Педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста
Педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста
В данной статье описаны педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста, приведены психолого-педагогические условия и требования,методические подходы,приемы,а также пути реализации процесса математического развития дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста»
Педагогические условия математического развития детей дошкольного возраста
Под педагогическими условиями подразумевается создание благоприятной морально-психологической атмосферы в отношениях между педагогом и ребёнком, а именно в коллективе воспитанников дошкольных учреждений, а также педагогическая развивающая среда, которая окружает ребёнка в дошкольном учреждении.
Наибольшее число современных программ и технологий дошкольного воспитания в качестве основной ставят задачу развития личности ребёнка, его духовных, умственных, а также физических способностей. Исходя из этого, развитие дошкольника может проходить в условиях свободного выбора, которые позволило бы ему преобразовываться из объекта в субъект общественной деятельности. Исходя из вышесказанного, можно определить круг задач, которыми необходимо руководствоваться в процессе математического развития детей дошкольного возраста.
Педагогу целесообразно не давать готовые способы получения информации, а вызывать у ребёнка желание найти решение самостоятельно, тем самым детям предоставить возможность для его саморазвития и самовоспитания.
С помощью овладения в доступной форме человеческим опытом (материальной и духовной культурой), который отражает существенные связи явлений действительности, разумно создавать благоприятные условия для реализации возможностей детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач математического развития детей дошкольного возраста уместно выстраивать педагогический процесс так, чтобы ребёнок не только играл, но одновременно мог и обучаться, и развиваться. Это возможно при надлежащем соблюдении психолого-педагогических условий математического развития детей дошкольного возраста:
Разработка перспективного плана по математическому развитию воспитанников дошкольных учреждений.
Использование разнообразных форм обучения (непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты, самостоятельная работа воспитанников дошкольных учреждений).
Создание предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики.
Организация совместной деятельности воспитателей и родителей.
Перспективный план является одним из методических материалов дошкольного учреждения, его составлением занимаются, как правило, педагоги группы и согласовывается он с руководством дошкольного учреждения.
Разрабатывая перспективный план по математическому развитию воспитанников дошкольных учреждений, полезно учитывать определённые педагогические требования к его реализации:
обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса. Педагог реализует выдвинутые воспитательные задачи, которые находятся в комплексе, в едином педагогическом процессе;
разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников дошкольных учреждений. Воспитательная работа будет успешной, если план будет предусматривать использование методов приучения, упражнения, рассказа, беседы и так далее, сочетая всё это с включением воспитанников дошкольного учреждения в игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность;
соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста. Именно это требует от профессионального педагога хорошего знания содержания выбранной им программы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, и построения своей работы соразмерно с этим содержанием.
При комплектовании данного плана воспитателю целесообразно продумать правильную насыщенность его разнообразными способами.
Содержание перспективного планирования работы по математическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста включает в себя занятия по математике (непосредственную образовательную деятельность), работу вне занятий и индивидуальную работу самих дошкольников.
Вся работа соответственно должна быть устремлена на развивающую среду, построенную следующим образом: математические развлечения, дидактические игры, развивающие игры, которые способствуют развитию умственных способностей и интеллекта дошкольников.
К методическим подходам к организации работы разумно отнести:
рассказывание воспитателем о числе и о новом образовании числа;
обсуждение того, где встречается число в предметном мире и в природе;
выкладывание числового ряда с добавлением нового числа;
лепка цифры, работа с трафаретами, выкладывание из счетных палочек, раскраски, штриховка;
знакомство с соответствующим классом геометрических фигур, рисование, вырезание плоских фигур, лепка и конструирование объёмных тел, выявление, в каких предметах окружающего мира они «живут»;
ритмические двигательные упражнения, пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
развивающие игры.
Занятия уместно проводить как с группой дошкольников, так и по подгруппам, но одновременно, в это время дети могут получать разные задания, занятие можно также проводить и в игровой форме. На занятиях по математическому развитию рекомендуется использовать палочки Джорджа Кюизенера (при их отсутствии можно обойтись просто разноцветными полосками), танграмы, счётные палочки. Из математического уголка целесообразно использовать материал для проведения исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
В ходе занятий желательно использовать такие игровые приемы, как:
мотивация, которая побуждает воспитанников дошкольного учреждения к мыслительной деятельности;
пальчиковая гимнастика, которая влияет на стимулирование активности мозга и также является прекрасным речевым материалом;
элементы драматизации, повышающие любопытство воспитанников дошкольного учреждения к предоставляемому материалу, всё это предоставляет положительные результаты на занятии.
Это также будет успешным для реализации программы по формированию элементарных математических представлений, а также является организацией для развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах. Однако дошкольники развиваются лучше, если они увлечены процессом обучения. Поэтому, при организации работы по математическому развитию детей дошкольного возраста, целесообразно и разумно с особой тщательностью продумывать среду развития, которая сама будет подталкивать детей дошкольного возраста к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
Построение пространственно-развивающей среды педагогами предоставляет осуществимость организации как самостоятельной, так и совместной деятельности детей дошкольного возраста. При этом среда будет выполнять существеннейшую образовательную, воспитательную, развивающую, организационную и коммуникативную функции. Надлежащим также является то, чтобы вся информация, которая туда закладывается, не раскрывала бы себя полностью, а направляла дошкольника к её поиску.
Для решения поставленных образовательных задач очень важно оснастить группу воспитанников дошкольного учреждения необходимыми игровыми пособиями. Уголок занимательной математики – это специально отведённое место в игровой комнате, которое целесообразно оснастить столом и стульями, здесь же будут находиться все игры и пособия по математическому развитию детей дошкольного возраста.
По требованиям Федерального государственного образовательного стандарта ДОО при построении и успешной реализации, развивающей предметно–пространственной среды должны обеспечиваться:
реализация различных образовательных программ, которые используются в образовательном процессе;
необходимые условия для организации инклюзивного образования;
национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс
Развивающая предметно–пространственная среда группы очевидно должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды, по-видимому, должна соответствовать возрастным возможностям воспитанников дошкольного учреждения и содержанию программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря очевидно должна помочь обеспечить:
познавательную, исследовательскую, игровую и творческую активность дошкольников, экспериментирование с такими материалами как, песок и вода;
эмоциональное благополучие воспитанников дошкольного учреждения во взаимодействии с предметно–пространственным окружением;
двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие воспитанников дошкольного учреждения в подвижных играх и соревнованиях;
возможность самовыражения воспитанников дошкольных учреждений.
Трансформируемость пространства предполагает изменение предметно-пространственной среды в зависимости от изменений образовательной ситуации.
Полифункциональность материалов предполагает:
разнообразное использование разных составляющих предметной среды, таких как ширмы, детская мебель, мягкие модули и так далее;
наличие в группе полифункциональных, предметов, которые не будут закреплены к полу, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре.
Вариативность среды реализовывается при:
наличии в группе различных пространств (для уединения, игры, конструирования), а также разных игрушек, материалов, игр и оборудования, которые помогут в обеспечении свободного выбора дошкольниками;
периодической сменяемости игрового материала, появлением новых предметов, позволяющих стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников дошкольных учреждений.
Доступность среды осуществляется в свободном доступе детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих группу, к дидактическим играм, материалам, математическим пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность данной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Организация развивающей среды в ДОО с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта, по-видимому, должна строиться так, чтобы возникла возможность в еще большей степени развивать индивидуальность каждого ребёнка, учитывая его уровни активности, наклонности и интересы.
Для организации коллективных игр и творческой деятельности дошкольников целесообразно использовать магнитные доски, фланелеграфы с наборами геометрических фигур, счётные палочки, альбомы для зарисовок.
В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, заменить более сложными играми с новым занимательным материалом.
При оформлении уголка, по-видимому, разумно привлекать и заинтересовывать детей дошкольного возраста. Для этого целесообразно использовать геометрические орнаменты или сюжетные изображения из геометрических фигур.
Всю работу в уголке желательно организовывать с учётом индивидуальных особенностей воспитанников дошкольных учреждений. Руководство деятельностью в уголке должно быть направлено на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества, а также на поддержание и дальнейшее развитие у воспитанников дошкольного учреждения интереса к математике. Всю работу в уголке необходимо учитывать с индивидуальными особенностями воспитанников дошкольных учреждений. При этом педагог направляет воспитанников дошкольного учреждения на постепенное развитие детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Указания к руководству самостоятельной деятельностью воспитанников дошкольного учреждения в уголке занимательной математики:
объяснение правил игры, ознакомление со способами действий, при этом детям не предлагается решение готовых ответов;
совместная игра воспитателя, как с ребёнком, так и с подгруппой воспитанников дошкольных учреждений. При этом дети усваивают игровые действия, способы, подходы к решению поставленных задач;
создание элементарной проблемно-поисковой ситуации в совместной с ребёнком игровой деятельности;
объединение в совместной игре воспитанников дошкольных учреждений, которые уже освоили её, с тем, чтобы именно эти дети могли обучить других воспитанников дошкольных учреждений;
организация разнообразных форм деятельности в уголке:
обеспечение единства воспитательно-образовательных задач на занятиях по математике и вне их;
демонстрация среди родителей математического материала, которые они могут использовать для занятий с детьми в домашних условиях.
Воспитатель может рекомендовать родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные с детьми игры, постепенно создавать домашнюю игротеку.
Согласно ФГОС ДОО, при организации взаимодействия ДОО с семьей, основной акцент должен ставиться на воспитание субъективности родителей, формирование их воспитательной культуры. Это означает что, задача дошкольного образовательного учреждения призвана не к замещению семьи, а к её обогащению теми практиками воспитания воспитанников дошкольных учреждений, которые накоплены в педагогической системе дошкольного образования.
Можно выделить такие формы работы с родителями как презентация дошкольного учреждения; организация экспертизы со стороны родителей; принятия во внимание предложений родителей; открытые занятия с детьми для родителей с элементами; педагогический совет с участием родителей; педагогические беседы с родителями.
Также возможно проведение тематических консультаций, собраний, круглых столов с родителями с использованием печатной литературы в виде информационных бюллетеней. Бюллетени могут содержать информацию, как для родителей, так и от родителей, и могут быть подготовлены семьями воспитанников дошкольных учреждений.
Считается что, наилучших успехов в математическом развитии воспитанников дошкольного учреждения можно добиться только при совместной работе с родителями дошкольников. Проведение консультаций позволит родителям узнать, как заинтересовать воспитанников дошкольного учреждения математическими играми, познакомить родителей с подборкой литературы по развитию математических представлений, а также с новинками игр математического характера. При желании всю литературу родители могут использовать для досуга дома.
В уголке для родителей необходимо обновлять материал по обучению воспитанников дошкольного учреждения математике, как в домашних условиях, так и на прогулке, в общественном транспорте, тем самым перед родителями раскрывается содержание работы с дошкольниками по обучению началам математики в соответствии с их возрастом.
В конечном итоге, такая работа поможет родителям осознать важность и необходимость совместной работы при обучении воспитанников дошкольного учреждения математике.
Таким образом, математическое развитие дошкольников должно осуществляться очень осторожно и бережно, чтобы дети смогли осознать свои возможности, но при этом не пытаться захваливать их.