Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Вода повсюду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Вода повсюду. Она и вокруг нас: в океанах и морях, реках и озёрах, в дожде и снеге, в льдинах и водопроводных трубах, в питье и пище. Вода главный компонент жизни. Она необходима для жизнедеятельности растений и животных. Вода бывает разная: жидкая, твердая и газообразная; пресная и соленая. Её используют для питья и пищи, для умывания, летом – для отдыха, зимой – для отопления. Для человека вода является более ценным
природным богатством, она незаменима.
дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста, а игры с водой можно рассматривать как один из самых приятных способов обучения и привития
культурно-гигиенических навыков и исследовательской деятельности.
целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в нашей группе был разработан проект «Волшебница вода» для детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта: обогащение знаний детей о воде как природном объекте,формирование понимания необходимости беречь воду.
Задачи проекта: Формировать познавательную активность детей припроведении наблюдений, исследований. Познакомить детей раннего возраста с водой её значение и свойствами. Развить наблюдательность с помощью игр с водой. Обогатить словарный запас детей по данной теме. Развить эмоциональную отзывчивость на музыкальные и литературные произведения. Воспитывать бережное отношение к воде.
Планируемый результат:
Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: « вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льется, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый, сухой и т. д.» ;
развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности;
принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости.
-чтение отрывка стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо» …», «Да веселых гуся», «Щечки? Мыли!», «Кто знает, откуда берется вода?», «Доедим вот кашу».
-слушание песни Группа "Непоседы" - Виноватая Тучка, звуки природы - «Дождь»
- разучивание танца «Тучка»
-рассказывание по сюжетным картинкам «Как огород поливают», «Как пьют
воду птицы из лужицы»
-продуктивная деятельность (экспериментирование с водой, наблюдение за
водой)
- пальчиковое рисование «Дождик»
Игровая деятельность:
игровые ситуации на тему «Водичка, водичка»
игры, забавы с водой
подвижная игра «Солнышко и дождик»
игра на развитие речевого дыхания «Мыльные пузыри»
Трудовая деятельность:
-наблюдение за трудом помощника воспитателя; моем игрушки.
Реализация проекта по этапам
1 этап Беседа о воде.
Ребята, посмотрите на этот стакан, как вы думаете, что в нем находится?
Правильно вода. Откуда эта вода? (Из крана.)Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
Значит вода полезная? И ее надо беречь? А как мы можем экономить воду? (Помыть руки и закрыть кран.)
Беседа«Для чего нужна вода?».
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. (Стук в дверь). К нам кто
– то пришёл. Это же Степашка – замарашка. Почему ты такой грязный, неумытый?
Степашка: А зачем? И так сойдёт.
Воспитатель: Вот послушай, Степашка, дети у нас какое стихотворение знают (с имитацией):
Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки.
Ты один не умывался и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули и чулки, и башмаки.
Воспитатель: Ребята, надо по утрам умываться? А что ещё вы делаете, когда просыпаетесь? (зубы чистим, зарядку делаем). А когда приходите с прогулки, после туалета? (моем руки с мылом).
Ребята, необходимо после туалета, прогулки всегда мыть руки с мылом, чтобы к вам в организм не попали микробы. Они очень мелкие и их не видно, и если вы будете брать руки в рот, то они попадут к вам в желудок, и вы будете болеть. И тебя, Степашка, это касается. (Степашка идёт умываться). Степашка: Мне больше нравится, когда я чистый, я теперь очень люблю воду.
Воспитатель: Дети, а для чего вода нужна? (Купаться, поливать растения, стирать, готовить пищу, пить). Вот какая волшебница – вода, а без неё мы бы не смогли жить.
Степашка: А ещё я очень люблю игры с водой. Вы хотите поиграть?
Игра называется «Ходят капельки по кругу».
Я буду тучка – мама, а детки – капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, как шум дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама – тучка подсказывает, что им делать). Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе к маме тучке. Тучка: Молодцы, капельки! Хорошо себя вели, не брызгались. Теперь со мной побудьте, а потом я вас опять отпущу погулять.
Воспитатель: Ой, ребята, а сколько снега нападало, пока мы с вами путешествовали.
Хотите со Степашкой поиграть в снежки? (Игра в снежки).
(Степашка сел и ест снег).
Воспитатель: Почему нельзя так делать? (Дети ему рассказывают о вреде)
Воспитатель: Дети, а кто живёт, что обитает в воде? Рыбы
Воспитатель: Дети, давайте ещё расскажем Степашке, как надо беречь воду?
(Проверять кран, не оставлять открытым, не бросать мусор, стёкла в речку, пруд).
Воспитатель: Степашка, что ты запомнишь для себя сегодня, чему мы тебя научили? Степашка: Что надо умываться, мыть руки с мылом, нельзя есть снег; не загрязнять воду, беречь её. Спасибо, дети, что многому меня научили! Мне пора идти домой. До свидания!
Чтение художественной литературы:
Стихотворения: «Кто знает,откудаберется вода?»
«Доедим вот кашу»
«Щечки? Мыли!»
Потешки: «Водичка- водичка….», «Ай лады, лады, лады» и т.д.
Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
может, из подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает. Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Воспитатель: - Правильно! Сегодня к нам в гости придёт волшебница - Вода!
Вы хотели бы с ней познакомится?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь ребятки закрывайте глазки и не подглядывайте (воспитатель одевает голубого цвета накидку, превращается в волшебницу-Воду. Дети внимательно рассматривают).
Воспитатель: ребята, я, волшебница - Вода, сегодня вы узнаете обо мне много интересного!
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
луже, в море, в океане
И в водопроводном кране! Как сосулька замерзаю,
лес туманом заползаю.
На плите у вас кипела, Паром чайника шипела. Без меня вам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без воды нам не прожить!
Ребята, так зачем же нам нужна вода?
Дети: - Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать. Волшебница - вода: - Ах, какие молодцы, многое знаете о воде! Посмотрите, я принесла с собой стаканчики, нам нужно набрать сюда воду, но где же ее взять?
Дети: - У нас в группе вода есть в водопроводном кране.
Волшебница-Вода: - Тогда в путь!
Проводится п /и «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке,
(Дети идут шагом)
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
(прыгают на двух ногах)
По камешкам, по камешкам.
В яму — бух!
(приседают на корточки)
Дети подходят к водопроводному крану.
Воспитатель набирает воду в стакан.
Опыт №1: «Вода – жидкая».
Воспитатель берет два стаканчика: один с водой, другой пустой.
Аккуратно переливает воду из одного в другой.
Волшебница-Вода: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Волшебница-Вода: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая.
Итак, какая вода?
Дети: - Жидкая.
Волшебница-Вода: - Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Давайте, вернемся на свои места и продолжим знакомиться со свойствами воды.
Опыт №2: «Вода прозрачная».
Волшебница-Вода: - Ребята, мы с вами набрали в один стакан воду, а в другом стакане у нас налит сок. Сейчас я положу палочку в каждый стакан. Посмотрите, в каком стакане видно палочку?
Дети: - Видно в стакане с водой, потому, что вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая.
Волшебница - вода: - молодцы, ребята. Мы видим потому, что вода прозрачная и не имеет цвета. Давайте проверим, была ли палочка в стакане с соком? (воспитатель выливает сок из стаканчика, дети убеждаются, что в нем была палочка) .
Опыт №3: «Вода без запаха».
Волшебница - вода: - А теперь я предлагаю узнать - пахнет вода или нет. Что
вы можете сказать? (дети наклоняются к стакану с водой и принюхиваются)
Дети: - Вода не имеет запаха.
Волшебница - вода: - А теперь узнаем, пахнет ли сок?
Дети: - Да! Пахнет сладким, вкусным!
Опыт №4: "Вкус воды".
Волшебница - вода: А теперь определим вкус воды. Для этого вам необходимо надеть волшебные колпачки, чтобы мы с вами смогли вместе
творить волшебство с водой (дети надевают приготовленные колпачки волшебников).
Попробуйте воду, которая налита у вас в стаканчиках. Какой у нее вкус? Дети: Вода не имеет вкуса.
Волшебница - вода: - Сейчас мы с вами возьмем кусочек сахара и растворим его в воде. Какого вкуса теперь вода?
Дети: - Вода стала сладкая!
Волшебница - вода: - А теперь волшебники добавьте в стакан с водой
кусочек соли. Какого вкуса теперь вода?
Дети: - соленого.
Волшебница-Вода: молодцы! Вы отлично справляетесь с работой. Осталось
самое сложное задание. Возьмите ложу с соком лимона и растворите его в
воде. Какого вкуса теперь вода?
Дети: - Кислая, как лимон!
Волшебница-Вода: - Вот это да, вода и в самом деле волшебная, потому что она превращается в такой вкус, который в нее добавят! Значит вода может иметь разные вкусы! Мы с вами попробовали три разных вкуса: сладкий, соленый, кислый. Вода может быть еще и горькой, если в нее, например добавить мыло. (Воспитатель добавляет в стакан жидкое мыло, размешивает и с помощью трубочки выдувает мыльные пузыри).
Волшебница-Вода: - У нас получились мыльные пузыри, и сейчас я бы хотела немного с ними поиграем, а вы хотите? (воспитатель выдувает пузыри, а дети их лопают).
Волшебница - вода: - Ребята, что вы узнали сегодня интересного о воде? Дети: Вода не имеет цвета, запаха и вкуса; может становится любого вкуса, который в нее добавят; вода льётся, она жидкая; с водой можно играть.
Волшебница-Вода: - Мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Для чего же нам нужна вода? Дети: - люди пьют воду;
каждый день моют руки и лицо;
моют посуду, стирают одежду;
варят еду;
моют грязные фрукты и овощи;
поливают растения, чтобы не засохли;
Волшебница-Вода: - Вода необходима не только, людям, но и растениям, животным – всему живому на земле. Поэтому ее нужно беречь и охранять. А теперь, мне пора возвращаться домой. До свидания! Мы с вами ещё встретимся.
ВЫВОД:В младшем дошкольном возрасте«территория познания»ребенкаограничена ближайшим непосредственным окружением. Это связано с его познавательными возможностями, с основным способом познания на данном возрастном этапе («вижу – действую»). Поэтому наилучшим образом малыш постигает и осознает реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия). А так же события и явления окружающей действительности, в которых они сами являются активными участниками. Благодаря этому дети накапливают довольно много представлений и знаний о ближайшем непосредственном окружении.
Результаты проекта "Волшебница вода".
Проект длился 5 дней. Во время проведения проекта «Волшебница вода» дети всесторонне исследовали воду: на прогулке и в группе в экспериментальной зоне, все дети с большим интересом проявляли
активность при проведении опытов, делали выводы.
ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде, они хорошо знают, что вода не имеет цвета, она может быть разного вкуса (сладкая, соленая, кислая), вода может
превращаться (мыльные пузыри). Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный - тёплый, тонет – не тонет. Дети с удовольствием рисовали акварелью дождик