«Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников»
«Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников»
Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Она поможет педагогам дошкольного образования правильно построить работу по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников»»
Консультация для воспитателей.
«Особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников»
Общение ребенка – это не только коммуникативная способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать различную мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать особенности себя и других людей и рассматривать их в ходе общения.
Особенно огромна роль общения в период детства. Для малыша его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его становления.
Одной из главных задач дошкольного периода является социализация ребенка и значимая ее часть – развитие коммуникативных способностей ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Жизнь временами устраивает жестокие эксперименты и лишает маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.
Большое количество исследований отечественных психологов и педагогов дают возможность установить, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения. В этом возрасте происходит одно из наиболее важных изменений в коммуникативном становлении ребенка – происходит расширение его круга общения. Если вначале ребенок общался только со взрослыми, то сейчас он начинает общаться также со своими ровесниками. Отношение ребенка к другим детям меняется, он понимает, что они «такие же, как он», происходит так называемая «идентификация себя со сверстниками». Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок и его сверстники попадают в общее коммуникативное пространство.
В свою очередь общение полагает понимание людьми друг друга. Но маленьким детям свойственен эгоцентризм. Они считают, что другие думают, ощущают, видят ситуацию так же, как они. Именно поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место.
Значение общения становится все сложнее и глубже, по мере того как обогащается душевная жизнь ребенка, расширяются его связи с миром и появляются все новые его способности.
К старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка, так как в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.
Старшие дошкольники уже могут согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и общении со взрослыми – родителями, воспитателями и педагогами. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Нужно отметить, что еще труднее для ребенка старшего дошкольного возраста не просто понять проблемы другого человека, почувствовать его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Точно так же маленький ребенок не всегда может понять обиду и боль другого человека. Постепенно, на основе обогащения опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства и желания других людей, также причины их поступков.
Еще одним очень важным элементом полноценного общения является понимание того, как тебя воспринимает твой партнер. Именно такого рода недостаточное понимание людьми друг друга чаще всего является причиной разногласий. Тем более это очень сложно для маленьких детей, поэтому между ними очень часты ссоры, споры и даже драки.
При этом следует подчеркнуть, какой бы ни была форма общения ребенка с окружающими людьми, необходимым средством его остается экспрессия. Эмоциональное общение, изменяясь, проходит через все формы общения, пронизывает и окрашивает их, играя при этом огромную роль в формировании у ребенка эмоционально-ценностного отношения к людям, их понимания и развития у него собственных средств экспрессивного воздействия на окружающих.
В связи с этим можно выделить несколько параметров коммуникативной деятельности дошкольников. К ним относятся:
– социальная чувствительность – способность ребенка воспринимать воздействие партнеров по общению и реагировать на них;
– коммуникативная инициатива – умение обращаться к партнеру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить;
– эмоциональное отношение, которое складывается по отдельности к каждому ребенку, в зависимости от опыта взаимодействия с ним и характеризует степень расположения и оттенки содержания.
В процессе взросления ребенка выделяются некоторые особенности изменения коммуникативной деятельности. Так, М.И. Лисина отмечает, что если у детей младшего дошкольного возраста главную роль в общении играют выразительные и практические операции, то к старшему дошкольному возрасту ведущую роль начинает играть речь.
Детей старшего дошкольного возраста можно назвать активными носителями и субъектами коммуникативной деятельности. Появление произвольности управления собственным поведением в общении обеспечивает возможность формирования у них коммуникативных умений.
В свою очередь общение детей происходит на двух уровнях: «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый».
Для начала рассмотрим общение со взрослыми у детей старшего дошкольного возраста.
Общение с взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека.
В настоящее время общение со взрослыми продолжает играть свою роль. Следует учитывать, что каждый вид деятельности предполагает под собой использование различных средств. В связи с этим М.И. Лисиной были выделены следующие речевые средства в сфере отношений «ребенок-взрослый»: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства, которые появляются последовательно, со значительными интервалами.
Со временем внимание дошкольников все больше привлекают события, которые происходят среди окружающих людей. Человеческие отношения, нормы поведения, качества отдельных людей начинают интересовать ребенка намного больше, чем жизнь животных или явления природы. Что можно, а что нельзя, кто добрый, а кто злой, что хорошо, а что плохо – эти и другие подобные вопросы уже волнуют старших дошкольников. И ответы тут опять же может дать только взрослый. Конечно, и раньше взрослые постоянно говорили детям, как нужно себя вести, что можно, а что нельзя, но младшие дети лишь подчинялись (или не подчинялись) требованиям взрослого. Теперь, в шесть-семь лет, правила поведения, человеческие отношения, качества, поступки интересуют уже самих детей. Им важно понять требования взрослых, утвердиться в своей правоте. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети любят разговаривать со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, которые касаются жизни людей. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностнаяформа общения.
Внеситуативно-личностное общение вводит ребенка в мир социальных отношений, позволяет занять в нем адекватное место. Он постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает правила, нормы и ценности социального взаимодействия.
Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, и дети по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важно оценить те или иные качества и поступки, как свои, так и других, и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпадало с отношением взрослого. Единство взглядов и оценок является для ребенка показателем их правильности. Ребенку в старшем дошкольном возрасте очень важно быть хорошим и все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и с ровесниками.
Это стремление обязательно должен поддерживать воспитатель. Для этого нужно чаще беседовать с детьми об их поступках и отношениях между ними, давать оценки их действиям. Старших дошкольников уже больше волнует оценка не каких-то конкретных умений, а их моральных качеств и личности в целом. Если ребенок уверен, что взрослый человек хорошо относится к нему и уважает его личность, он может спокойно относиться к замечаниям, касающимся его отдельных действий или умений. Теперь уже отрицательная оценка его рисунка не так сильно обижает ребенка. Главное, чтобы он в целом был хорошим, чтобы взрослый понимал и разделял его мнения.
Потребность во взаимопонимании – отличительная особенность личностной формы общения. Если взрослый часто говорит ребенку негатив, к примеру, что он жадный, ленивый, трусливый, это может сильно обидеть и ранить, но никак не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Для поддержания стремления «быть хорошим» более полезным является поощрение правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков.
Своеобразным проявлением потребности ребенка в общении со взрослым, во взаимопонимании и сопереживании взрослого, причем эмоционально окрашенном, выступают жалобы дошкольников взрослому.
В старшем дошкольном возрасте внеситуативно-личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекает ребенка сам по себе. Таким образом, эта форма общения сближается с тем примитивным личностным, но ситуативным, общением, которое наблюдается у младенцев. Однако личность взрослого выступает для дошкольника совсем по-другому, чем для младенца. Старший партнер является для него уже не абстрактным источником внимания и доброжелательности, а конкретной личностью с определенными качествами. Все эти качества очень важны для ребенка. Взрослый для него – это компетентный судья, знающий «что такое хорошо и что такое плохо», и образец для подражания.
Таким образом, для внеситуативно-личностного общения, которое складывается к концу дошкольного возраста, характерны:
1) потребность во взаимопонимании и сопереживании;
2) личностные мотивы;
3) речевые средства общения.
Внеситуативно-личностное общение имеет большое значение для развития личности ребенка. Во-первых, он сознательно усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им в своих действиях и поступках. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является обязательным условием сознательного управления своим поведением. В-третьих, в личностном общении дети учатся различать разнообразные роли взрослых – воспитателя, врача, учителя, в соответствии с этим по-разному строят свои отношения в общении с ними.
В то же время выделяется несколько этапов в развитии общения со взрослыми, которые включают в себя: потребности, мотивы и средства общения. Старшему дошкольному возрасту характерен период внеситуативно-личностного общения, возникающий на основе потребности во взаимопонимании и сочувствии. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает намного больше внимания на особенности межличностных контактов, на взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.
Следует отметить, что содержание данной формы общения уже не исчерпывается наглядной ситуацией, а выходит за ее пределы. Предметом общения ребенка со взрослым могут стать такие явления и события, которые нельзя увидеть в конкретной ситуации взаимодействия.
Содержанием общения могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания. Все это также нельзя увидеть глазами и потрогать руками, однако через общение со взрослым все это становится совершенно реальным, значимым для ребенка. Очевидно, что появление внеситуативного общения существенно открывает грани жизненного мира ребенка дошкольного возраста.
Взрослый в старшем дошкольном возрасте остается центральной фигурой в жизни ребенка. Именно от педагога и родителей ребенок берет образец культуры общения и эталоны коммуникативных норм.
Теперь рассмотрим вторую сторону – общение с ровесниками. Общение дошкольников со сверстниками качественно отличается от общения со взрослыми. Во-первых, контакты со сверстниками почти в десять раз более эмоционально насыщены и экспрессивны, сопровождаются яркими интонациями, криками, кривляниями и смехом. Они выражают различные эмоциональные состояния – от активного негодования до бурной радости, от нежности до драки. Повышенная эмоциональность общения детей отражает особую раскрепощенность, свободу, которую они ощущают среди сверстников. Во-вторых, контакты детей характеризуются нестандартностью и нерегламентированностью. В этих контактах отсутствуют жесткие нормы и правила, которые соблюдаются в общении со взрослыми. В общении со сверстниками дети более раскованны, используют непредсказуемые и нестандартные средства, принимают причудливые позы, издают необычнее возгласы, придумывают необычные сочетания звуков, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В-третьих, в контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого, а значит лучше узнать себя. В беседе каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга, поэтому она часто не получается, и более того, может привести к конфликтам и обидам. В-четвертых, общение со сверстниками богаче по назначению и функциям, коммуникативным задачам. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны.
Следует учесть в связи с тем, что общение – одно из видов деятельности, то оно и в этом случае предполагает осуществление через определенные средства. По мнению М.И. Лисиной, в сфере «ребенок-ребенок» детьми используются те же средства, что и в сфере «ребенок-взрослый», и к началу формирования коммуникативной деятельности (к трем годам) они, практически, уже владеют ими.
Полагаем вслед за М.И. Лисиной и Е.О. Смирновой, что в своем взаимодействии и общении дети старшего дошкольного возраста в большей мере, чем младшие, ориентированы на сверстников. Они большую часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся важными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их. У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего года. Объясняя свои предпочтения, они уже не ссылаются на ситуативные, случайные причины («рядом сидим», «он мне сегодня машинку дал поиграть»), как это наблюдается у младших детей, а отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть», «нравится играть с ней»), его положительные качества («он добрый», «она хорошая», «он не дерется»).
Л.H. Галигузова и Е.О. Смирновоа выделили ряд особенностей взаимодействия детей со сверстниками:
– яркая эмоциональная насыщенность: разговоры детей со взрослыми протекают относительно спокойно, без лишней эмоциональности, в то время как общение со сверстниками сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньями, смехом;
– нестандартность детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов: разговаривая друг с другом, дети используют неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, тем самым проявляя свою индивидуальность и творческую самостоятельность;
– преобладание инициативных высказываний над ответными: беседы, как правило, у детей не получается, они перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, тогда как инициативу и предложения взрослого ребенок всегда поддерживает, старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, предпочитает слушать, чем говорить сам;
– богатство назначения и функций коммуникативной деятельности: в общении со сверстниками проявляется и управление действиями партнера, и контроль над его действиями, и навязывание собственных образцов, и совместная игра, и постоянное сравнивание с собой [6, c. 96].
Таким образом, нужно отметить, что общение со сверстниками имеет существенные отличия от общения со взрослыми.
Многие исследователи придерживаются взгляда, что коллективная деятельность влияет на развитие общения. Изучению совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми и ее влияния на взаимоотношения дошкольников посвящены работы многих отечественных исследователей, среди них можно выделить А.А. Бодалева, Л.А. Кричевского, Т.А. Репину, Р.А. Иванову, Л.П. Бухтиарову, М.И. Лисину, Р.Б. Смеркину и другие.
Как уже отмечалось, внеситуативно-личностное общение основывается на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации. В то же время оно проходит на фоне разного рода деятельности – игровой, трудовой, познавательной. На этапе старшего дошкольного возраста оно приобретает самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, что позволяет на данный момент ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.
Внеситуативно-деловая форма общения наблюдается у небольшого числа детей шести-семи лет, но явно намечается тенденция к ее развитию. Усложнение игры, появление игр с правилами ставит дошкольников перед необходимостью договориться и заранее ее спланировать, подготовиться к ней, обсудить правила. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер, оставаясь практическим и сохраняя связь с реальными действиями детей. Изменяется основной мотив общения, также связанный с преодолением ситуативности. Складывается устойчивый образ сверстника, не зависящий от конкретных обстоятельств взаимодействия. Происходит становление субъектного отношения к ровеснику, то есть умения видеть в нем равную в себе личность с ее желаниями, предпочтениями. Появляются первые привязанности, дружеские отношения. Ребенок начинает учитывать интересы сверстника, сочувствовать ему, стремиться оказать помощь, защитить или оправдать при угрозе наказания. Дети используют все средства общения, но главным является речь. Возрастает число внеситуативных контактов, когда «чистое общение» не связано с предметами и действиями с ними. Теперь дети беседуют на познавательные и личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Внеситуативно-деловая форма общения создает умение видеть в партнере самоценную личность, понимать его мысли и переживания, позволяет ребенку уточнить представления о самом себе.
К шести годам значительно возрастает способность дошкольников к сопереживанию сверстнику, стремление помочь другому ребенку или поделиться с ним. Характерно, что все эти действия, направленные на поддержку сверстников, как правило, сопровождаются положительными эмоциями – улыбкой, взглядом в глаза, жестами, выражающими симпатию и близость. Часто вопреки правилам игры дети стараются помочь своим партнерам, оправдать их действия перед взрослыми, защитить их от наказания. Все это может свидетельствовать о том, что поведение, направленное на сверстника, побуждается не только стремлением соблюсти моральную норму, но прежде всего непосредственным отношением к другому человеку.
Бескорыстное стремление помочь сверстнику, что-то подарить или уступить ему, безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия могут указывать на то, что к старшему дошкольному возрасту создается особое отношение к другому ребенку, которое можно назвать личностным. Смысл этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнером по совместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством самоутверждения, но и самоценной целостной личностью. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращаются во внутреннюю общность, которая делает возможными более глубокие межличностные отношения.
Однако такое личностное отношение складывается далеко не у всех детей. У многих старших дошкольников ведущим остается эгоистическое, конкурентное отношение к сверстникам. Такие дети нуждаются в специальной психолого-педагогической коррекционной работе.
В общении со сверстниками, по мнению специалистов, у ребенка формируются и развиваются такие коммуникативные умения, как умение притворяться, выражать обиду (нарочно не замечать, не отвечать), фантазировать (придумывать что-то необыкновенное, нереальное).
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.
Ребенок, который недостаточно общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к заниженной самооценке, робости, замкнутости. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Таким образом, подводя итог всему выше сказанному, делаем вывод о том, что в общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. В то же время, в процессе общения со взрослыми ребенок учится говорить и знать, как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания.
Кроме того, именно через общение ребенок усваивает от взрослого его образы, поэтому на родителей и педагогов ложится особая ответственность за построение взаимодействия.
Формирование коммуникативных умений старших дошкольников – очень актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений оказывает влияние не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.