kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«период адаптации детей к детскому саду»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ  К ДЕТСКОМУ САДУ»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««период адаптации детей к детскому саду»»

«ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ  К ДЕТСКОМУ САДУ»


Как известно, адаптация – это процесс вхождения дошкольника в новую среду, его возможность приспособиться к тем условиям, в которых он оказывается. Повышение приспособительных возможностей ребенка, обогащение его социальных контактов очень существенны для формирования личности ребенка.

Взаимодействие с родителями мы осуществляем на основе следующих принципов:

  • Системность, четкая целенаправленность и плановость;

  • Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями;

  • Возрастной характер взаимодействия с родителями;

  • Открытость и доброжелательность.

Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения индивида в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или негативным или к позитивным результатам.

Детский сад – это новая ступень в жизни детей, это первый опыт коллективного общения. Незнакомые лица, новая обстановка, определённые правила-всё это вызывает у детей определённые эмоции, реакции и вследствие этого период адаптации у каждого происходит по разному: кто-то из детей бежит с радостью в детский сад, а кто-то не хочет идти, не хочет расставаться с мамой и испытывает при этом сильные переживания и повышенный стресс.

Адаптация ребенка к условиям детского сада включает в себя три составляющие: физиологическую адаптацию, психологическую и социальную (личностную) адаптацию. Все эти составляющие взаимосвязаны между собой, то есть, каждый вид адаптации ребенка сказывается на его поведении, самочувствия, настроения и здоровья ребенка.

Адаптация имеет три степени тяжести:

  • Легкая (кратковременная) – от двух до четырех недель

  • Средняя – от четырех до шести недель.

  • Тяжелая (долговременная) – более шести недель, может продолжаться и до шести-девяти месяцев.

В возрасте 1-3-х лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется особенной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Поэтому поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое кол-во незнакомых людей. Ведь стресс всегда тормозит развитие, как в физиологическом, так и в психологическом плане. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание);

  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый);

  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела, давления;

  • снижение иммунитета;

  • изменения характера стула;

  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).

У ребёнка возникает страх, горе, гнев, слёзы, которые являются причинами неврологических проблем – неврозов, депрессий, которые в дальнейшем могут остаться, а во взрослом возрасте вылиться в ряд фобий и комплексов.  Поэтому очень важно, чтобы адаптационный период проходил плавно: начиная с 2-3 часов, увеличиваясь до «целого» дня.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка, как на физиологическом уровне, так и на психологическом. Адаптационный период может длиться от 3-4 недель до 6-9 месяцев. Родители, отдавая ребёнка в ДОУ должны учитывать это.

На уровень адаптации так же влияет общее физиологическое состояние ребенка (здоровья, иммунитета, от образа жизни, предпочтений в питании).

Малышу предстоит привыкнуть к:

  1. Невозможности уединения:

  2. Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам;

  3. Новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)

  4. Необходимости самоограничений;

  5. Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

  6. Необходимости отстаивать свое личное пространство;

  7. К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы);

  8. Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами.

Приспособление организма ребенка к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Течение адаптации зависит от следующих факторов:

  • возраст ребенка;

  • состояние здоровья;

  • уровень здоровья;

  • умение общаться со сверстниками;

  • сформированность предметной и игровой деятельности;

  • приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.

  • По характеру поведения при поступлении в детский садик детей условно можно разделить на 4 группы.

-Первая группа. Основная часть детей негативно и сильно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, кусаются, и т. п. они, то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери. Устав от своего активного проявления протеста, ребёнок может внезапно заснуть, привалившись к взрослому, либо уткнутся носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с большей энергией продолжать свой плач и крик до хрипоты и посинения. Дети этой группы привыкают к ДОУ в течение 20-30 дней.

-Вторая группа – немногочисленная, 2-3 воспитанника, которые после расставания со своей мамой бывают крайне насторожены, напряжены, замыкаются в себе. У них хватает силёнок только на то, чтобы сделать несколько шажочков от порога в сторону и забиться в ближайший угол, к стенке спиной, отгородившись от других столом. Эти дети, находясь в сильном напряжении, еле сдерживают свои слёзы, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваются ни к еде, ни к игрушкам. Они не реагируют ни на одно предложение старшего, отворачиваются в сторону при попытке воспитателя вступить с ними в общении, тупо молчат. Адаптация этих малышей проходит около 2-3 месяцев и протекает очень сложно.

Характер и длительность адаптационного периода зависят также и от индивидуально-типологических особенностей детей. Робкие, застенчивые, замкнутые, они довольно трудно и болезненно переносят разлуку со своей мамочкой, привыкают более длительное время, чаще болеют.

- В третью группу выделяют коммуникабельных и общительных детей. Переступив порог сада детского впервые, эти дети вовсе не испытывают робость, они улыбаются, здороваются со старшими, и активно берет инициативу общения в свои руки. Они говорят, что пришли в гости к детям, хотя устремлены к воспитателю и даже не смотрят в сторону детей. Вся их энергичность направлена на презентацию своей личности. Они спешат сообщить, какие у них животные, книги, какие дома красивые игрушки, какие есть игры и т. д.

В четвёртую группу выделяются дети, которые адаптировались с первого дня и посещают детский сад с большим удовольствием и по сей день.

Первыми признаками того, что ребенок адаптировался являются:

  • хороший аппетит;

  • спокойный сон;

  • охотное общение с другими детьми;

  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

  • нормальное эмоциональное состояние.

Сколько по времени будет длиться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к детскому саду — это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Советы родителям.

  • Больше всего родитель и ребёнок расстраиваются утром при расставании. Долгие прощания и уговоры с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребёнка тревогу. Дети успокаиваются чаще всего сразу после того, как родители исчезают из поля зрения.

  • Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова.

  • Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы.

  • Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.

  • Обязательно скажите, что вы придёте и обозначьте когда.

  • Ни в коем случае нельзя пугать детским садом («Вот будешь баловаться, отведу в садик, и будешь там один жить!»).

  • Не обманывайте ребёнка, пообещали забрать пораньше, выполните своё обещание.

  • После детского сада проводите больше времени с ребёнком, расспрашивайте, как прошёл день, что он делал в детском саду.
























Подготовила: Капран Наталья Васильевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«период адаптации детей к детскому саду»

Автор: Капран Наталья Васильевна

Дата: 16.02.2024

Номер свидетельства: 645785

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Конспект НОД для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду «В гостях у Солнышка»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_nod_dlia_detei_rannego_doshkolnogo_vozrasta_v_period_adaptatsii_k_detsk"
    ["file_id"] => string(6) "517990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1566278182"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Социализация детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителей"
    ["seo_title"] => string(80) "sotsializatsiia_detei_rannego_vozrasta_v_period_adaptatsii_k_detskomu_sadu_na_os"
    ["file_id"] => string(6) "641834"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702230333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Адаптация к детскому саду"
    ["seo_title"] => string(27) "adaptatsiia_k_detskomu_sadu"
    ["file_id"] => string(6) "613744"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1664093008"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в ясельной группе»"
    ["seo_title"] => string(83) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-dietiei-k-dietskomu-sadu-v-iasiel-noi-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "266375"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450153102"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "«Адаптация. В детский сад без слез»"
    ["seo_title"] => string(37) "adaptatsiia_v_dietskii_sad_biez_sliez"
    ["file_id"] => string(6) "344564"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474296437"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства