Педагогический анализ музыкального произведения (песни)
Педагогический анализ музыкального произведения (песни)
Методическая разработка "Педагогический анализ музыкального произведения (песни) - в помощь музыкальному руководителю. Состоит из пояснительной записки, анализа музыкального произведения (определения формы, характера (настроения), выразительных средств) и подборки методов и приемов на каждом этапе на примере песни "Мчался лесом дождик летний" (Т.Химич- Г.Воронов).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический анализ музыкального произведения (песни)»
Методическая разработка
«Педагогический анализ музыкального произведения (песни)»
Вас приветствует музыкальный руководитель МКДОУ детский сад №10 города Вятские Поляны Кировской области. По образованию я преподаватель теории музыки в ДМШ, но с 1998 года занимаюсь музыкальным воспитанием дошкольников. Когда-то с головой окунулась в новую для меня, безумно интересную и творческую профессию. Изучала, перенимала опыт коллег, самосовершенствовалась, делилась своим опытом на ГМО, на Всероссийском конкурсе «Учитель года» (очно), Всероссийском педагогическом конкурсе .город Москва (очно) И сегодня с удовольствием поделюсь своими знаниями с вами.
«Анализ музыкального произведения» - авторская методическая разработка в помощь музыкальному руководителю. В ДОУ часто наблюдаем такую картину: дети поют слаженно, хорошо знают текст, но исполнение не затрагивает, «не бегут», как говорят, «мурашки по телу». А почему? Потому, что маленькие детки не всегда понимают, о чем поют. Отсюда нет эмоции, нужной мимики, пение безликое, «не вкусное». Поэтому, прежде чем разучивать песню с детьми, музыкальный руководитель обязан музыкальное произведение проанализировать.
Анализ на примере песни «Мчался лесом дождик летний»
(Т. Химич – Г. Воронов).
Цель: подбор методов и приемов, направленный на разучивание песни.
Педагогический анализ сводится к:
- определению формы;
- к общей характеристике музыкального произведения;
- к выделению наиболее ярких выразительных музыкальных средств;
- к вычленению трудных в произношении слов, сложной интонации, ритма.
Форма: нетрадиционная куплетная. Нетрадиционность выражается в перестановке частей песни (запева и припева). Второй запев укорочен и изменен в мелодическом отношении.
Интонационная трудность в музыкальном предложении «Мчался лесом дождик летний, поливал что было сил»: первая фраза построена на нижнем тетрахорде звукоряда, вторая - на верхнем. Трудные в произношении слова: мчался, дождь, ежата, ежиху, волчат с волчицею.
Хотя песня небольшая, всё же в ней есть над чем поработать. Исполнение этой песни требует от поющих навыков в дикции, умения равномерно распределять дыхание, творчества в создании песенных образов.
Методы и приемы на этапах разучивания.
Этап. Знакомство с песней.
Словесный (беседа после инструментального прослушивания)
Вопросы для общения:
- расскажите о характере музыки;
- что вы увидели или услышали в ней?
- на какие действия подталкивает вас музыка. Почему?
При повторном прослушивании (с текстом) беседуем о содержании, о песенных образах: дождя, медведя, лисицы, ежей, зайца.
Метод сравнения
Для сравнения предлагаю пьесу «Осенний дождик» Парцхаладзе. Какие выразительные средства использовал композитор для создания образа осеннего дождя. Сравните с образом летнего дождя.
Задания:
Нарисовать песенку дождя. Описать свои летние впечатления (могут прибегнуть к помощи родителей).
Этап. Разучивание песни.
- приём проговаривания шепотом («активный шепот»), постепенно переходящий в голос активизирует артикуляционный аппарат. Одновременно решается задача усвоения выразительного динамического оттенка;
- приём опосредованного двигательного воспроизведения позволяет легче усвоить мелодическую линию;
- пение цепочкой использую для понимания музыкальной фразы;
- прием эмпатии показывает путь в поиске и создания музыкального образа.
Заключительный этап
Песня выучена. «Продукт» должен «зазвучать» в исполнительской деятельности детей (праздник, досуг, фестиваль, встреча и т.д.). Объясните малышам, что важно заинтересовать своих зрителей, рассказать им через песню какую-то историю, сказку, случай или поделиться с ними тем или иным настроением.
Совет: выбирайте короткие песенки с ярким, интересным, понятным детям содержанием. Такие мини-песенки не утомляют, легко разучиваются и очень нравятся детям.
Надеюсь, предложенный материал поможет вам в развитии музыкальных способностей дошкольников. Желаю всем успехов!