"Организация работы с родителями в детском саду для детей с нарушением слуха"
"Организация работы с родителями в детском саду для детей с нарушением слуха"
Наряду с общественным воспитанием (воспитанием в детском саду), сохраняет свое огромное значение и семейное дошкольное воспитание. Воспитание в домашних условиях детей с нарушением слуха хотя и возможно, но требует дополнительного участия в этом специалиста и обязывает родителей знать основные особенности развития и воспитания детей с нарушением слуха даже в том случае, если ребенок посещает специальный детский сад.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Организация работы с родителями в детском саду для детей с нарушением слуха" »
«Организация работы с родителями в детском саду для детей с нарушением слуха».
Наряду с общественным воспитанием (воспитанием в детском саду), сохраняет свое огромное значение и семейное дошкольное воспитание. Воспитание в домашних условиях детей с нарушением слуха хотя и возможно, но требует дополнительного участия в этом специалиста и обязывает родителей знать основные особенности развития и воспитания детей с нарушением слуха даже в том случае, если ребенок посещает специальный детский сад.
Одной из основных целей дошкольного воспитания и обучения детей с нарушением слуха является подготовка детей к школе. К концу обучения в ДОУ ребенок должен усвоить основные программные требования и на городской психолого-медико-педагогической комиссии по выпуску детей из образовательного учреждения показать следующие знания и умения: ребенок должен уметь рассказать о себе, знать речевой материал по 25 основным темам, считать до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10 и многое другое. Данные учебные операции требуют большой работы учителя-дефектолога, воспитателя и родителей. Только при комплексном взаимодействии специалистов образовательного учреждения с семьей возможно добиться необходимых результатов.
Существуют различные вариации организации взаимодействия педагогов с семьей:
Организация бесед и консультаций для родителей по различным вопросам, касающихся обучения и воспитания дошкольников с нарушением слуха. Для того, чтобы грамотно организовать семейное обучение и воспитание родители должны иметь представление об особенностях развития и обучения детей с нарушением слуха.
Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом является слухопротезирование. Следует объяснить родителям преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов: возможность воспринимать звуки окружающего мира очень необходима для познания свойств предметов и явлений; для регуляции поведения ребенка.
Необходимо объяснить родителям не только важность правильного слухопротезирования, но и правила использования аппарата: наличие индивидуальных вкладышей, правильность подбора режима работы аппарата, правила ношения аппарата и ухода за ним.
Общение в дошкольном возрасте, является определяющим фактором развития ребенка, потому что оно служит средством формирования предметной, игровой деятельности, условием развития понимания и использования речи. Научиться общаться слышащим родителям с ребенком, имеющим нарушение слуха не всегда просто. Часто их речевое поведение становится неестественным: они утрируют речь, используют неестественные жесты, иногда, наоборот, замолкают. Поэтому необходимо объяснить родителям необходимость использования нормальной речи, эмоционально окрашенной, сопровождающейся естественными мимикой лица и жестами. Речь сопровождает все ситуации: режимные моменты, игру, прогулку, поездку и прочие; взрослый называет необходимые предметы/объекты и выполняемые действия. Речь не должна быть очень многословной: нужно использовать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения – так ребенок научится быстрее их понимать.
Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха является организация слухо-речевой среды, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов.
Организация домашнего задания на выходные и праздничные дни. Существует такая тенденция, когда ребенок с нарушением слуха длительное время не посещает детский сад по различным причинам (праздники, болезнь и прочее), знания и умения, полученные ребенком в образовательном учреждении, при отсутствии постоянного повторения постепенно утрачиваются. Поэтому родителям необходимо постоянно повторять и закреплять с детьми тот речевой материал, который был изучен в детском саду.
Организация открытых занятий с целью доведения до сведения родителей об уровне развития детей. Для того чтобы успешно организовать семейное воспитание и обучение родители и лица их заменяющие должны иметь представления об уровне развития ребенка: его успехах и «слабых местах». Эти знания необходимы родителям для того, чтобы знать на что можно опираться при выполнении домашнего задания и что необходимо закрепить.
Проведение обучающих мастер-классов для родителей. Как правило, многие родители отказываются выполнять с ребенком домашнее задание, аргументируя это тем, что ребенок не хочет с ним заниматься, что он их не слушает и начинает капризничать. Однако «занятие» - это не всегда специально созданная ситуация. Следует объяснить родителям, что закреплять речевой материал достаточно эффективно можно, используя естественные ситуации: режимные моменты, прогулки, походы в магазин, поездки в общественном транспорте. Постепенно приучать ребенка обращать внимание на предметы/объекты, их признаки, рассматривая их переходить к называнию объектов.
Достаточно эффективными являются мастер-классы для родителей, во время которых организуется совместная работа родителей и ребёнка. Это могут быть игровые упражнения, дидактические игры, выполнение поручений, сюрпризные моменты. Педагог сначала предлагает поиграть ребёнку и родителям вместе, привлекая к игре родителей. Играя вместе с педагогом и родителями, ребёнок постепенно начинает воспринимать родителей как участников игровой ситуации. Следующим этапом будет игра ребёнка только с родителем. Для этого необходимо подготовить с родителями интересную игру, которая была бы интересна для ребёнка и в то же время несла дидактическую функцию. Педагог может начать игру, объяснить условия, наглядно продемонстрировать игровые операции, затем, предлажить родителю занять место ведущего. Таким образом, постепенно переводя внимание ребёнка на действия родителя (мамы или папы), педагог может отойти в сторону и руководить процессом по мере необходимости. Таким образом, ребёнок понимает, что заниматься интересно и с папой/мамой. После нескольких таких совместных занятий, проблема нежелания ребёнка заниматься с родителями, как правило, решается.
Как известно, нарушение слуха зачастую является генетическим нарушением. Поэтому у большинства детей родители сами имеют нарушение слуха. Для того чтобы успешно взаимодействовать с родителями, необходимо понимать особенности коммуникации глухих: знать хотя бы азы жестового языка.
Таким образом, в обучении и воспитании детей с нарушением слуха роль семьи невероятно велика. От успешного взаимодействия специалистов образовательного учреждения и семьи зачастую зависит результативность обучения и воспитания дошкольников.