Просмотр содержимого документа
«Ответы на вопросы дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС»
МАДОУ Детский сад “Подковка”№ 11
РАБОТА
ВОСПИТАТЕЛЯ:
БЕДАНОКОВОЙ РИТЫ СТАНИСЛАВОВНЫ
2012г
1.Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.
Из истории образования.«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
2. Чем характеризуется профессиональная компетентность воспитателя?
профессиональная компетентность воспитателя ДОУ – это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
воспитательно-образовательной
учебно-методической
социально-педагогической
3. На что направлена личностно ориентированная модель воспитания и обучения дошкольников? Личностно-ориентированное обучение направлено на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка,
Личностно-ориентированное образование отличается от других существующих моделей и педагогических систем, в первую очередь, тем, что предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе познания. В её рамках не ученик подстраивается под цели педагога, способы его мышления, сложившийся обучающий стиль, а, наоборот, учитель с помощью разнообразных технологий согласует свои приёмы и методы работы с познавательными интересами, стратегиями и стилем ребёнка. Данная модель предполагает изучение, учёт и развитие внутрисубъектных новообразований ученика. В рамках личностно-ориентированной педагогики взрослый – не непререкаемый авторитет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на ребенка как полноправного участника совместной деятельности создает условия для его личностного роста, развития творческой активности, снижения эмоциональной напряженности и конфликтности.
4. Охарактеризуйте сущность принципа гуманизации.
в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.
Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).
5 Что является целью физического воспитания?
Цель физического воспитания дошкольников – освоение основных двигательных навыков, подготовка к физической культуре в школе, профилактика болезней и укрепление здоровья. Средствами физического воспитания в детском саду являются первоначальные основы таких видов спорта, как лёгкая атлетика, подвижные и спортивные игры, гимнастика, плавание и лыжные гонки.
6. Что является целью эстетического воспитания?
Эстетическое воспитание дошкольников - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения со всему, что нас окружает.
7 Что является целью экологического воспитания?
Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду.
8. Какой вид деятельности относится к трудовой?
Различают 4 основных вида детской трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе и ручной труд.
9. Назовите ученых, исследующих проблемы нравственного воспитания детей?
Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д. Б.Эльконин, Д. В.Мвнджерицкая, П. Г.Саморукова, Н. Е.Михайленко, Е. В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умственного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.
Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т. д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание.
Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли.
Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений га жизни и деятельности окружающих. Поэтому сюжеты зависят от эпохи, быта, географических и других условий. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более однообразны сюжеты их игр. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонажи, предметная ситуация.
11. Что отличает сюжетно-ролевую игру от других видов игр?
В современном пространстве развития личности дошкольника игра является ключевой деятельностью. Сюжетно-ролевая игра влияет на социально-личностное развитие ребёнка. Сюжетно-ролевая игра - развивает потенциальные возможности детей,
имеет решающее значение для психического развития ребенка;
является формой моделирования ребенком социальных отношений;
обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают ее от других видов игр.
Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. С.Р. игра форма практического познания окружающей действительности. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. Также роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого.
12. Педагогический смысл экологических праздников и досугов.
едагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребёнка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой либо содержательный блок.
13. Какие формы работы используются в работе с детьми дошкольного возраста?
Сюжетные игры, подвижные игры, дидактические игры, беседа, игры с правилами, дежурство, наблюдение, слушание, исполнение, музыкально-дидактические игры, чтение, обсуждение, разучивание.
14. В какую образовательную область входит раздел “Ознакомление детей дошкольного возраста с природой”?
“Познание”
15. Какие вопросы рассматривает теория и методика развития детского изобразительного творчества?
Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.
Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношению к изображаемому».Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика изобразительной деятельности дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Изобразительная деятельность несет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств ребенка, ее психических и эстетических возможностей, удовлетворение потребности детей в самовыражении
16. Художники - иллюстраторы детской книги.
Владимир Григорьевич Сутеев (1903-1993, Москва), Борис Александрович Дехтерёв (1908-1993, Калуга, Москва) ,Николай Александрович Устинов (1937г.р., Москва), Леонид Викторович Владимирский (1920 г.р., Москва), Николай Эрнестович Радлов (1889-1942, Санкт-Петербург), Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965, Москва), Олег Владимирович Васильев (1931 г.р., Москва), Ю. Васнецов, Е. Чарушин, Е. Рачёв, В. Сутеев, В. Чижиков, Т. Маврина, Л. Токмаков, Т. Юфа.
В какую образовательную область включены продуктивные видыдеятельности? В образовательную область «Труд»
Что является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве? Игра
Какие разделы включает ФЭМП в программе для детей дошкольного возраста?
«Количество и счет»; «Величина» и «Форма»; «Ориентировка в пространстве»; «Ориентировка во времени».
20. Основное средство физического воспитания - физические упражнения.
Как называются кратковременные физические упражнения? Зарядка, гимнастика.
С какого вида труда начинается развитие навыков трудовой деятельности у детей?
Культурно–гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по самообслуживанию.
23. Какие приемы развития речи относятся к словесным приемам ?Речевой образец, повторение, объяснение, указания, словесное упражнение.
24.В какое направление входит образовательная область «Чтение художественной литературы»?
«Познавательно-речевое развитие»
Что такое общение.
Под общением понимается взаимодействие людей, то есть их воздействие друг на друга и реагирование на соответствующие воздействия. Под общением также понимается обмен информацией между людьми при их взаимодействии друг с другом в указанном выше понимании значения термина. Общение наряду с деятельностью, направленной на познание и преобразование окружающего мира, является одной из основных форм социальной активности человека.
Общение — обмен информацией при помощи языка или жестов.
Что относится к вербальной коммуникации?
К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение.
Принципы детской психологии : Принцип первый. Вся наша жизнь- игра Принцип второй. Делаю, что хочу Принцип третий. У меня все получается.
Что является основной задачей эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.
Основная задача эффективного взаимодействия ДОУ и семьи - объединить усилия для развития и воспитания детей.
Родительский комитет.
30.Назовите общие методы семейного воспитания?
Основные методы семейного воспитания:
убеждение (объяснение, внушение, совет);
личный пример;
поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);
наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания).