Просмотр содержимого документа
«Пальчиковая гимнастика для детей среднего дошкольного возраста»
Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.
Весёлый человечек. Я – веселый человечек, Я гуляю и пою. Я – веселый человечек, Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу. Разотру ладошки сильно, Растирают ладони. Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги. Руки я затем помою, Потирают ладони. Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок. Дружные пальчики. Эти пальчики щипают, Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь). Эти пальчики гуляют, Указательный и средний "идут" по другой руке. Эти - любят поболтать, Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша). Эти - тихо подремать, Безымянный и мизинец прижимаем к ладони. А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться. Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
Тема: Игрушки
У Антошки есть игрушки. У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч. Он из резины. Разноцветная матрешка И с хвостом пушистым кошка. Катины игрушки На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками. Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино, Загибают поочередно все пальцы. И веселый Чиполино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы. Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают в ладоши и Мы игрушки сосчитать. стучат кулаками. Есть у нас игрушки Есть у нас игрушки: Хлопки Пластмассовые погремушки, Встряхивают кулачки. Мишка мягкий меховой, Сжимают и разжимают пальцы. Мяч резиновый цветной, Делают шар из пальцев). Кубик деревянный, Солдатик оловянный, Руки сложить в круг перед собой Шарик легкий надувной, Руки сложить в круг перед собой. Я люблю играть с тобой. Хлопают в ладоши Я с игрушками играю. Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.) Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».) Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.) Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».) Индюк Индюк из города идет, Игрушку новую везет. Игрушка не простая, Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу). Есть игрушки у меня. Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно) Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках) Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно) Помогите сосчитать!
Тема: Наш детский сад, наша группа.
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»); Этот пальчик уж заснул. Тише, тише не шуми, Пальчики не разбуди. Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.) Наша группа В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу, Самый младший — это я. Разжимают пальчики поочередно Это Маша, начиная с мизинца). Это Саша, Это Юра, Это Даша. Дружба Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.) Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.) Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.) Будем снова мы считать. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) Мы закончили считать. Как живёшь? - Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец) - А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу) -Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь) - Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо) - Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой) -Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой) - А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули) Девочки и мальчики Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе) Ловко прыгают как мячики (прыгают) Головой слегка качают (качают головой) И красиво приседают (приседают) Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза) Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза) Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой) Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки) На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки) Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
Тема: Осень. Грибы. «Грибы». Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца). Вылезли на кочке - мизинец Мелкие грибочки: - безымянный Грузди и горькушки, - средний Рыжики, волнушки. - указательный Даже маленький пенек - большой Удивленья скрыть не мог. - большой Выросли опята, - указательный Скользкие маслята, - средний Бледные поганки - безымянный Встали на полянке. - мизинец Осень. Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Приходи! – по очереди сжимаем кулачки Осень, осень, - трем ладошки друг о друга Погляди! – положить ладошки на щеки Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам Шапки, куртки надеваем – делаем вид И ботинки обуваем – постучать ногами Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь Осенние листья. Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу. Мы идем в осенний лес. (И. Михеева) Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся» Дождь вчера в лесу прошел - потряхиваем ладонями обеих рук Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши Будем мы грибы искать - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку» Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка На пеньке – опята, А во мху – лисички, Дружные сестрички. - делают манящие движения руками «Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны Украшай осенний бор! Осень. Ветер северный подул, - подуть на пальцы все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил, - постучать кулачками по столу Снег потом припорошил, - плавные движения вперед-назад кистями Одеялом их накрыл. - ладони прижать крепко к столу Осень. Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый ( Загибать по одному пальчику) Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку ( Спокойно уложить ладони на стол)
Тема: Посуда. Продукты питания.
В сахарницу сахар насыпаем, Сгибать одновременно большие пальцы обеих рук. Хлеб и булку в хлебницу кладем. Сгибать одновременно указательные и средние пальцы рук. Молоко в молочник наливаем, Сгибать одновременно безымянные пальцы рук. А в солонку соли наберем. Сгибать одновременно мизинцы «Месим тесто». Тесто мнем, мнем, мнем! руками имитируем процесс вымешивания теста Тесто жмем, жмем, жмем! очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно) Пироги мы испечем. руками совершаем движения, как будто лепим снежки «Салат». Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой). Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад). Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками). И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая). Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд). Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот) Посуда. Девочка Иринка порядок наводила. Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в маслёнке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке! Посуда (2) Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять. Тарелки, блюдца, чашки Поднимать поочередно пальцы правой руки На полках выбирали. Красивую кастрюлю, молочник и солонку, Набор ножей и вилок, Поднимать поочередно пальцы левой руки Шумовку и масленку. . Чайник Привет, я – чайник (показываем руками толщину) Большой и толстый Вот моя ручка, (руку вбок) А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону) Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке) Я буду свистеть (изображаем свист) С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка) Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)
Тема: Домашние животные и птицы.
Поросята. Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, Мизинцы. Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. Безымянные. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. «Фонарики». Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. Сжимаем и разжимаем кулачки. Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средние. Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательные. Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю Сжимаем и разжимаем кулачки. Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большие. Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь. Я в деревне отдыхаю… Я в деревне отдыхаю, Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки. Всех зверей домашних знаю: Разводить и соединять пальцы левой руки. Кролик, лошадь и коза, Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого. Кот, корова и свинья. Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого. А еще баран с овцой, Да верный пес - Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки. Помощник мой. Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}