kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности становления речи у детей с нарушением зрения "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение из меняет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности становления речи у детей с нарушением зрения "»

Особенности становления речи у детей с нарушением зрения Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение из меняет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе дея тельности и общения с людьми и предметами окружающей действительно сти, но имеет свои особенности формирования: изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «форма лизм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкрет ным содержанием. Тифлопсихологи и тифлопедагоги (З.Г. Ермолович, С.Л. Жильцова, М.И. Земцова, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Солнцева, и др.) отмечают замедленность формирования речи в первоначальный период ее развития и связывают эту особенность с недостаточно активным взаимодействием с окружающим в процессе предметно-практической деятельности. На сегодняшний день существует ряд теорий (Т. Геллер, А. Штумф, К. Бюрклен, А.А. Скребицкий, А.А. Крогиус, П.Г. Мельников и др.), построен ных на понимании речи как результата индивидуального опыта, отражаю щего значительный разрыв между представлениями и словами слепых. Специфика и особенности формирования речи у детей с нарушени ем зрения ярче проявляются в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. В первый год жизни развитие деятельности сохранных органов чувств происходит в неблагоприятных условиях из-за выключения взаимодей ствия с ними зрительных компонентов. Это, в свою очередь, влечет за со бой большую зависимость слепого ребёнка от взрослого. Ведущая деятель ность в этом возрасте – общение. Оно играет активную роль в развитии де тей с нарушением зрения и в усвоении им общественного опыта. Дифференцированное слуховое восприятие и самостоятельные вокали зации при осязательном знакомстве с предметами начинают играть важную роль, как средство общения с окружающими людьми. Ребенок с нарушением зрения использует речевые звуки и слова для привлечения к себе внимания. Отклик взрослых и их эмоциональное отношение к этому стимулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие слепого. Он начинает узнавать своих родных и близких по голосам, отличать их от чужих. Привлечение ребенка с нарушением зрения к взаимодействию и ма нипуляциям с предметами через речь, называние предметов развивают по 4 нимание речи, активизируют его ответные реакции, т.е. формируют потреб ности соучастия в специфически человеческих действиях с предметами. Речь взрослого, обращенная к ребенку, не просто сопровождает действие, она привлекает внимание слепого и слабовидящего ребёнка к обследованию предметов, вызывает у него интерес и тем самым создает прочные связи между словом и осязаемым предметом, расширяет круг по нимаемых речевых ситуаций. Своеобразный путь развития проходит функция понимания речи у де тей с глубоким нарушением зрения. Она проходит целый ряд ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета осно вывается на эмоциональном переживании целой ситуации. Это приводит к отнесенности слов к широкому кругy различных предметов и действий, входящих в эту ситуацию. Но ребёнок на этом этапе не умеет обобщать в слове однородные предметы. На следующем этапе слово начинает связываться с наличием конкрет ного предмета, что конкретизирует речевую ситуацию и обогащает соци альный опыт ребёнка с нарушением зрения. И на заключительном этапе, с появлением представлений, ребенок становится способным понять слово без наличия предмета. К полутора – двум годам понимаемые слова стано вятся более стойкими и обобщенными: ребенок знает названия ограничен ного круга окружающих предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может оценить их (хороший – плохой, большой – ма ленький). Развитие фонематического слуха у ребенка раннего возраста с нару шенным зрением примерно после полутора лет начинается ускоренными темпами. До этого периода он воспринимает ритмические и интонацион ные особенности фразы, но отдельных слов еще не различает. К одиннад цати месяцам начинает выделять слова, но в них еще не различает фонем, а фиксирует лишь общую структуру слова, т.е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным частям речи, от фразы к слову. К двум годам у ребенка с нарушенным зрением быстро растет актив ный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Его общение в этот период направлено на взрослого, поэтому, подражая взрослым, он овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных ему по содержанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не пугает ребенка, так как в ответ на них он получает отклик и радость со стороны взрослого. В связи с этим актуализируется роль ро дителей и педагогов в развитии речевой функции ребёнка с нарушенным зрением в раннем возрасте. 5 Основой для компенсации слепоты в этом возрасте является система связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализато ров, с развивающейся двигательно-мышечной системой. Подобный опыт приводит ребенка к необходимости использовать речь. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствовать. Сопровождение всех действий речью, т.е. создание и укрепление свя зи между словом, предметом и действием, позволяет впоследствии исполь зовать речь в качестве коррекционного средства моторики, нарушенной слепотой. Речь взрослого может активно способствовать усвоению слепым ребенком предметных действий, не только за счет привлечения внимания к предмету и формулирования задачи: она позволяет руководить способами выполнения этой задачи. В дошкольном возрасте дети с нарушением зрения овладевают уст ной речью, имеют достаточно большой словарный запас, правильно (грам матически) выражают свою мысль. Однако влияние нарушений зрения вы является в специфичности её развития в зависимости от уровня ее сфор мированности. Именно в это время начинают проявляться особенности, связанные с нарушением зрения. Анализ речи слабовидящих учащихся начальных классов (Н.А. Крыло ва) свидетельствует о таких недостатках её развития, как трудности состав ления пересказов, бедность словаря, которые сохраняются и в начальной школе. Таким образом, пропедевтика речевых нарушений у детей с наруше нием зрения, начиная с раннего возраста, является основной задачей в кор рекционно-логопедической работе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Особенности становления речи у детей с нарушением зрения "

Автор: Серегина Татьяна Геннадьевна

Дата: 15.08.2025

Номер свидетельства: 673219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Основные принципы коррекции моторного развития детей с диагнозом детский церебральный паралич"
    ["seo_title"] => string(107) "osnovnyie-printsipy-korriektsii-motornogho-razvitiia-dietiei-s-diaghnozom-dietskii-tsieriebral-nyi-paralich"
    ["file_id"] => string(6) "311295"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459179247"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи."
    ["seo_title"] => string(52) "razvitie_melkoi_motoriki_u_detei_s_narusheniem_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "491762"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545251114"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования в России"
    ["seo_title"] => string(78) "osobiennostistanovlieniiaintieghrirovannoghoiinkliuzivnoghoobrazovaniiavrossii"
    ["file_id"] => string(6) "317421"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460361410"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства