Просмотр содержимого документа
«Педагогическая статья «Экологическое воспитание дошкольников»»
Понятие «Экология» и все, что с ним связано навсегда вошло в наш каждодневный словарь, но понимают его по- разному. С научной точки зрения есть много определений. Одно из самых распространенных: экология – наука о взаимоотношениях между собой живых организмов и с окружающей средой. Экологическое воспитание – это воспитание любви к природе. Это действительно важная составляющая часть процесса воспитания, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например: люди могут держать дома диких животных, которые должны жить на воле. Либо содержат домашних животных без должного ухода: позволяя им болеть или умереть на глазах у детей. Дети понимают, что это ситуация обычная, привыкают не замечать их мучений. Очень часто летом, во время прогулок взрослые предлагают собирать цветы, ловить стрекоз, бабочек, божьих коровок или других насекомых. И потом на долгое время это становится постоянной забавой детей летом. Они могут оторвать насекомому крылья, лапки или же вовсе растоптать ногой. Такие «воспитательные мероприятия» учат детей не любить, а жестоко уничтожать живое. Все таки необходимо учить экологически правильному поведению. Одна из задач экологического воспитания – это формирование у детей представления о человеке не как о хозяине, властелине природы, а как о части природы зависящей от нее. Надо поставить себе цель – искоренять в детях потребительское отношение к природе. В наше время у большинства детей дошкольного возраста сформировано четкое деление животных на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных». Необходимо учить детей тому что, находясь в природе, нельзя срывать растения для букета. Собирать лекарственные растения только в тех местах, где их много. Находясь в лесу, надо ходить строго по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. Охранять надо не только редкие, но и другие растения. Правильному экологическому воспитанию могут поспособствовать художественные произведения, сказки, мультфильмы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей (это произведения Ф. Тютчева, А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова). В сказках и некоторых мультфильмах хищные звери изображаются «злыми», плохими. Они хотят обидеть или съесть маленьких беззащитных зайчат и поросят. В основном «слабые» побеждают злых хищников. Многие дети понимают это так, что хищный зверь « злой» и плохой, он не нужен природе и не должен жить в лесу. Лес прекрасен и без таких зверей (без хищников). Но экология говорит нам – в природе нет «хороших» или «плохих», «полезных» или «вредных». Каждое живое, будь то растение или животное, насекомое и т.д. выполняет свою «работу», имеет свою роль в природе. А ведь, как стала бедна наша природа: стали редкими некоторые виды растений и животных. Очень богаты были леса грибами и ягодами, сейчас этого уже нет. Уничтожаются плодородные частицы земли, загрязняется атмосферный воздух выхлопными газами, вода выбросами с заводов и сливом канализаций. 89 «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин. Экологическое воспитание детей – это в первую очередь прививание человечности, доброты, бережного отношения к природе и всему живому. Надо на собственном примере показывать детям, как относиться к природе: не оставлять мусор в местах отдыха, не бросать мусор на ходу, не обижать бездомных животных, не рвать цветы, не рубить деревья, не ломать муравейники, подкармливать зимой птиц. В дошкольных учреждениях необходимо проводить родительские собрания на тему «Задачи экологического воспитания»,круглый стол «Воспитание доброты к природе», беседы с детьми по охране окружающей среды. Размещать информационные бюллетени на тему «Бережное отношение к природе». Рассказывать на занятиях о Красной книге, почему исчезают те или иные виды растений и животных. Проводить дидактические игры с детьми по ознакомлению с деревьями и кустарниками; овощами и фруктами; с животными и их детенышами. Организовывать дежурства в уголке природы и труд на участках. Бывать на экскурсиях, раскрывать перед детьми многообразие и красоту окружающего мира. Организовывать огород и цветник на участке: сеять семена, рыхлить землю, опрыскивать, поливать. Подбирать растения так, чтобы в течение сезона одни цветы сменялись другими. В детских садах необходимо проводить конкурсы детских рисунков «Как я провел лето», «Времена года», «Листопад», «Зимушка-зима»; конкурсы поделок. Дети старались бы дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер в изготовление поделок. Создавать в дошкольных учреждениях «экологическую тропу», которая позволяет использовать простые прогулки для экологических занятий и заодно помогает оздоровить детей на свежем воздухе. «Экологическая тропа»- это сенсорное развитие детей, место для проведений систематических наблюдений, игр, экологических праздников. Много современных детей редко общаются с природой, а ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами вокруг них, с которыми дошкольники сталкиваются каждый день. Раскрыть перед детьми всю красоту природы и научить увидеть ее – дело не простое. Для этого воспитатель сам должен уметь жить в гармонии с природой!