Одним из первых исследователей, систематизировавших данные о причинах нарушения речевого развития, был М. Е. Хватцев, разделивший все причины речевых нарушений на несколько групп
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные причины недоразвития детской речи»
Причины речевых нарушений
Под причинами отклонений в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего тератогенного (неблагоприятного, повреждающего) фактора, который определяет специфику поражения и нарушения развития психомоторных функций.
Одним из первых исследователей, систематизировавших данные о причинах нарушения речевого развития, был М. Е. Хватцев, разделивший все причины речевых нарушений на несколько групп:
внешние и внутренние;
органические (анатомо-физиологические) и функциональные;
социально-психологические и психоневрологические.
В зависимости от времени воздействия патогенных факторов выделяют пренатальную (внутриутробную), натальную (повреждение при родах), постнатальную (воздействие различных неблагоприятных факторов после рождения) патологию. Постнатальная патология может быть в ранний период развития (от рождения до 2–2,5 лет) и в поздний постнатальный период (от 2–2,5 лет до конца жизни). Органические причины – это травмы и болезненные процессы, поражающие различные звенья как собственно речевого аппарата, так и отделов нервной системы, имеющих отношение к речевой функции. Функциональными нарушениями речи считаются такие, при которых не отмечается никаких органических изменений в структуре речевых органов или в нервной системе. Деление на органические и функциональные нарушения речи весьма условно, так как современные методы исследования не всегда могут обнаружить легкие органические симптомы. Кроме того, при каждом органическом нарушении речи развиваются и чисто функциональные расстройства. Нарушения речи могут быть центральными и периферическими. О центрально обусловленных нарушениях говорят в том случае, если поражение произошло в том или ином отделе центральной нервной системы; о периферически обусловленных нарушениях – тогда, когда наблюдаются повреждения или неправильности в строении артикуляционного аппарата или в периферических нервах, иннервирующих органы артикуляции. В развитии того или иного речевого нарушения придается значение наследственности в том случае, если при дополнительных неблагоприятных условиях жизни ребенка наследственность способствует проявлению соответствующего речевого нарушения. Нарушение речи может возникнуть в любом возрасте, но наиболее ранимой речь оказывается у детей и у людей пожилого возраста. Ранимость детской речи связана с тем, что длительно формирующаяся речь – один из самых сложных навыков человека; незрелость речи у ребенка делает ее наиболее чувствительной к любым затруднениям. Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития. К старости появляются структурные изменения нервной системы и сосудов, что может приводить к нарушениям речи. Патология речи во многих случаях связана с различной степени выраженными нарушениями деятельности рецепторных либо двигательных систем.
Основные причины недоразвития детской речи следующие:
1. Различная патология беременности (токсикоз беременности, вирусные, эндокринные заболевания, туберкулез, сифилис, травмы, несовместимость крови матери и ребенка и др.), приводящая к нарушению нормального протекания внутриутробного развития плода.
2. Родовая травма. При опросе матери выясняется патологическое течение родов (однако родовая травма не обязательно должна быть массивной). Часто в результате дополнительных расспросов удавалось выяснить, что роды были быстрыми или, наоборот, затяжными, применялись различные стимуляторы, ребенок после рождения не сразу закричал, его «пошлепали», т. е. оживляли. Родовая травма в таких случаях может быть подтверждена данными неврологического обследования.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (диспепсия, дизентерия, инфекционные, вирусные заболевания, особенно следующие друг за другом, менинго-энцефалиты и др.).
4. Травмы черепа, сопровождаемые симптомами сотрясения или контузии мозга.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия (недостаточное внимание к речи ребенка со стороны взрослых, двуязычие и др.). Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими факторами может послужить моментом, повреждающим или задерживающим развитие мозговых систем, участвующих в формировании речи.