kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования»

Тема: «Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования»

        Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении — неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федеральных и региональных задач в области образования.

        Сегодня трудно найти родителей, которые не понимают значения дополнительного образования в общем развитии ребенка. Ребенок должен получить образование, быть развитым и успешным в будущей взрослой жизни. Поэтому родители уже в дошкольном возрасте, принимая во внимание способности и желание ребенка, выбирают направление дополнительного образования. Большинство родителей сегодня заинтересованы во всестороннем развитии своих малышей с первых лет жизни, поэтому дополнительные образовательные программы в детских садах всегда востребованы.

        Каждый ребенок неповторим и уникален. Это шкатулка, в которой лежат сокровища. Но шкатулка закрыта, и мы не можем увидеть, какие сокровища в ней спрятаны. Поэтому задача педагогов дополнительного образования – подобрать ключик к каждой шкатулке и достать сокровища, которые там спрятаны.

        Исходя из уникальности и неповторимости каждого ребенка, педагог должен опираться на те природные способности и возможности, которые заложены в ребенке. Оптимальное решение этой задачи предоставляет дошкольное образовательное учреждение, которое 12 часов в сутки ищет эти сокровища, видит ребенка в любом его проявлении: в игре,  режимных моментах,  образовательной деятельности.

        Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.

        Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении и качества образования в целом.

        Сегодня дополнительное образование представляет собой систему непрерывного образования – это особая подсистема общего образования, обеспечивающая развитие интересов и способностей личности на основе свободного выбора. Дополнительное образование – это особое образовательное пространство, которое отличается основным фактором: развитие творческих способностей ребенка. Этот вид образования направлен на создание условий для социализации, культуры, творческой самореализации ребенка для его интеграции в общество. Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоение детьми дополнительных образовательных программ, которые очень близки детям от природы, на развитие творческого потенциала. Самое главное, дополнительное образование – мотивированное образование за рамками основного образования. Мотив – это желание ребенка.

        На современном этапе рынок образовательных услуг широк и многообразен, что и порождает конкуренцию среди дошкольных образовательных учреждений. Детские сады выбираются в соответствии с запросами ребенка и самих родителей. А запросы разные: подготовить малыша к школе, приобщить к детскому сообществу, укрепить здоровье, обучить ребенка рисованию, танцам, а самим родителям получить квалифицированную помощь в вопросах воспитания и развития ребенка.

        Именно поэтому, чтобы детский сад выжил в современных условиях, а, следовательно, учитывал запросы родителей, необходимо выстраивать стратегию развития дошкольного учреждения так, чтобы быть современным, востребованным, авторитетным, открытым образовательным пространством.

        Система дополнительного образования детей в условиях дошкольного образовательного учреждения все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководства дошкольного образовательного учреждения своевременно проводить мероприятия, по организации дополнительного образования зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этим учреждением. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.

        Сложившиеся объективные условия в системе дошкольного образования предполагают внедрение дополнительных платных услуг повсеместно. Но чтобы дошкольному образовательному учреждению (ДОУ) стать конкурентоспособным, необходимы следующие условия:

  • постоянное внедрение нововведений;

  • поиск новых форм образовательной деятельности;

  • постоянное обучение и переподготовка        кадров;

  • проведение маркетинговых исследований        с целью изучения потребностей заказчика;

  • анализ конкурентов;

  • выработка корпоративной культуры.

        Исходя из вышеизложенного, перед руководством дошкольного образования возникает острая проблема о необходимости модернизировать организационный аспект управления, что ведет за собой переосмысление всего процесса дошкольного образования и переход на новый качественный уровень образовательных услуг при выполнении социального заказа.

        Ценность дополнительного образования состоит и в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Отличие основного образования от дополнительного

Основное образование

Дополнительное образование

Ребенок – сосуд, который нужно наполнить.

Как факел зажигает детей.

Ориентированность на социум.

Ориентировано на личность.

Строгая обязательность образования.

Свобода на всех этапах обучения.

Выполнение требований ФГОС ДО.

Мобильность образовательных программ.

        1. В основном образовании ребенок как сосуд, который бесконечно нужно наполнять знаниями, умениями, навыками. Дополнительное образование как факел, и к этому факелу тянутся дети, они видят, что там интересно.

        2. Основное образование ориентировано на социум: какую задачу дает государство и социум, такую и выполняет основное образование. Дополнительное образование ориентировано, конечно, на личность ребенка. Мы знает, личность ребенка и личность каждого человека представляет собой уникальный набор особенностей, на которые ориентируется дополнительное образование.

        3. Следующее отличие – строгая обязательность образования. В законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и в Конституции РФ четко прописано, что ребенок обязан получить образование. Дополнительное образование, наоборот, ориентируется на свободу выбора.

        4. Основное образование ориентировано на выполнение требований ФГОС ДО. В дополнительном образовании каких-либо требований к выполнению стандарта нет. Все программы мобильные.

                В 2012 году в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ дополнительное образование выделено как отдельный вид образования. Прописана основная цель дополнительного образования: обеспечить адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональному ориентированию, к выявлению и поддержке детей, которые проявляют выдающиеся способности (ст.75, гл.10). Также впервые были определены задачи дополнительного образования.

        На современном этапе дошкольного образования развитие дополнительного образования сформировало следующие функции:

        1. Социальная функция. Ее основное направление стало удовлетворение социального спроса, куда можно включить формирование культуры и современное требование социума, и удовлетворение родительского спроса. Родительский спрос при формировании дополнительного платного дошкольного образования в основном направлении на удовлетворение потребностей ребенка.

        2. Психологическая функция. В психологическую функцию можно включить несколько элементов:

  • развивающий - это создание благоприятной развивающей среды, обеспечивающей условия для развития детей;

  • релаксационной - это предоставление возможности занятия воспитанникам любимым делом;

  • консультационный - данный элемент предназначен для педагогов, родителей и детей. В его основу входят консультации по определенному вопросу [6].

        3. Образовательная функция. Сущность образовательной функции заключается в предоставлении образования по развитию познавательного интереса; предоставление возможности воспитанникам в общении со сверстниками.

        Цели дополнительного образования

  • Формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых; (273-ФЗ)

  • Удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании; (273-ФЗ)

  • Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также ….организация их свободного времени; (273-ФЗ)

  • Выполнение социального заказа общества, последовательное решение федеральных и региональных задач в области образования;

  • Углубление и расширение базовых знаний, опережающих развитие ребенка;

  • Формирование навыков межличностных коммуникаций, саморегулирования и саморазвития.

  • Формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых.

        Дополнительное образование выполняет множество задач и целей. Основная задача организации дополнительного образования в дошкольном учреждении – оздоровительная, чтобы родители не водили своих детей по разным учреждениям в течение дня, когда ребенок должен находиться в детском учреждении. Это нарушение режима, контакты с детьми другого учреждения, транспорт. Поэтому родители с большим удовольствием записывают детей в кружки, секции, студии именно в дошкольном учреждении. Если в дошкольном учреждении  созданы все условия для оказания дополнительных образовательных услуг – это положительно сказывается на состоянии ребенка.

Организация дополнительного образования

Организация дополнительного образования включает в себя несколько составляющих:

  • Подготовка.

  • Оформление нормативно-правовой базы.

  • Программное и методическое обеспечение образовательного процесса по дополнительному образованию.

  • Создание условий.

  • Кадровое обеспечение.

                Подготовка включает в себя множество аспектов: это могут быть реклама, информационные стенды, публикации в СМИ, на сайте ДОУ.

  1. Подготовка

  • Реклама;

  • Публикации на сайте учреждения;

  • Информация в СМИ;

  • Мониторинг родителей по выбору направлений дополнительных образовательных услуг;

  • Видеопрезентации и другое…

Обязательно проводится мониторинг родителей по выбору направления дополнительных образовательных услуг. Этот мониторинг является ориентиром руководителя ДОУ для выбора направлений дополнительных образовательных услуг с нового учебного года. Только на основе полученных данных мониторинга можно говорить о внедрении платных услуг. Причем необходимо учитывать тот факт, что данная услуга должна оказываться на добровольных началах родителей. Если родитель не согласен в необходимости данной услуги, то он вправе отказаться от неё.

Оформление нормативно-правовой базы

  1. Оформление нормативно-правовой базы

  • Получение лицензии;

  • Внесение в устав порядка предоставления платных дополнительных образовательных услуг;

  • Положение о дополнительном образовании в ДОО;

  • Договоры с родителями;

  • Расчет стоимости образовательных услуг (калькуляция);

  • Постановление Учредителя об оказании дополнительных услуг;

  • Приказ о организации платных образовательных услуг;

  • Приказ о назначении ответственного за организацию платных дополнительных образовательных услуг и определении круга его обязанностей.

        Без оформления нормативно-правовой базы ДОУ не имеет право проводить дополнительные образовательные услуги.

        В Уставе ДОУ обязательно должно быть прописано, что в дошкольной образовательной организации могут быть оказаны дополнительные образовательные услуги как на платной основе, так и бесплатной с указанием направлений.

        Положение о дополнительном образовании в каждой дошкольной организации свое, в котором прописываются условия оказания дополнительных образовательных услуг.

        Хотелось бы обратить внимание на некоторые Федеральные нормативные акты, регламентирующие правила оказания дополнительных образовательных услуг.

  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (после января 2021 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.10.2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».

  • «Концепция развития дополнительного образования детей», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года № 1726-р.

Главный документ, который дает право на осуществление дополнительной образовательной деятельности – это Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», который используется как основа для разработки локальных нормативных актов по организации дополнительных образовательных услуг.

Первый локальный документ в ДОУ по дополнительному образованию – это «Положение об оказании платных образовательных услуг».


ДОГОВОР

ОБ ОКАЗАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

        Предоставление платных образовательных услуг в ДОУ возможно только с взаимного согласия исполнителя (дошкольного учреждения) и заказчика (родителей). Все платные услуги оказываются на основании договора, подписываемого сторонами. Детский сад может иметь свой образец договора, который не должен противоречить действующему законодательству. Единой формы для таких документов не предусмотрено.

Хотелось бы остановиться на Договоре об оказании дополнительных платных образовательных услуг. Договор составляется в двух экземплярах, в котором четко прописывается, что Исполнитель предоставляет, что Заказчик получает, обязательно указывается форма обучения - очная, срок обучения, форма проведения занятий – групповая или индивидуальная, обязанности Исполнителя и Заказчика, а также порядок оплаты.

        В договоре обязательно должны содержаться следующие сведения:

  • полное наименование исполнителя – организации – и все контактные данные (фактический и юридический адрес, телефон, веб-сайт, e-mail),

  • ФИО, паспортные и контактные данные заказчика,

  • реквизиты Устава ДОУ,

  • данные о лицензии ДОУ на осуществление образовательной деятельности,

  • ФИО воспитанника, который будет заниматься в платной группе, а также его место жительства,

  • полная стоимость платных услуг и порядок расчетов,

  • права и обязанности сторон, а также права, обязанности и ответственность воспитанника,

  • данные о программе, реализуемой на платной основе (форма обучения, продолжительность и время занятий, направленность, вид и др.),

  • данные о документе, выдаваемом воспитаннику по прохождении этой программы (если выдача такого документа предусмотрена),

  • сведения о порядке внесения изменений в договор и условиях его расторжения.

        Перед подписанием договора на платные услуги в ДОУ образовательная организация должна предоставить родителям всю необходимую информацию о развивающей программе и ее стоимости. Эти сведения также должны быть опубликованы на сайте ДОУ и на момент подписания договора не противоречить друг другу.

        С педагогом дополнительного образования заключается Договор гражданско-правового характера или Срочный договор на определенный срок.

        В 2018 году вышел Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, в котором четко прописаны его трудовые функции, требования к образованию, умениям, навыкам и т.д.

        Дополнительное образование очень важно для развития ребенка. Дети становятся гораздо мобильнее, дети становятся умнее, дети становятся раскованнее, дополнительное образование расширяет кругозор ребенка. Самое главное, дополнительное образование позволяет не только развивать интеллектуальные и познавательные качества ребенка, но и социально-личностные и эмоциональные качества: дети становятся более общительными, владеющие навыками самоорганизации и самоконтроля, коммуникативными навыками. Дополнительное образование дает возможность раскрыться каждому ребенку. Наша задача в дошкольном образовании – социализация ребенка в общество, которую и выполняет дополнительное образование.

        Созданная система в детском саду помогает дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных воспитателей. При этом решаются основные задачи по выявлению способных и талантливых детей, созданию максимально благоприятных условий для разностороннего развития детей, разработке и внедрению нового содержания образования, педагогических технологий, созданию условий дошкольникам для реализации их творческих способностей.

        Современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельность в соответствии с интересами и ожиданиями детей, родителей, общества в целом и государства.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования

Автор: Костромина Татьяна Борисовна

Дата: 06.06.2022

Номер свидетельства: 608940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ  К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»"
    ["seo_title"] => string(61) "variativnyie-formy-podgotovki-dietiei-k-obuchieniiu-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "248172"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446668929"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ   К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(63) "variativnyie-formy-podgotovki-dietiei-k-obuchieniiu-v-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "248174"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446669312"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "
    ["seo_title"] => string(80) "sotsial-naia-rieabilitatsiia-dietiei-s-ogranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "143372"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418530310"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства