kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы. Развитие познания у малышей раннего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Маленький человек появился на свет и эта кроха от рождения уже имеет мощную систему готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Однако педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственный опыт малыша – это основа познания окружающего мира.

Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому я считаю, что одним из основных факторов развития познания является предметно-развивающая среда.

Все игрушки, пособия, люди которые находятся рядом с малышами,  оказывают влияние на развитие их познания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы. Развитие познания у малышей раннего возраста. »


Опыт работы. Развитие познания у малышей

раннего возраста.

Сообщение на педсовете 28.03.2013г.

Орлова Н. А.

Маленький человек появился на свет и эта кроха от рождения уже имеет мощную систему готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Однако педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственный опыт малыша – это основа познания окружающего мира.

Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому я считаю, что одним из основных факторов развития познания является предметно-развивающая среда.

Все игрушки, пособия, люди которые находятся рядом с малышами, оказывают влияние на развитие их познания.

Говорят, что театр начинается с вешалки, а в нашей группе развитие познания малышей начинается с приемной.

Уже в приемной малышей встречают порхающие бабочки – картинки, дружная семья ежей – картинки, они расположены в порядке увеличения, цветочки, грибочки различные по цвету и размеру, сюжетные картинки. Шкафчики украшают предметные картинки: домашние и лесные животные. На окнах сюжетные картинки, которые отражают время года (зима). (Такие изображения я креплю на «липучках», что позволяет менять их в зависимости от времени года).

Различные сюжетные и предметные изображения располагаются по всей групповой комнате. Эти композиции помогают в усвоении сенсорных восприятий, а так же несут в себе большой эмоциональный заряд.

Малыши сталкиваются с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное восприятие – это основа познания окружающего мира.

Богатые возможности для развития сенсорного восприятия, и совершенствования ловкости рук, таят в себе народные игрушки, которые находятся в сенсорном уголке нашей группы: башенки, неваляшки, бочата, вкладыши, пирамидки, матрешки с тремя, четырьмя, пятью вкладышами, наборы кубов и шаров разной величины и цвета, дидактическое панно.

В этой же зоне собраны различные виды конструкторов и строительного материала, небольшие игрушки для обыгрывания построек и многое другое.

Учиться играя! По такому принципу я работаю с детьми раннего возраста. Играя, малыши приобретают умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают разнообразными навыками движениями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляю в игровой форме, увлекательной и доступной малышам.

Малыши играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Работу по сенсорному воспитанию организую по двум направлениям:

1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой и индивидуально. Цель данных занятий- развитие сенсорных способностей, т. е. представлений о величине, цвете, фактуре предметов.

2. Пробуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Воспитатель наблюдает за работой малышей, при необходимости оказывает помощь, хвалит.

Любимым местом малышей является так же игровая зона двигательных моделей. В этой зоне собраны технические игрушки: машины, самосвалы, грузовики (в них дети катают кукол, резиновые игрушки зверюшки, перевозят строительный материал)легковые автомобили, каталки, коляска. Здесь же находятся игрушки - каталки, на которых малыши могут кататься сами – собачки, лошадка, машина, петушок. Играя с этими игрушками, у малышей развивается познание, а так же эти игрушки дают возможность детям активно двигаться.

В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые приближают детей к окружающим предметам быта. Игровая мебель: кухня, кровать, гладильная доска, столик, кресла, шкафчики для посуды. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы посуды.

Я провожу игры – занятия с использованием игрушек «жилой комнаты». Цель этих занятий: расширять представление детей о назначении предметов, учить действиям с ними, переносу полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь.

Темы игр-занятий:

«Приготовим Кукле Кате суп»

«Оденем Куклу Катю на прогулку»

«Постираем кукле платье»

«Накроем на стол»

«Уложим малышку спать» и др.

На первом месте стоит прямое обучение – объяснение, показ игровых действий, напоминание, совместная деятельность с ребенком, включение воспитателя в игру малышей, образцов игровых действий и употребление предметов, для развертывания новых игровых целей, развития сюжета.

Очень интересна нашим малышам и горка. она служит малышам не только для развития двигательной активности, но и в равной степени для познания окружающего мира. Мы наблюдаем с этой горки на явления природы: дождь, снег, ветер, солнышко светит, солнышко спряталось за тучки и т. п., а так же за двигающими объектами: кошки, собаки, лошадка, люди, машины, птицы.

хочется особо отметить и художественно-речевой уголок. Он играет большую значимость, в развитии познания малышей раннего возраста. Очень много ярко иллюстрированных книг для раннего возраста. Обычно персонажи детских книг – животные и птицы, которых малыши уже наблюдали в жизни (кошка, собака, ворона, голубь). взрослый при рассматривании картинки с изображением кошки называет ее например, «киса» и гладит, сопровождая свои действия ласковыми словами. Затем те же действия предполагается совершить малышам. Малыши по очереди трогают картинку, а в это время им читают короткое стихотворение:

Смотрит кошка из кошка:

- Ну, погладь меня немножко!

(М. Д. Дружинина)

Интересны и познавательны малышам и другие игровые действия при течении: если на картинке изображен домик, то взрослый, приговаривая: «Ой, кто же в этом домике живет? Ксюшенька, ты не знаешь, чей это домик? Давайте постучим: тук-тук!», привлекает и побуждает малышей совершить аналогичное действие.

После игры взрослый читает дальше.

Варианты:

- изобразить страх: «Ой, волк! Боюсь, боюсь!»

- использовать жесты, например пальчиком: «Ну-ну-ну, лиса, не обижай зайчика!», «У дятла длинный нос. Он им стучит вот так!» (постучать пальцем).

При чтении стихотворения «свинки» К. Чуковского можно показать малышам, как стучат на пишущих машинках свинки; - мимически повторить изображение: «Посмотрите, как лягушка щеки надула: Вот так!», «Ой, зайка плачет: А-а-а!».

Главное – это нужно делать, как можно выразительнее, собственной увлеченностью привлекая малышей к повторению.

Увлекательны для малышей и познавательны стихи про транспорт. Например, в стихотворении в переводе Э. Мошковской при выразительном прочтении передается образ мощной машины:

Стоит он, стоит он,

Вздыхает он тяжко,

И плотная взмокла

От пара рубашка,

И паром он пышет,

И жаром он дышит,

Идет кочегар

И как будто не слышит,

Не слышит, не слышит,

Как тяжко он дышит!...

Процесс чтения в группе регулярный, по нескольку раз в день. Через художественное слово малыши впитывают богатство родного языка, а также знакомятся с окружающим миром.

Играя с детьми, знакомя их с новыми предметами, обучая их различным действиям, не поднимайте общение безликим руководством, манипулированием. Всегда помните о том, что в основе общения должна лежать личностная адресованность взрослого к ребенку. Это важно не только для непосредственных контактов с малышами, но и для развития его познавательной деятельности. Приведу примеры из своей работы:

1. Детям давала игрушки, а сама занимала позицию наблюдателя, никак не реагируя на действия малышей.

2. Сама играла на глазах у малышей, однако мои действия не адресовались малышам, я играла как бы сама с собой.

3. Организовала «обращенный» показ, т. е. разыграла перед малышами представление, адресуя им свои действия, называя их по имени, улыбаясь им, вовлекая в игру.

Во всех трех ситуациях, так или иначе, малыши действовали с предметами. Однако в первом случае эти действия были однообразны и примитивны. Малыши быстро теряли интерес к игрушкам, начинали смотреть по сторонам.

Во втором случае они были более активны, но их действия с предметами носили характер скорее беспорядочного возбуждения: они однократно повторяли одни и те, же манипуляции, в целом их энергия оставалась малопродуктивной. В третьем случае дети с удовольствием наблюдали за действиями взрослого, подражали им, постепенно присоединялись к игре, продолжали начатую игру после того, как я оставляла их одних.

Итак, делаем вывод: взрослый нужен малышам как доброжелательный партнер, соучастник в предметной деятельности, как «эксперт» их познавательных умений.

Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей и в первую очередь родителей и близких родственников. Именно от их внимательного отношения к познавательному развитию малыша зависит конечный результат. Невнимание и неумение (недостаточно знаний) семьи, дать определенное знание, может значительно ослабить положительные тенденции. Особенно это касается накопления сенсорного опыта (в раннем возрасте) и развития кругозора и познавательных интересов (в дошкольном возрасте).

В этом направлении предлагаю провести следующие мероприятия с родителями:

1. Опрос (Анкетирование) родителей с целью дальнейшего оказания психолого-педагогической помощи родителям в организации познавательной деятельности ребенка на данном возрастном этапе.

2. Родительское собрание

Тема: «Познавательное развитие малышей раннего возраста (от 1 до 2 лет)»

- помочь родителям овладеть знаниями о психологических особенностях развития ребенка раннего возраста и учитывать их в общении для развития познания.

3. Создание развивающей среды с помощью родителей – привлекать родителей создавать условия для полноценного и своевременного развития ребенка в ясельном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии познавательных умений.

4. Информация в родительский уголок

- Знакомство с окружающим миром: природой и обществом.

- Сенсорное развитие.

- Оказание теоретической, практической помощи родителям в установлении контакта с малышом, развитие познавательных умений.

5. Пропагандировать лучший опыт работы родителей по познавательному развитию малышей раннего возраста в кругу семьи (информация в родительский уголок).

- Обмен опытом.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Опыт работы. Развитие познания у малышей раннего возраста.

Автор: Орлова Надежда Анатольевна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО  ВОЗРАСТА» "
    ["seo_title"] => string(125) "konsul-tatsiia-dlia-piedagogov-rol-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-dlia-poznavatiel-nogo-razvitiia-dietiei-ranniego-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "115706"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412090662"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Опыт работы по теме: «Восприятие классической музыки как средство  развития музыкальных способностей детей 4-7 лет» "
    ["seo_title"] => string(124) "opyt-raboty-po-tiemie-vospriiatiie-klassichieskoi-muzyki-kak-sriedstvo-razvitiia-muzykal-nykh-sposobnostiei-dietiei-4-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "167473"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423083312"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "План по самообразованию педагога. Тема: Формирование представлений о животном мире у детей младшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_po_samoobrazovaniiu_pedagoga_tema_formirovanie_predstavlenii_o_zhivotnom_mi"
    ["file_id"] => string(6) "506869"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1555051038"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Особенности сенсорного развития"
    ["seo_title"] => string(32) "osobennosti_sensornogo_razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "500843"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1550748981"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Консультация для родителей по инновационной деятельности на тему: «Размер, цвет, форму узнаём и умнеем с каждым днём»"
    ["seo_title"] => string(130) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_na_tiemu_razmier_tsviet_formu_uznaiom_i_umnieiem_s_kazhdym_dniom"
    ["file_id"] => string(6) "347385"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1475580015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства