kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«патриотическое воспитание – как основа формирования гражданственности у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» (ст. 11, п. 3) в качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования говорится: «…Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к своей Родине, уважать государственные символы, почитать народные традиции» /1,с. 19/. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««патриотическое воспитание – как основа формирования гражданственности у младших школьников»»


ТЕМА: «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ     У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» (ст. 11, п. 3) в качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования говорится: «…Воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к своей Родине, уважать государственные символы, почитать народные традиции» /1,с. 19/. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности. Программа  патриотического воспитания младших школьников направлена на выполнение следующих задач:
   воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим;

  формировать представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами;
воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории, ее традициям, уважение к  прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее.
               Вся работа по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности ведется по направлениям:
1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание исторических и культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе. Работа по этому направлению проходит на уроках по познанию мира, дети посещают музей города и библиотеки, изучают народные праздники, возлагают цветы к обелиску Победы ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами ВОВ, проводятся праздники к  Дню защитников Отечества.                                                                                                                      

2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу. По этому направлению проводили беседы «Конституция РК и права человека», «Символы РК», «Праздники РК», участвовали в ролевой игре «Ваши права»,  классный час «Я – гражданин РК», урок мужества «Войной опалённые строки».
3. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения. Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», «Покормите птиц зимой», «Защитим елочку».                                                                              

4. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт исподволь, от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, сказки и  былины, сказания и жития.На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.                                                                                          

5. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения. Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание  народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах», в Республиканском фестивале здоровья. На праздниках к Дню защитников Отечества и 8 марта соревнуются в конкурсах «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!». По окончании учебного года  выходят в поход в лес вместе с родителями и играют в «Зарницу» и другие игры.                                                                        

6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родителей, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.   7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений. /3,с.2-5/Ребята изучают историю своей семьи, составляют родословное древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи, описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.                                                                          

Работая над темой гражданско-патриотического воспитания, мы определили особенности патриотического воспитания младших школьников, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания; формы и методы; составили план мероприятий по воспитанию патриотизма, разработали тематику классных часов.   

Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, доступные для понимания детей – это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. /4,с.37/Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями  народа.                                                                 

Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка.       Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Недаром поэты и музыканты столько стихов и песен сложили о родном доме. Домашнее тепло -одно из условий счастливого детства. Счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека. Душевно здоровые, крепкие, развитые люди образуют здоровое общество. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка - дело не только самих родителей, оно лежит в интересах общества. Придя в школу, ребенок становится членом классного и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Особое внимание в этом направлении уделяется урокам самопознания.

Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома - отношения к Отечеству, ведь школа - это «кусочек» той страны, где живет ребенок./5,с. 41/ Отношение к классу, школе зависит, в свою очередь, от того, как ребенок учится (успешно или неуспешно), как к нему относятся учителя и сверстники, каков психологический климат в классе и школе и т. д. Создавая ситуации успеха в учении, повышая статус ребенка в группе, гармонизируя отношения в коллективе, проявляя заботу о благоприятном психологическом климате, в котором все чувствовали бы себя комфортно и защищено, мы тем самым закладываем основы ценностного отношения к школе.               Важнейшим компонентом патриотического воспитания является отношение к природе как дому человечества. Работа в этом направлении ведется исходя из постулатов: «Природа - наш дом» и «Беречь природу - значит беречь Отечество». Дети очень эмоционально относятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно полезном труде в природе, проявляют интерес к природным явлениям. Важно не упустить этот момент, формируя экологическую готовность к правильному взаимодействию с природой. Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей природе, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему. Ребенок узнает, представителем какого народа он является; в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним самим и его семьей. Он начинает изучать свою страну: ее историю, географическое положение, знакомится с выдающимися людьми, оставившими след в истории и культуре. Начинает формироваться его гражданская позиция. Все дела, проводимые в классе, должны быть наглядными и  конкретными. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в социально-общественных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе.                                                                                               

Формы гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Беседа - метод убеждения. Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей. /2, с. 19/                                                                         

Классный час - одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений с окружающим миром.                                                              

  Устный журнал - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы.                                                                                    

Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на выставки, на производство, в природу, по городу, в другие учебные заведения и т. д.                                                                                            

Путешествие - это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.           

Праздник - особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги По содержанию можно выделить следующие виды праздников: общественные, школьные, народные календарные, школьно-семейные, праздники искусств, экологические//2,с.24/                                                                                               

   Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания. Патриотическое воспитание младших школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому надо шире использовать игру, воспитывая у детей ценностные отношения к своей стране, ее истории и культуре, своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д. Существует большое разнообразие игр, которые можно использовать в процессе патриотического воспитания.                                                  Коллективное творческое дело. В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной деятельности.        В патриотическом воспитании возможна организация таких КТД: «Бюро вопросов и ответов», «Вечер военной поэзии и песен», «Встреча поколений», «Конкурс рисунков (плакатов)», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Военная спартакиада», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени», «Фестиваль дружбы» и                                                                                                                 

Что значит любить Родину? Значит, знать её прошлое, жить её настоящим, думать и заботиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РК « Об образовании». Учебно-практическое пособие.–Алматы:Норма-К.2007.            

  2.Бабанский Ю.К.Педагогика.-М.Просвещение, 1983 

3. Березина, В. Социальный педагог в школе / В. Березина, Г. Ермоленко // Воспитание школьников. - 1994. - № 2. - С.2-5.
4. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. - М., 1994.
5. Юридическая энциклопедия / под ред. В.И. Болотного - М.: Юрист, 2005.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мулина Каролина Валерьевна

Дата: 27.03.2022

Номер свидетельства: 603439

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Гражданское и патриотическое воспитание младших  школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "216285"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432920520"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Как подготовить патриота своего Отечества"
    ["seo_title"] => string(42) "kakpodghotovitpatriotasvoieghootiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "280349"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453365181"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование толерантных качеств у учащихся на уроках музыки"
    ["seo_title"] => string(72) "formirovaniie-tolierantnykh-kachiestv-u-uchashchikhsia-na-urokakh-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "294722"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455715740"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "Авторская программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию (духовно-нравственной направленности)  «Юные патриоты»"
    ["seo_title"] => string(126) "avtorskaiaproghrammavnieurochnoidieiatielnostipopatriotichieskomuvospitaniiudukhovnonravstviennoinapravliennostiiunyiepatrioty"
    ["file_id"] => string(6) "307534"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458365412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства