Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Память – наша история. Как мы посмотрим на это, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов весь народ встал на защиту Родины: мужчины сражались на фронте, женщины и дети – в тылу, у станков, в партизанских отрядах. Некоторые города проявили особое мужество и массовый героизм, за что и отмечены особым званием. После войны 12-ти городам и одной крепости СССР было присвоено звание город-герой. В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных установок. И наши дошкольники не испытывают чувства гордости за свою Родину, за героев победителей в Великой Отечественной Войне, не имеют представлений о городах-героях.
И для того, чтобы воспитанники нашей группы имели первоначальную информацию о городах-героях при поступлении в школу, мы разработали и реализовали этот проект.
Паспорт проекта
Название проекта: «Города-герои Великой Отечественной войны»
Автор проекта: Тихонова Эльза Юрьевна, Алексеева Наталья Юрьевна
Место реализации проекта: МБДОУ «Детский сад № 146 «Петушок» г. Чебоксары Чувашской Республики
Проблема, на решение которой направлен проект: Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, познакомить с боевым прошлым нашей Родины, формировать правила общения и умение жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
1. У детей недостаточно сформированы представления об истории нашей Родины.
2. Слабо сформировано представление о необходимости изучать и сохранять историю своей Родины.
3. Недостаточный словарный запас по данной теме.
Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Пробудить интерес подрастающего поколения к городам-героям и событиям Великой Отечественной войны.
Задачи проекта: 1.Познакомить детей с понятием «город-герой» и с городами-героями, рассказать о некоторых событиях Великой Отечественной войны.
2. Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с историей нашего народа и памятниками боевой славы.
3. Развивать чувство уважения к участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, воспитывать гордость за свою страну.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по патриотическому воспитанию детей в семье. Привлечь родителей к участию в проекте.
Участники проекта: Воспитатели группы. Дети: Воспитанники с ЗПР подготовительной группы. Родители воспитанников.
Сроки реализации проекта: краткосрочный с 01.04.2025 г. по 30.04.2025 г.
Ожидаемые результаты:
•обогащение знаний детей о городах-героях, подвигах советского народа в ВОВ;
•вовлеченность родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
•опыт презентации совместных детско-родительских творческих работ о городах-героях;
•повышение социальной компетентности дошкольников;
•выставка детского творчества ко Дню Победы.
Цели задачи проекта
Цель: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне через различные виды деятельности. Пробудить интерес подрастающего поколения к городам-героям и событиям Великой Отечественной войны.
Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «город-герой» и с городами-героями, рассказать о некоторых событиях Великой Отечественной войны.
2. Формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с историей нашего народа и памятниками боевой славы.
3. Развивать чувство уважения к участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, воспитывать гордость за свою страну.
4. Повысить педагогическую компетентность родителей по патриотическому воспитанию детей в семье. Привлечь родителей к участию в проекте.
Участники их роль в реализации проекта
Воспитатели группы. Дети: Воспитанники подготовительной группы.
Родители воспитанников.
Механизм реализации проекта
На подготовительном этапе:работа с педагогами, муз.рук: создание творческой группы для разработки проекта; подбор кадров для реализации проекта; утверждение проекта; изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы; анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по тематике проекта.
С детьми: блиц-опрос по выявлению знаний о городах-героях
рассматривание иллюстраций, открыток; беседы с целью выявления уровня знакомства с городами-героями
С родителями:- проведение анкетирования с целью изучения готовности принятия участия в проекте; проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом.
Основной этап:работа с педагогами, муз.рук.- проведение консультаций, педагогических советов; разработка методических рекомендаций.
С детьми: беседы воспитателя; чтение художественных произведений;
просмотр мультфильмов о ВОВ; конструирование из строительного материала; прослушивание и разучивание текстов песен военных лет;
выставка детских рисунков; создание альбома.
С родителями:- проведение родительских собраний;
- участие в совместном создании альбома «Города – Герои».
Заключительный этап: с педагогами, муз.рук.- выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта);
освещение опыта работы в конкурсах профессионального мастерства, размещение материалов на сайте МБДОУ, в «Сетевом городе».
С детьми- организация выставки детских работ, посвященной городам-героям; совместное с родителями создание альбома «Города – Герои»
С родителями:-общее родительское собрание (подведение итогов);
План реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Сбор информации (литературы), разработка плана образовательных событий проекта, анкетирование родителей по теме проекта «Города-герои».1 неделя апреля, 2025г.
2. Разработка перспективных планов ООД по патриотическому воспитанию детей.1 неделя апреля, 2025г.
3. Выявление уровня знаний детей о городах-героях. 1 неделя апреля, 2025г.
Проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом.1 неделя апреля, 2025г. (ответственный Воспитатель)
Основной этап: срок реализации 2 неделя 2025г.
1. Презентация проекта для педагогов ДОУ «Города-герои ».
2. Презентация проекта для родителей «Чувашские народные праздники как средство этнокультурного воспитания дошкольников»
4. Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, о городах-героях. Просмотр мультфильмов о ВОВ: «Воспоминание», «Солдатская сказка», «Василёк».
5. Конструирование из строительного материала «Брестская крепость».
6.Прослушивание и разучивание текстов песен военных лет: «День Победы», «Катюша»- срок реализации 3 неделя 2025г
Создание альбома «Города – Герои» - срок реализации 4 неделя апреля, 2025 г.
Заключительный этап: срок реализации 4 неделя 2025г.
Проведение повторной беседы с детьми с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками.
Общее родительское собрание (подведение итогов) (ответственный воспитатель).
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный краткосрочный проект для детей подготовительного к школе дошкольного возраста. Дальнейшее развитие проекта – продолжать решать задачи по проекту патриотической направленности «Города-герои»: систематизировать и обобщать знания детей с ЗПР о городах-героях, расширять представления детей об исторических событиях ВОВ; сформировать у детей патриотические чувства, уважительное отношение к ветеранам войны. Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
По окончании действия проекта деятельность в этом направлении будет продолжена. Практические материалы будут оформлены по блокам: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями и социумом. Разработка методического материала позволит педагогам дошкольных организаций более эффективно организовать образовательную деятельность по данному направлению. Информация о результатах деятельности будет размещена на сайте МБДОУ.
Список литературы
Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, пед. проекты и др. / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007. – 203 с. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание школьников: методические рекомендации / Н. В. Алешина. – Москва : ЦГЛ, 2005. – 205 с. Великая Отечественная война 1941-1945. Книга для чтения: в 2ч. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. Великая Отечественная война 1941-1945. Книга для чтения: в 2ч. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов школьных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112 с. Города России : Энциклопедия / под ред. Г. М. Лаппо. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 559 с. Города-герои : рекомендательная беседа для детей мл. ш. возраста о боевых наградах Великой Отечественной. / сост. Е. А. Петрова. — Чебоксары, 2009. Лазебная Е. И. Историческая память о Великой отечественной войне в ДОО : практические материалы для организации работы с детьми 5-7 лет. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. – 80 с. Час мужества: Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. – Москва : ОНИКС, 2007. Энциклопедия для детей. Всемирная история. С. Т. Исмаилова. – Москва :Аванта+, 1994.