kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие связной речи у дошкольников.Особенности, проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»

Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста


Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий, пересказывают короткие тексты. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько.
У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается ряд проблем в процессе формирования связного речевого высказывания: они «теряют» действующих лиц, меняют последовательность событий, пользуются аграмматичными предложениями, зачастую несвязанными между собой.
 

Чаще, дети начинали рассказ только с подсказки педагога. Некоторые только дополняли начатые предложения.
Таким образом, проблемы в формировании связного высказывания обусловлены недостаточностью речевого внимания, памяти, нарушениями грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.
При развитии у детей связной речи необходимо формировать умение хорошо и точно понимать обращенную речь, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы сначала кратко, а со временем – и в форме развернутых высказываний. Наиболее доступной для детей в среднем дошкольном возрасте является диалогическая речь. Овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка и взрослого.


В процессе работы над связной речью у детей формируются следующие умения и навыки:

  • отвечать на вопросы по картинке, договаривать за логопедом слова и словосочетания, повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений;

  • составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия;

  • дополнять предложения недостающими словами и распространять простые предложения однородными членами; использовать в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

  • пересказывать знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрит. опорой.

  • составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

На начальных этапах работы над связной речью используются приемы:

  • беседа по картине, по прочитанному рассказу,

  • рассказ логопеда по картине после проведения беседы для формирования целостного впечатления об увиденном;

  • пересказ короткого описательного рассказа;

  • сюжетно-ролевые игры (В магазине), дидактические игры (Четвертый лишний).

Таким образом, дети одновременно учатся составлять простые предложения с опорой на сюжетную картинку. При этом необходимо постепенно добиваться полного ответа на вопрос. (Кто это? (Это белка.) Что белка делает? (Белка грызет орех.) Где она грызет орех? (На дереве.) А теперь повтори весь ответ. Начни его со слова «белка». (Белка грызет орех на дереве – совместное проговаривание.)).

Кроме бесед по сюжетным картинам, дети учатся описывать предметы по вопросам логопеда.

Далее у детей формируется умение повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений. Работа организуется поэтапно:

  1. Дети совместно с логопедом описывают предмет по вопросам: Кто это? Какой он? Что у него есть?

  2. Затем педагог целиком повторяет получившийся рассказ.

  3. Далее логопед побуждает детей к самостоятельному рассказыванию, намечая план ответа. (Теперь попробуйте вы рассказать о мишке. Скажите, кто это, какой он. Напомните, какие у него голова, живот и лапы.)

  4. Дети по очереди повторяют рассказ, логопед оказывает необходимую помощь.

  5. Дети обучаются составлению рассказа-описания по образцу.

Один из интересных приемов работы над описательным рассказом – составление детьми загадок по образцу со зрительной опорой: один ребенок описывает предмет (какой он, из каких частей состоит, для чего нужен), а остальные дети должны отгадать, что это.

Развивая связную монологическую речь, важно научить детей пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы).
Малыши пересказывают знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба") с опорой на серию картинок или на плоскостные фигурки. При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы. Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. В процессе работы над сказкой можно выделить следующие этапы:

  1. Выразительное рассказывание сказки логопедом с последовательным иллюстрированием.

  2. Беседа по сказке.

  3. Повторное рассказывание сказки логопедом с нацеливанием детей на пересказ.

  4. Пауза для обдумывания сказки детьми.

  5. Пересказ сказки детьми с опорой на картинки. Логопед оказывает необходимую помощь (показывает картинки, задает вопросы, подсказывает начало фразы).

Постепенно дети подводятся к пересказу при помощи картинок – символов.
Овладеть умением пересказывать помогают кукольный театр и мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Автор: Павлова Елена Николаевна

Дата: 04.07.2022

Номер свидетельства: 610938

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей среднего  дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(116) "didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-sriedniegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "244292"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445905648"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(51) "razvitiiesviaznoiriechiudietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "307602"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458379746"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование новых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-razvitii-riechi-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "197766"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428310392"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) ". Организация и содержание РППС для развития связной речи в старшей группе."
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_i_soderzhanie_rpps_dlia_razvitiia_sviaznoi_rechi_v_starshei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "614174"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1664572271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства