять понятия о резко контрастных размерах (большое, маленькое), познакомить с промежуточными размерами (самое большое, поменьше, самое маленькое). | Набор матрешек, состоящие из двух частей. |
Ноябрь | 1 неделя | «Покорми кукол» | Величина | Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями «большой», «маленький». | Куклы, посуда разных размеров. |
Собери фрукты по цвету | Цвет, величина. | Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. | Муляжи фруктов, корзинка |
«Бабочки» | Цвет | Учить различать и называть красный и желтый цвет. | Бабочки и цветы из картона красного и желтого цвета. |
2 неделя | «Построим башню» | Цвет | Продолжать знакомить с цветом. | Кубики двух цветов красного и желтого. |
«Постучим, погремим!» | Слуховое восприятие. | Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы. | Различные предметы и материалы: бумага, пакет, палочки, ложки. |
«Собери овощи» | Количество, форма | Продолжать знакомить детей с формами: круг и овал; учить обследовать геометрические фигуры.Учить различать количество предметов (один, много). | Муляжи овощей, корзинка |
3 неделя | «Помоги зайчику» | Величина | Продолжать учить детей группировать предметы по величине. Закрепить знания о величине в ходе практических действий с игрушками. | Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок. |
«Подбери ниточку к шарику» | Цвет | Сортировать предметы по цвету. Побуждать называть синий цвет. Развивать мелкую моторику. | Красные и синие узкие ленты, воздушные шарики синего и красного цвета. |
«Башня из пяти колец» | Цвет, форма. | Знакомить с формой кольца, воспитывать интерес к занятиям, развивать координацию мелких движений кисти руки. | Пирамидка из пяти колец, мышка. |
4 неделя | «Рыбалка» | Величина, цвет. | Продолжать знакомить с величиной. | Настольная игра «Рыбалка», в состав которой входят рыбки разных цветов и размеров. |
«Кто там?» | Слуховое восприятие | Развивать речевой слух. | Игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова,, лягушка, мышка и др., животные. |
«Строим большую и маленькую башню» | Величина | Закреплять знания о величине предметов. | Кубики, игрушки. |
«Чудесный мешочек» | Форма, осязание | Учить детей ощупывать предметы. Продолжать учить раскладывать предметы по форме,называть форму: кубик, шарик, кирпичик. | Мешочек, игрушки различной формы (шарик, кубик, кирпичик) |
Декабрь | 1 неделя | «Бегите ко мне» | Цвет | Учить находить предмет определенного цвета по образцу, закреплять знание цветов. | Флажки красного, желтого, синего цвета, картонные круги такого же цвета. |
«Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.» | Форма | Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме. | |
«Собери картинку» | Зрительное восприятие | Упражнять в составлении целого предмета из его частей. | Две коробки, целые картинки с изображением животных, фруктов, овощей и т.д., и разрезанные на две части. |
2 неделя | «Соберем грибы» | Количество | Учить различать количество предметов, знакомить с понятиями «много», «мало». | Грибы, ёжик, корзинки. |
«Окраска воды» | Цвет | Формирование представлений об оттенках цветов (светлый, темный). | Стаканы, краска |
«Веселый Петрушка» | Слуховое восприятие | Развивать слуховое внимание, учить умению быстро реагировать на слух. | Петрушка, муз. Инструменты (барабан, бубен, дудочка, гармошка, колокольчик) |
3 неделя | «Пройди по дорожке» | Величина | Формировать понятия «большая», «маленькая», соотносить форм предметов разной величины. | Большие и маленькие кирпичики, большая и маленькая куклы, машинка. |
Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | Мелкая моторика | Развивать у детей мелкую моторику рук. | Бельевые прищепки. Силуэты: солнышко, елка, ежик, тучка, ягодка. |
«Сложи узор» | Цвет, количество | Закреплять умение различать цвета. Учить работать по образцу. Развивать логическое мышление. | Набор «Сложи узор» кубики Никитина, Альбом «Сложи узор для малышей» |
4 неделя | «Дорожки разные: красные и зеленые» | Цвет | Закреплять умение группировать объекты по цвету. Побуждать называть зеленый цвет. | Лего-материал, игрушки: Красная шапочка, крокодил Гена. |
«Угадай, какой цвет?» | Цвет | Формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий. Развивать внимание на цветовые свойства предметов. | Гномики трех цветов (красный, желтый, синий), мячи трех цветов. |
«Найди пару по форме» | Форма | Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения. | Пары плоских геометрических фигур разного цвета (круг, квадрат и т.д.), коробка. |
Шнуровка «Украсим елочку» | Цвет, мелкая моторика | Учить выполнять шнуровку, находить предмет определенного цвета, закреплять знание цветов. | Шнуровка «Ёлочка» |
Январь | 2 неделя | «Найди предмет такой же формы» | Форма | Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы. | Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч. |
«Разрезанные картинки» | Целостный образ предмета | Учить восприятию целостного графического образца, развивать внимание. | Разрезанные картинки с количеством деталей 2-4. |
«Кошка и котята» | Количество | Различать количество предметов (много, один). | Картина "Кошка и котята» или игрушки |
«Навинчивание гаек» | Форма | Формировать навык целенаправленных движений рук. | Винты, гайки. |
3 неделя | «Разноцветные карандаши» | Цвет | Сортировать предметы по цвету. | Карандаши двух цветов – зеленые и желтые. |
«Собери башенку» | Величина | Учить располагать кубики в порядке убывания, закреплять представление о величине. | Кубики трех размеров. |
4 неделя | «Собери бусы» | Цвет | Учить чередовать предметы по цвету. | Пластиковые крышки, шнурки. |
«Вверх, вниз» | Расположение в пространстве | Знакомить с пространственными отношениями (вверху, внизу, вверх, вниз). | Белочка, шишки, грибы, елочка, скамейка. |
«Подбери фигуру» | Форма | Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании, научить подбирать фигуры по образцу, закрепить навык обследования геометрических форм. | круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона, картинки с изображением различных предметов |
Февраль | 1 неделя | Лото «Цвет» | Цвет | Закреплять знание детьми название основных цветов. | Настольная игра «Лото «Цвет» |
«Ладушки, ладушки испечем оладушки» | Величина | Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине | Круги разных размеров, тарелки. |
«Орнамент» | Форма | Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы | Образец орнамента, бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера |
2 неделя | «Помоги ежику собрать яблоки (груши)» | Количество, цвет. | Различать количество предметов, закреплять знание о цвете. | Ёжик из фетра, яблоки, груши, грибы разного цвета, выполненные из фетра. |
«Собери картинку из кубиков». | Целостный образ предмета | Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета. | Набор кубиков. |
«Прятки» | Форма, тактильные ощущения. | Продолжать знакомить с геометрическими телами (кубики, шарики, кирпичики, призма) | Коробочки с насыпным материалом: горох, фасоль, песок и т.д. – кубики, шарики и т.д. |
3 неделя | «Наполни банки» | Количество | Учить определять количество сыпучего материала, знакомить с понятиями «много», «мало». | Банки, фасоль, горох, семечки, гречка. |
«Матрешкины подружки» | Величина | Учить устанавливать отношения предметов по величине. | матрёшки |
«Поручение» | Расположение в пространстве | Знакомить с пространственным отношением, выраженным словами: сверху, внизу, вверх, вниз. | Игрушки |
4 неделя | «Разноцветные губки» | Цвет | Закреплять знания о цвете | Губки, прищепки. |
«Наряжаем кукол» | Величина | Развивать зрительное восприятие. | Три куклы, три комплекта одежды. |
«Картинки» | Количество | Различать количество предметов на картинках. | Картинки. |
«Построй ворота» | Величина | Учить использовать знания о величине. | Строительные наборы, машины разной величины. |
Март | 1 неделя | «Что звучит?» | Слуховое восприятие | Развивать слуховое внимание. | Звучащие игрушки. |
«Мозаика» | Цвет | Учить воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета. | Мозаика |
| | | |
«Раскрась чашки таким же цветом, как и блюдца» | Цвет | Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, синий, зеленый, белый, желтый). | |
2 неделя | «Гномики и домики» | Цвет | Учить находить предметы определенного цвета по образцу, называть цвет. | Разноцветные домики, гномики, подушки, одеяла. |
«Чудесный мешочек» | Форма | Развивать тактильные ощущения. | Мешочек, кубики, кирпичики, шары и т.д. |
«Подбери машинки для Мишек» | величина | Совершенствовать умение сравнивать предмет по величине. | Машинки, мишки. |
3 неделя | «Пристегни на пуговку» | Цвет | Закреплять цвет предметов. Побуждать называть черный цвет. | Божьи коровки с пуговками, черные кружочки. |
«Большой – маленький» | Величина | Упражнять детей в различении и сравнении величин предметов. | Разные по величине камешки, листочки, шишки, ракушки. |
«Бусы для кукол» | Мелкая моторика | Учить детей чередовать предметы по цвету. | Шнурки или веревочки, разноцветные бусины по количеству детей |
«Собери картинку из пазлов» | Восприятие целостного образа предмета. | Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, развивать внимание. | Пазлы. |
4 неделя | «Молодцы, зайчишки, нашли свои домишки» | Цвет, величина. | Продолжать знакомить с предметами разной формы; учить соотносить предметы, | Строительные наборы, силуэты зайчиков (цветные). |
«Сервируем стол» | Форма, цвет. | Обогащать сенсорный опыт детей в игровой деятельности путем действий с предметами различной формы, цвета. | Набор цветных салфеток, тарелочки, чашки. |
«Пирамидки» | Величина | Учить обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. | Пирамидки. |
Апрель | 1 неделя | «Что привез Мишутка» | | Учить самостоятельно, на ощупь узнавать предмет, его форму и цвет. | Мешочек с игрушками. |
«Мы фасолинки берем и в бутылочку кладем» | Мелкая моторика. | Способствовать обогащению сенсорного опыта детей в игровой деятельности. | Черная и белая фасоль, две бутылки. |
«За покупками» | Цвет, форма, величина. | Развивать внимание. | Строительный набор, колечки, мячи, шары. |
2 неделя | «Разноцветные часики» | цвет | Закреплять знания детьми названий основных цветов. | Пособие «Часики», разноцветные игрушки. |
«Угадай, кого загадали» | | Развивать ориентировку в пространстве. | Крупные игрушки. |
«Разноцветные колечки» | | Обогащать сенсорный опыт в игровой деятельности путем действий с предметами разной формы, величины, цвета. | Пирамидка с большими колечками, обручи. |
«Построй, как я» | Расположение в пространстве. | Учить различать пространственные направления. | Строительные наборы, ширма. |
3 неделя | «Кому какой?» | Внимание. | Упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине | Игрушки: мишки, мячи разного размера, кубики, призмы трех размеров. |
«Сделай картинку» | Восприятие. | Учить составлять картинку из разных частей. | Разрезные картинки |
«Чередование» | Цвет. | Совершенствовать умение сравнивать предметы по цвету. | Разноцветные кубики. |
4 неделя | «Сложи узор» Кубики Никитина | Логика | Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, развивать внимание, умение работать по образцу | Набор кубиков «Сложи узор», альбом «Чудо кубики для детей от 2 до 5 лет» |
«Подарим кукле бусы.» | Цвет. | Обращать внимание детей на цвет одежды куклы; обозначать цвет словом. | Кукла, набор одежды и украшений (банты, бусы, резинки). |
«Разложи от большого до маленького». | Величина | Развивать зрительное внимание, упражнять в умении сравнивать предметы, по величине раскладывая от самого маленького до самого большого. | Кубики, мячики, пирамидки. |
Май | 1-4 недели | | | Повторение и закрепление пройденного материала. | |