Просмотр содержимого документа
«Социализация детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителей»
Социализация детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на основе взаимодействия педагога, ребенка и родителей
Проблема социализации ребёнка раннего возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) – является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Успешность социализации зависит от среды, в которой живет и развивается ребенок (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.), поэтому особую значимость приобретает организация работы с детьми раннего возраста, реализация образовательной программы, развивающей социально-личностную сферу ребенка, создание взаимодействия среди детей, их родителей и педагогов.
Огромное влияние на процесс социализации в раннем возрасте оказывают агенты социализации - лица, с которыми дети непосредственно взаимодействуют.
К ним относятся:
− семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
− детский сад (в первую очередь воспитатели);
− общество (сверстники, друзья).
Таким образом, социализации ребенка это – воспроизведение им социально значимых эталонов поведения на всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу.
Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации, которым и выступает детский сад.
Особенности взаимодействия педагога, ребенка и родителей в период адаптации
Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию. Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя. Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация.
А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения.
Социальный опыт ребенка – это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которой он воспитывается. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.
На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:
− социальное положение;
− материальное положение;
− род занятий родителей;
− образование родителей;
− эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности. Основная идея воспитания в дошкольном учреждении – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей.
Главный момент в контексте «родители – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Успешному решению задач по воспитанию и развитию детей будут способствовать основные направления:
1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур)
2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.
3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей
4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка.
Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества Каждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации.
Это требует повышения качества подготовки педагога к продуктивному сотрудничеству с семьей. Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.
Список используемой литературы
1. Адаптация ребёнка в детском саду: советы педагогам и родителям [Текст] / сост. А.С. Русаков. – 2-е доп. изд. – Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2016. – 127 с.
2. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.: Педагогика, 2016.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]– М.: Педагогика-Пресс, 2015. –256 с.
4. Дубинская, Е.В. Как адаптировать ребенка к детскому саду: проводим семинар-практикум с родителями [Текст] / Е.В. Дубинская // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. – № 8. – С. 28 – 32.
5. Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия [Текст] / И.В. Лапина. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2016. – 127 с.