Артикуляционные упражнения Общеизвестно, что письменная речь формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи влекут за собой недостатки письменной речи и могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([c], [cь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА- упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. | Артикуляционные упражнения Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: Благодаря своевременным занятиям артикуляционно гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой? Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка («Сказка о Весёлом язычке»). На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним упражнения, выполняя каждое не менее 5-6 раз (для удобства изготовьте карточки с рисунками- символами упражнений, карточки помогут быстрее освоить все упражнения). | МБДОУ ДС «Улыбка» г. Волгодонска ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА? Составила: учитель-логопед Герасименко И.А. г. Волгодонск Рекомендации к проведению упражнений: Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, После того как ребёнок освоит упражнения, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счет . Но при этом следить за тем. Чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. Занимаясь с детьми, следите чтобы они усвоили основные движения. В 4-5 лет движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний. В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. |