Обеспечить дошкольное счастье…
(Эссе)
Воспитание детей - старейшее из человеческих дел. Его всегда считали самым трудным из всех занятий, называли искусством. А уж высшее искусство – воспитывать самых маленьких детей, на целый день заменяя им в детском саду родителей. В.А. Сухомлинский однажды сказал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Такую атмосферу и должен обеспечить любому ребенку детский сад. Наше учреждение находится в селе, где каждый друг друга знает, поэтому относится недобросовестно к своим обязанностям здесь просто стыдно. Как посмотрим в глаза тем, с кем живем на одной улице, к кому ходим на прием в больницу, у кого в магазине покупаем продукты? Поэтому воспитателем детского сада в селе работать непросто, а уж быть заведующей этим учреждением и вовсе трудная задача. С ней справиться нелегко, но нужно стараться.
Кого так любят «почемучки»
И уважают непоседы?
К кому детишки тянут ручки?
Кто знает детские секреты?
Ответ один – ходите в садик!
Народ там добрый и веселый.
Все дети знают: воспитатель –
Все лучшее, что есть до школы!
Простые, добрые, безыскусные слова… Чтобы они шли от сердца, нужно коллективу детского сада приложить немало усилий, а уж руководителю - вдвойне. Какие должностные обязанности у заведующей детским садом? Она осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, на другие законодательные акты. Занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Сухие и бесстрастные строки, но за ними – бессонные ночи и горестные размышления о проблемах детского сада, ставшего за несколько лет для меня родным. Да-да, детский сад для меня – это «любимое детище», которое требует постоянного внимания, терпения, любви и (проза жизни!) финансовых вложений. Все это я и выполняю на протяжении трех лет: подбираю хорошие кадры, чтобы коллектив был высокопрофессиональным, привлекаю родителей к самоуправлению, организую ремонт помещений детского сада, улаживаю конфликты между коллегами (все бывает!), ищу спонсоров, чтобы поправить материальное положение учреждения (с трудом получается!), вместе с воспитателями репетирую веселые сценки с детьми на праздники и утренники… Словом, жизнь в нашем коллективе бьет ключом. Но чтобы она беззаботно текла без проблем и конфликтов, нужно очень сильно постараться.
Нелегко быть педагогом,
Малышей учить.
Нужно здесь не столько строгим,
Сколько чутким быть.
Нежно, ласково направить,
Улыбнуться, подбодрить,
Кое-что помочь исправить
Или снова объяснить.
Повторить не раз, не дважды,
Закрепить еще раз пять.
Словом, далеко не каждый
Педагогом может стать!
Для любого малыша является серьезным испытанием, «проверкой на прочность», как в физическом, так и в психологическом плане, первое посещение детского сада. Маленького человека оторвали от привычной обстановки и окружения и поместили в новую, неизвестную среду. Сделать этот процесс перехода комфортным, оптимально безболезненным, грамотно развивать при этом стремление к познанию окружающего мира, в полной мере раскрывать творческий потенциал малыша и готовить ребенка к школе – основные проблемы, для успешного решения и плодотворной реализации которых и трудится коллектив творческих, талантливых, опытных и квалифицированных специалистов Хмелинецкого детского сада. Подбор высокопрофессиональных кадров – это главная проблема, которую мне удалось решить. В нашем коллективе трудятся 7 воспитателей, есть и музыкальный руководитель, и инструктор по физической культуре, все они имеют первую квалификационную категорию (Н.В. Кудрякова в 2013 году аттестовалась на высшую квалификационную категорию). Все педагоги успешно прошли курсы повышения квалификации в связи с требованиями ФГОС нового поколения. И работает коллектив дружно, слаженно, творчески.
Наши педагоги тесно взаимодействуют с родителями воспитанников. Постоянная связь с родителями – это тоже очень важная проблема. Главное, чтобы папы и мамы доверяли нам, спрашивали совета, сами вносили различные предложения в деятельность учреждения. И такая связь в нашем садике хорошо налажена. Родители могут обращаться к нам за консультациями и вносить предложения по совершенствованию работы с детьми. Папы и мамы наших воспитанников также вправе требовать от меня, чтобы руководимый мною коллектив обеспечивал ребенку квалифицированный уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья – все в соответствии с условиями договора. Родители могут всегда обратиться ко мне по любому вопросу и получить исчерпывающее разъяснение. Я постоянно слежу за качеством образовательной деятельности и ходом реализации программы развития нашего учреждения, стараюсь ежедневно решать многие вопросы, связанные с функционированием детского сада.
Главной задачей для нашего коллектива является создание благоприятной, комфортной, «домашней» обстановки для пребывания малыша под крышей детского сада с радостью и удовольствием. Мои коллеги прилагают все усилия для развития основных, базовых аспектов культуры личности ребенка в целом. Девиз наших педагогов - вырастить каждого воспитанника здоровым, умным, счастливым, воспитать разносторонне развитую личность в каждом ребенке, адаптировать его к будущему. И мой вклад в данную деятельность должен быть очень весомым. Я всегда об этом помню.
…На празднике «Последний звонок» в старшей группе прозвучали такие слова:
Спасибо мудрому Создателю,
Что он придумал воспитателя!
Вложил добро и радость в душу,
Уменье молвить, чутко слушать.
Да, чтобы обеспечить безоблачное дошкольное счастье маленькому человечку, воспитателю нужно много стараться. А мой долг – обеспечить хорошие условия для творческого и плодотворного труда коллектива нашего детского сада.