Основные методы, применяемые на музыкальных занятиях при работе с детьми дошкольного возраста.
Основные методы, применяемые на музыкальных занятиях при работе с детьми дошкольного возраста.
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные методы, применяемые на музыкальных занятиях при работе с детьми дошкольного возраста.»
Основные методы, применяемые на музыкальных занятиях
при работе с детьми дошкольного возраста.
В настоящее время в педагогике не существует единого мнения о содержании понятия «методы воспитания и обучения». Нет и единой, общепринятой классификации педагогических методов. Наиболее устоявшейся классификацией является деление методов на наглядные, словесные и практические, т.е деление на основании различных источников передачи и восприятия знаний.
Исходя их специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры дошокльников. Для характеристики методов музыкального воспитания возможно объединение двух классификаций, предполагающее рассмотрение наглядного, словесного и практического методов в сочетании с проблемным.
Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный (по О.П.Радыновой).
Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания. Основное содержание этого метода – исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО. Основное требование по использованию этого метода – качество исполняемой музыки. Придание проблемности наглядно-слуховому методу может происходить с помощью приемов, побуждающих детей к сравнениям, сопоставлениям, поискам аналогий. Это может быть сравнение звучания одного произведения в «живом» исполнении и в записи, в исполнении различных инструментов, сравнение двух-трех произведений контрастных друг другу, либо наоборот, схожих (в старшем возрасте), произведений одного жанра («Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского и «Солдатский марш» Р.Шумана) с похожими названиями («Баба-яга» П.И.Чайковского из «Детского альбома», «Баба-яга» А.Лядова, «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского из цикла «Картинки с выставки»). Наглядно-зрительный метод в музыкальном воспитании имеет вспомогательное значение и может рассматриваться как прием. Зрительная наглядность (картины, рисунки, цветные карточки) применяются для ознакомления с неизвестными ранее детям явлениями (какой-либо музыкальный инструмент, персонаж), обогатить и конкретизировать впечатления о музыке. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, ее использование наиболее оправданно в младшем возрасте. Как правило, зрительная наглядность не используется до прослушивания музыки во избежание навязывания определенного образа, излишней его конкретизации.
Словесный метод носит универсальный характер и в музыкальном воспитании также незаменим. Его назначение: организовать внимание и деятельность детей, углубить и дифференцировать воспритие музыки (эмоционально-образные характеристики музыки - используется не бытовая, а образная речь).
Его разновидности: беседа, рассказ, пояснения, инструкции.
Проблемность словесному методу придают побуждения детей к высказыванию собственных суждений о музыке, выражению предпочтений и т.д. Практический методв музыкальном воспитании также очень важен. Показ педагогом исполнительских приемов в пении (приемы правильного звукообразования, дикции, правильного дыхания), музыкально-ритмических движениях (используется тактильно-мышечная наглядность), игре не музыкальных инструментах. Практический метод приобретает проблемность, если используется не прямой показ, а предлагается выбор нескольких возможных действий, самостоятельный поиск решения. Одним из основных практических методов является упражнение, однако его использование не должно превращаться в тренаж. Эффективный практический метод - метод моделирования звуковых отношений. Он позволяет связать музыкальные явления с понятными и доступными дошкольникам действиями и образами. Так, соотношение звуков по высоте, длительности, силе может моделироваться с помощью действий (например, показ рукой изменения высоты звука, отхлопывание и отстукивание ритмического рисунка, показ с помощью наклонов изменение динамики музыки и т.д.), с помощью предметов (для показа изменения высоты – предметы одного размера, расположенные на разной высоте по вертикали , смены длительностей – предметы разного размера, соответствующие разной длительности звуков ).
Особое место в музыкальном воспитании дошкольников занимает игра,как метод музыкального воспитания (одновременно являясь и формой организации музыкального воспитания).
Дидактическая игра — исторически сложившийся, педагогически оправдавший себя вид деятельности детей дошкольного возраста. Это форма обучения детей, в которой эффект обучающего воздействия достигается косвенным путем, преломляясь через игровую задачу, игровое правило, игровое действие. Известно, что методы прямого обучения ориентированы прежде всего на накопление определенных знаний, умений и навыков, тогда как косвенные в первую очередь оказывают стимулирующее влияние на развитие ребенка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и усвоения знаний. Дидактическая игра — игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей Педагогическая ценность дидактических игр отмечалась многими исследователями.
Интерес к музыке и потребность в ней формируются, прежде всего, в процессе ее восприятия-слушания. Восприятие музыки как вид музыкальной деятельности трактуется несколько шире, нежели сам психический процесс, подразумевающий только отражение явлений действительности в сознании человека.
Восприятие музыки – это активный процесс не просто ее «слушания», а процесс «слышания», подразумевающий понимание, познание музыкального образа, связанное с активностью эмоций, мышления и воображения. Свойствами музыкального восприятия является целостность, эмоциональность, осознанность, образность. Особенность музыкального восприятия как вида деятельности детей в том, что:
1) он доступен детям уже в раннем возрасте (данные некоторых исследований говорят о восприятии музыки уже в период внутриутробного развития человека);
2) восприятие музыки является обязательным компонентом любого другого вида музыкальной деятельности: так, любому исполнению (песни, пляски, попевки на музыкальном инструменте) обязательно предшествует восприятие, музыкальное творчество также опирается на имеющийся у человека слуховой опыт, накопленный в процессе восприятия достаточно широкого круга произведений.
Трудно переоценить роль музыкального искусства и его восприятия детьми в развитии эмоционального мира ребенка, эмпатии (через сопереживание музыкальному образу), произвольного внимания. Велико значение восприятия музыки и для интеллектуального и речевого развития: оно способствует формированию навыков анализа и синтеза, обобщения, сравнения, обогащает лексику ребенка (особенно прилагательными), способствует развитию связной речи (в ходе высказываний о музыке, выражения своего отношения, собственных суждений). Все сказанное позволяет считать восприятие основным видом музыкальной деятельности дошкольников.
Пение как вид детской музыкальной деятельности (один из видов исполнительства) занимает одно из ведущих мест в музыкально-эстетическом воспитании ребенка. Это связано с тем, что именно голос является первым инструментом, которым овладевает ребенок и уже в дошкольном возрасте достаточно умело может им пользоваться; пение оказывает влияние на развитие всего комплекса музыкальности (ладовысотный слух, чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальное мышление и воображение); оказывает положительное влияние на нравственное и интеллектуальное развитие ребенка (в связи с раскрытием содержания текста), физическое развитие (укрепление голосовых связок, легких, развитие слуха).
Музыкально-ритмические движения – вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки передается в движении. Музыка является основой, а движение - средством более глубокого ее восприятия и понимания. Такое понимание сути этого вида музыкальной деятельности сохраняется вне зависимости от термина, которым в разное время определялся этот вид деятельности – «ритмическое движение», «движение под музыку», «музыкальное движение», «ритмика» и др. Наглядный метод (слуховая наглядность – звучащая музыка, зрительная наглядность – демонстрация движений, а также тактильно-мышечная наглядность – помощь ребенку в правильном расположении рук, ног), разнообразные словесные методы (беседа, объяснение), практические методы (упражнения, но не тренаж).
Во всех видах музыкальной деятельности, применяется тот или иной метод работы, который необходим в данной деятельности. В работе с детьми дошкольного возраста, игра-занимает ведущее место.