Просмотр содержимого документа
««Памятки для родителей по правовому воспитанию в детском саду»»
"Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей"
От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т. д., и т. п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует.
Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
Термин«взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.
Взаимодействие - Взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом; согласованность действий. (малый академический словарь)
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.
Формы взаимодействия
1. Родительское собрание. Это формы работы группы людей (родителей, объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития своих детей.
Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в его возможностях реализации нескольких функций: организации коллектива родителей, управления воспитательно-образовательным процессом, решения наиболее важных, насущных проблем.
Кроме того, родительское собрание – это хорошая форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между педагогом и семьей, но и между самими родителями.
Родители должны принимать участие в разработке и отборе тематики собраний. Этим мы соблюдаем принципы активности (следования желаниям родителей, значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы) и оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).
Лучше заранее напомнить родителям о времени и повестке собрания. Заблаговременно продумывается и готовится наглядный материал, который будет предшествовать выступлению участников или сопровождать его.
Непосредственно предшествующая собранию подготовка состоит в том, что помещение проветривают, подготавливают мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться во время собрания, готовят ручки и листы бумаги, чтобы родители могли записать интересующую их информацию, продумывают кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Как правило, родительское собрание состоит из 3 частей:
1) вводной части;
2) основной части;
3) части «разное».
Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, концентрировать их внимание, мотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания, или при помощи коротких игр и занятий.
Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа.
Как правило, основная часть начинается с небольшого выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должны быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления.
В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка. Сообщение не должно констатировать неудачи детей.
Затем организуется обмен мнениями и идеями, их обсуждение. Далее можно организовать практикум для родителей: описать конкретные ситуации и предложить их решить. При проведении основной части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с родителями.
Лекция позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории.
Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины. Дискуссия позволяет увидеть проблему с разных сторон и прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Основными требованиями к руководителю дискуссии являются его нейтральная позиция при обсуждении, отказ от навязывания с самого начала своей позиции участникам, сохранение на протяжении всей встречи спокойного и дружелюбного тона.
В ходе родительской конференции происходит обобщение, систематизация и пропаганда психолого-педагогических знаний, полученных родителями в течение длительного периода (года-двух).
В третьей части родительского собрания «разное» обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
Максимальная продолжительность собрания 1,5 часа.
Педагог, ориентированный на развитие, всегда отслеживает результаты своей работы через организацию обратной связи с родителями. Это можно сделать при помощи анкетирования.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Собрания можно проводить и в нетрадиционных формах.
2. Беседа
Педагогическая беседа с отдельными родителями, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером должны отвечать определенным требованиям.
1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована.
2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.
3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.
4. Беседа должна обеспечить информирование родителей о жизни детей в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке, укрепляющей веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы, которые не связаны с развитием и здоровьем детей.
5. Необходимо стараться избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке. Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, т. к. это формирует у родителя отрицательную установку на контакты с педагогами вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.
6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя.
7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не имеет возможности применить адекватные меры воздействия на ребенка). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов, чтобы та-ким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.
8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка.
9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.
3. Тематические консультации
Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30-40 минут. Формой проведения консультаций может стать практикум, на котором родители приобретают практические знания и умения, например, как организовать детский праздник дома, изготовить настольный театр и т. п. Для более полного удовлетворения интереса родителей к конкретным вопросам воспитания детей можно при подготовке к консультациям использовать специально изготовленный ящик, в который родители опускают записки с текстом вопроса. Воспитатели собирают их, группируют по темам, определяют консультанта. С использованием этого же ящика может проходить и заочное консультирование. В этом случае ответы на вопросы педагог помещает на стенде.
4. Записки
Часто детей в детский сад приводят бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, близкие знакомые семьи. Кроме того, педагогу не всегда удается утром или вечером лично пообщаться с каждым из них. В этом случае воспитателю помогут короткие записки, в которых он сообщает о новых достижениях ребенка или благодарит родителей за оказанную помощь. Такие записки содействуют сближению семей и педагога. Они особенно важны, если педагог ведет на занятиях какую-то коррекционную работу с данным ребенком и эта работа является частью совместной программы действий детского сада и семьи. Записка может передаваться через ребенка или помещаться в условленное место (кармашек на двери кабинки, специальный ящик и др.).
5. Дневники
По мере развития сотруднических отношений с семьей большую роль приобретают дневники, которые передаются от воспитателя к родителю и обратно. Это очень эффективная форма работы, особенно, если родители ограничены во времени. Дневник может содержать заметки воспитателя об особенностях развития ребенка, вопросы к родителям, небольшие задания для выполнения совместно родителем и ребенком. Периодичность заполнения дневника устанавливается на основании совместного решения педагога и родителей ребенка. Рекомендуется заполнять дневник не реже одного раза в неделю.
6. Информационный листок
В отличие от записок и дневников, информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.
Информационный листок должен быть коротким и легко читаемым. Гораздо эффективнее посылать часто короткие сообщения, чем редко длинные.
Листок может содержать в себе полезную информацию:
• объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях;
• просьбы принести необходимые для занятий материалы или оказать иную помощь;
• рекомендации по выполнению с детьми домашних заданий;
• информацию о событиях в детском саду;
• обсуждение текущих событий в группе;
• благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.
Информационный листок должен быть постоянного формата, выходить регулярно. Хорошо, если текст листка будет содержать конкретные имена детей и членов их семей (особенно, когда речь идет о благодарности).
7. Постоянный информационный стенд
8. Доска объявлений
На ней можно поместить объявление о собрании, информацию о развитии детей, дневной распорядок. Если доска обновляется редко или плохо оформляется, на нее перестанут обращать внимание, поэтом необходимо придерживаться определенных правил:
- информация располагается на уровне глаз взрослого;
- содержание доски объявлений обновляется хотя бы частично не реже одного раза в неделю;
- информация должна быть короткой;
- индивидуальные послания родителям должны иметь форму благодарности за участие в жизни ДОУ.
9. Информационная корзина
Вовлечение родителей в образовательный процесс включает в себя поиск новых путей взаимосвязи меду различными службами и связей этих служб с родителями. Для этого может быть использована информационная корзина – тетрадь, содержащая таблицу с разделами по количеству служб.
Раздел сообщений, предназначенных Административно-хозяйственной службе, содержит вопросы родителей об условиях воспитательно-образовательного процесса, его обеспечении, пожелания о получении информации. Например, это могут быть вопросы участия родителей в финансировании ДОУ, организации питания детей, пожелания относительно кадрового обеспечения и другие.
В разделе сообщений для Методической службы родители могут выразить свои пожелания и задать вопросы о содержании, методах и приемах организации педагогического процесса. Например, родители могут выразить пожелание об обучении детей чтению, иностранным языкам.
Раздел сообщений, адресованных Службе психологии и коррекционной педагогики, предоставляет возможность задать вопросы по проблемам, возникающим в ходе развития детей, подать заявку на получение консультации у специалиста. Например, как преодолеть вредные привычки (сосание пальцев, грызение ногтей, создать дома условия для охраны зрения, как вести себя с ребенком при возникновении первых признаков заикания.
При заполнении раздела, отведенного для сообщений Медицинской службе, родители могут сделать пометки о текущем состоянии здоровья ребенка и задать вопросы медперсоналу.
На основании этих записей соответствующие службы могут откорректировать свою работу.
10. Выставки
Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми.
Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта, привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сада, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями (родительские собрания, конференции, консультации).
Тематическая выставка может содержать фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома.
11. Газета.
Газета может издаваться усилиями всего детского сада или отдельной группой.
Газета, выпускаемая отдельной группой, будет посвящена проблемам конкретных детей и родителей, но потребует от воспитателей определенных усилий, чтобы обеспечить регулярный выход издания. Она может иметь вид стенной газеты или газетного листа.
Должен быть разработан макет газеты – перечень рубрик, которые будут постоянными: «Поговорим серьезно», «Уроки здоровья», «Правильно говорим», «Играем и учимся», «Учимся дружить», «Праздники и игры дома» и т. п.
Другой вариант выпуска газеты – это его подчиненность одной теме. Например,
в младшей группе:
- С мамой играть веселей
- Как одеться, чтобы не перегреться?
- Какие игрушки нам нужны?
- Почему я кусаюсь?
В конце каждой публикации родителям можно предложить «домашнее задание», выполнив которое, они могли бы увидеть проблемы своего ребенка и осознанно ему помочь.
12. Тематические папки.
Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы). В папке-передвижке помещаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: например, оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности. Она дается во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным, с сохранением делового стиля.
Небольшую по объему информацию можно поместить в папку-«раскладушку», которая размещается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате. Текст может сопровождаться рисунками и фотографиями.
13. Визиты в группу.
Посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для них самих, так и для педагога. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение. Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, может лучше узнать, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело могут помочь ему в воспитании и обучении.
14. Дни открытых дверей.
Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит так же во время дней открытых дверей, проводимых регулярно, 1-2 раза в год.
Подготовка к встрече с родителями начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия. Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщается цель, программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации детей. В программу также могут входить посещения родителями подготовленных выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.
Необходимо на этапе подготовки решить, кто встретит родителей, как они распределятся по группам.
15. Посещение семей.
Принято посещать семьи дважды в год.
Цель первого посещения семьи – выяснение общих условий семейного воспитания. Если посещение предшествует приходу ребенка в детский сад, то его целью может стать облегчение процесса адаптации к ДОУ.
Повторные посещения проводятся по мере необходимости и решают более частные задачи, такие как коррекция выявленных особенностей поведения ребенка, установление единых требований к воспитанию ребенка в семье и ДОУ и т. д.
Правила посещения:
1. Необходимо выбрать удобное для семьи и педагога время, договориться о времени прихода и длительности пребывания педагога в доме (примерно 15-30 минут).
2. Объяснить заранее цель посещения для того, чтобы устранить ненужное напряжение во взаимоотношениях с родителями.
3. Для установления доверительных отношений беседу лучше начинать с положительных моментов: отметить привлекательную внешность ребенка, его способности, умение общаться и т. д. Педагог должен продемонстрировать свое умение принять ребенка как данность. Разговор не должен начинаться с жалобы.
4. Нельзя обсуждать ребенка в его присутствии, если только это не честная похвала или форма поощрения. Особенно это касается повторных посещений семьи, связанных часто с решением проблем воспитания.
5. Нужно запланировать время на общение с ребенком.
6. Соблюдая педагогический такт, воспитатель, посещая семью, не ведет во время беседы никаких записей. После посещения можно зафиксировать полученную информацию в удобной для воспитателя форме.
16. Семинры практикумы/совместное творчество
17. Буклеты
18. Поручения
19. Клубы
20. Экскурсии/походы
21. Ящик вопросов и ответов
22. Лектории
23. Мастерские
24. Анкетирование
25. Интернет переписка
26. Совместные досуги/праздники
27. Акции
Например, акции «Чистая лопатка» родители получат возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевывает успех, родители охотнее откликаются на разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.
28. Телефон доверия
29. Трудовой десант (субботник)
30. Конкурсы
31. Флешмобы.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют мне говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Используемая литература: Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 208с. (Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ").