kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается опыт работы по развитию зрительного восприятия в рамках проектной деятельности 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников»

Особенности коррекционной работы по развитию зрительного восприятия с детьми младшей группы



Васильева Л.А.,

заведующий ГБДОУ детского сада №115

компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Баскова М.В.,

учитель-дефектолог,

ГБДОУ детского сада №115

компенсирующего вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга


Опыт работы с детьми со зрительной депривацией показывает, что большинство детей к моменту поступления в детское специализированное учреждение из-за снижения остроты зрения испытывают затруднения в накоплении чувственно-практического опыта, сложности в ориентировке в окружающем мире. Причина этих трудностей объясняется особой ролью зрения в познании. В работе с детьми младшего дошкольного возраста коррекционная работа по развитию зрительного восприятия проходит через предметно-практическую деятельность ребёнка. Обогащение зрительного опыта, двигательно-мышечного опыта, активизация и развитие зрительных функций детей с нарушениями зрения осуществляется в условиях решения задач в практическом плане.

Проектная деятельность в младшей группе с использованием сказок при активном участии всех специалистов ГБДОУ и родителей позволяет решать задачи развития зрительного восприятия через предметно практическую деятельность ребёнка.

Тифлопедагогом на коррекционных занятиях создаются условия для обучения детей с нарушениями зрения конкретным точным ориентировочным умениям и действиям, которые способствуют формированию полных и детализированных чувственных образов пространства и пространственных отношений. Проведение занятий в форме театрализованной игры по сказкам, ведёт к повышению у детей эмоционально положительного тонуса, создаёт условие для выражения ребёнком своих чувств, мыслей, переживаний, создаёт условие для эмоционального комфорта для него и как следствие, более лёгкого решения коррекционных задач.

Предлагаемые игры и упражнения по сказкам в рамках проектов использовались на коррекционных занятиях тифлопедагога, обыгрывались воспитателями на занятиях и в совместной деятельности с детьми. Некоторые игры были выбраны для использования на досуговом мероприятии «День матери», который проводился при активном участии родителей.


Игровые упражнения, используемые при работе с проектом

«В гостях у сказки «Теремок».

Игра «Кто живёт в теремке?»

Задачи:

  • формировать пространственные представления через предметно-практическую деятельность ребёнка (действия с игрушками и размещение их в теремке);

  • активизировать речь детей за счёт слов: свободно, тесно

Игровые действия: обыгрывая сказку, дети последовательно размещают в теремке животных, практическим путём доказывая, что медведь теремок разрушит, потому что он большой, ему будет тесно в маленьком доме.


Игра «Кто, кто в теремочке живёт?»

Задачи:

  • развивать умения выделять существенные признаки отличительные признаки диких животных;

  • обогащать опыт локализации за счёт нахождения по фотографии животных;

  • совершенствовать навык соотнесения объёмной игрушки и предметной картинки;

Игровое действие: найти по фотографии игрушку.

Игра «Построй теремок»

Задачи:

  • формировать представления детей о сенсорных эталонах формы (треугольная крыша, квадратные окна);

  • совершенствовать сенсорные эталоны формы (треугольник, квадрат) за счёт их точного называния и оперирования с ними в процессе построения теремка;

  • развивать регулирующую и контролирующую функцию зрения за счёт точного наложения окошек.

Игровое действие: составить теремок из геометрических форм и назвать геометрические формы.


Игра «Узнай и назови»

Задачи:

  • уточнять и совершенствовать предметные представления о диких животных;

  • совершенствовать навык узнавания и называния животных в разных модальностях (силуэтное изображение, цветное изображение).

Игровое действие: узнать и назвать диких животных в цветном и силуэном изображении.


Игра «Найди и назови место, где живёт герой сказки»

Задачи:

  • развивать навык ориентировки в микропространстве,

  • упражнять детей в умении анализировать пространственное расположение объектов,

  • вводить в активную речь детей слова: слева, справа, вверху, внизу, посередине

Игровые действия. 1 вариант. Детям предлагается самостоятельно расположить (поселить героев сказки в новом большом теремке и назвать место, где живёт герой, мышка живёт справой стороны внизу, лисичка с левой стороны наверху и т.д.) 2 вариант. Найди и назови героев, которые живут в домике слева, справа, наверху, посредине и т.д..


Игровые упражнения, используемые при работе с проектом:

Путешествие в сказку «Как коза избушку строила»


Игра «Близко или далеко»

Задачи:

  • упражнять детей, опираясь на кинестетическое чувство определять расстояние до предметов (близко, далеко),

  • развивать чувственный опыт детей при определении расстояния до предмета Игровые действия. 1 вариант. Детям предлагается назвать расположение деревьев на полянке пройти по дорожке, обозначая словами: далеко берёзка, близко дуб.

2 вариант. Найди дерево, под которым под которым коза построила избушке, назови расположение его на полянке и пройди по дорожке.



Игра « Найди место для избушки».

Задачи:

  • развитие зрительно-моторной координации,

  • активизация и развитие зрительных функций: глазодвигательных функций, прослеживающей функции;

  • развитие ориентировки в микропространстве.

Игровые действия: ребёнку предлагается, рассказывая сказку, повести линию до выбранного дерева.

Игры с Блоками Дьенеша.

«Составь бусы для козы»

Задачи:

  • развивать умения выявлять свойства предметов, называть их (цвет, форма, величина);

  • обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов по цвету, форме и величине;

Игровые действия. 1вариант. Цепочку(бусы) из блоков Дьенеша (по цвету и размеру; по размеру и форме, т.д..); 2 вариант. Детям предлагается выкложить цепочку (бусы), чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

«Составь изображение»

Задачи:

  • развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

Игровое действие: составление изображения их блоков Дьенеша.

Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы по развитию зрительного восприятия после завершения проектов, хочется отметить, что, использование целенаправленных игр и упражнений способствует активизации и стимуляции зрительных функ­ций, развитию зрительно-моторной координации, цветоразличению, развитию навыков ориентировки в пространстве, расширению представлений об окружающем мире. Осуществление тесной взаимосвязи всего педагогического коллектива ГБДОУ, совместное использование системы специальных приёмов и методов помогает преодолеть и восполнить недостатки развития зрительного анализатора при работе с детьми со зрительной депривацией.

Литература:

  1. «Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения», Л.В.Фомичёва, СПб, Каро, 2007год.

  2. «Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения», Е.Н.Подколзина, ж.Дефектология №2, 2001год.

  3. «Программа зрительного восприятия и знакомства с окружающим миром», Л.В.Рудакова, СПб, «Образование», 1995год.

  4. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения), Л.И.Плаксина,2003год.

  5. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения.- \м.: Экзамен, 2006.

  6. Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников СПб. Издательский дом “Литера”, 2000.

  7. Столяр А.А. Давайте поиграем.– М. Просвещение, 1996.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности развития зрительного восприятия у дошкольников

Автор: Васильева Людмила Александровна

Дата: 22.06.2018

Номер свидетельства: 474089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(128) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "306379"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119888"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(130) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu-1"
    ["file_id"] => string(6) "306380"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119895"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessie_"
    ["file_id"] => string(6) "381645"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484907872"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Статья « Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_doshkol_nikov_s_zpr_v_protsiessi_1"
    ["file_id"] => string(6) "381678"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484913388"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(60) "razvitie_grafomotornykh_navykov_u_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "626619"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1677418344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства