Просмотр содержимого документа
«Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
Особенности развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий, пересказывают короткие тексты. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается ряд проблем в процессе формирования связного речевого высказывания: они «теряют» действующих лиц, меняют последовательность событий, пользуются аграмматичными предложениями, зачастую несвязанными между собой.
Чаще, дети начинали рассказ только с подсказки педагога. Некоторые только дополняли начатые предложения. Таким образом, проблемы в формировании связного высказывания обусловлены недостаточностью речевого внимания, памяти, нарушениями грамматического строя речи, бедностью словарного запаса. При развитии у детей связной речи необходимо формировать умение хорошо и точно понимать обращенную речь, вступать в диалог со сверстниками и взрослыми, отвечать на вопросы сначала кратко, а со временем – и в форме развернутых высказываний. Наиболее доступной для детей в среднем дошкольном возрасте является диалогическая речь. Овладение языком идет именно на основе диалога, который является частью совместной деятельности ребенка и взрослого.
В процессе работы над связной речью у детей формируются следующие умения и навыки:
отвечать на вопросы по картинке, договаривать за логопедом слова и словосочетания, повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений;
составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия;
дополнять предложения недостающими словами и распространять простые предложения однородными членами; использовать в речи простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
пересказывать знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрит. опорой.
составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.
На начальных этапах работы над связной речью используются приемы:
беседа по картине, по прочитанному рассказу,
рассказ логопеда по картине после проведения беседы для формирования целостного впечатления об увиденном;
пересказ короткого описательного рассказа;
сюжетно-ролевые игры (В магазине), дидактические игры (Четвертый лишний).
Таким образом, дети одновременно учатся составлять простые предложения с опорой на сюжетную картинку. При этом необходимо постепенно добиваться полного ответа на вопрос. (Кто это? (Это белка.) Что белка делает? (Белка грызет орех.) Где она грызет орех? (На дереве.) А теперь повтори весь ответ. Начни его со слова «белка». (Белка грызет орех на дереве – совместное проговаривание.)).
Кроме бесед по сюжетным картинам, дети учатся описывать предметы по вопросам логопеда.
Далее у детей формируется умение повторять за взрослым рассказы-описания из простых предложений. Работа организуется поэтапно:
Дети совместно с логопедом описывают предмет по вопросам: Кто это? Какой он? Что у него есть?
Затем педагог целиком повторяет получившийся рассказ.
Далее логопед побуждает детей к самостоятельному рассказыванию, намечая план ответа. (Теперь попробуйте вы рассказать о мишке. Скажите, кто это, какой он. Напомните, какие у него голова, живот и лапы.)
Дети по очереди повторяют рассказ, логопед оказывает необходимую помощь.
Дети обучаются составлению рассказа-описания по образцу.
Один из интересных приемов работы над описательным рассказом – составление детьми загадок по образцу со зрительной опорой: один ребенок описывает предмет (какой он, из каких частей состоит, для чего нужен), а остальные дети должны отгадать, что это.
Развивая связную монологическую речь, важно научить детей пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Малыши пересказывают знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба") с опорой на серию картинок или на плоскостные фигурки. При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы. Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. В процессе работы над сказкой можно выделить следующие этапы:
Выразительное рассказывание сказки логопедом с последовательным иллюстрированием.
Беседа по сказке.
Повторное рассказывание сказки логопедом с нацеливанием детей на пересказ.
Пауза для обдумывания сказки детьми.
Пересказ сказки детьми с опорой на картинки. Логопед оказывает необходимую помощь (показывает картинки, задает вопросы, подсказывает начало фразы).
Постепенно дети подводятся к пересказу при помощи картинок – символов. Овладеть умением пересказывать помогают кукольный театр и мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу. Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным. Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}