Опыт работы. Развитие познания у малышей раннего возраста.
Опыт работы. Развитие познания у малышей раннего возраста.
Маленький человек появился на свет и эта кроха от рождения уже имеет мощную систему готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.
Однако педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственный опыт малыша – это основа познания окружающего мира.
Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому я считаю, что одним из основных факторов развития познания является предметно-развивающая среда.
Все игрушки, пособия, люди которые находятся рядом с малышами, оказывают влияние на развитие их познания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы. Развитие познания у малышей раннего возраста. »
Опыт работы. Развитие познания у малышей
раннего возраста.
Сообщение на педсовете 28.03.2013г.
Орлова Н. А.
Маленький человек появился на свет и эта кроха от рождения уже имеет мощную систему готовую к восприятию окружающего мира. Он способен видеть, слышать, чувствовать. В раннем возрасте вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.
Однако педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственный опыт малыша – это основа познания окружающего мира.
Маленький ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Поэтому я считаю, что одним из основных факторов развития познания является предметно-развивающая среда.
Все игрушки, пособия, люди которые находятся рядом с малышами, оказывают влияние на развитие их познания.
Говорят, что театр начинается с вешалки, а в нашей группе развитие познания малышей начинается с приемной.
Уже в приемной малышей встречают порхающие бабочки – картинки, дружная семья ежей – картинки, они расположены в порядке увеличения, цветочки, грибочки различные по цвету и размеру, сюжетные картинки. Шкафчики украшают предметные картинки: домашние и лесные животные. На окнах сюжетные картинки, которые отражают время года (зима). (Такие изображения я креплю на «липучках», что позволяет менять их в зависимости от времени года).
Различные сюжетные и предметные изображения располагаются по всей групповой комнате. Эти композиции помогают в усвоении сенсорных восприятий, а так же несут в себе большой эмоциональный заряд.
Малыши сталкиваются с огромным разнообразием красок, форм и других свойств предметов, поэтому сенсорное восприятие – это основа познания окружающего мира.
Богатые возможности для развития сенсорного восприятия, и совершенствования ловкости рук, таят в себе народные игрушки, которые находятся в сенсорном уголке нашей группы: башенки, неваляшки, бочата, вкладыши, пирамидки, матрешки с тремя, четырьмя, пятью вкладышами, наборы кубов и шаров разной величины и цвета, дидактическое панно.
В этой же зоне собраны различные виды конструкторов и строительного материала, небольшие игрушки для обыгрывания построек и многое другое.
Учиться играя! По такому принципу я работаю с детьми раннего возраста. Играя, малыши приобретают умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевают разнообразными навыками движениями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляю в игровой форме, увлекательной и доступной малышам.
Малыши играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Работу по сенсорному воспитанию организую по двум направлениям:
1. Проведение игр-занятий с небольшой подгруппой и индивидуально. Цель данных занятий- развитие сенсорных способностей, т. е. представлений о величине, цвете, фактуре предметов.
2. Пробуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом. Воспитатель наблюдает за работой малышей, при необходимости оказывает помощь, хвалит.
Любимым местом малышей является так же игровая зона двигательных моделей. В этой зоне собраны технические игрушки: машины, самосвалы, грузовики (в них дети катают кукол, резиновые игрушки зверюшки, перевозят строительный материал)легковые автомобили, каталки, коляска. Здесь же находятся игрушки - каталки, на которых малыши могут кататься сами – собачки, лошадка, машина, петушок. Играя с этими игрушками, у малышей развивается познание, а так же эти игрушки дают возможность детям активно двигаться.
В игровой «жилой комнате» собраны игрушки и предметы, которые приближают детей к окружающим предметам быта. Игровая мебель: кухня, кровать, гладильная доска, столик, кресла, шкафчики для посуды. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, спальные принадлежности, наборы посуды.
Я провожу игры – занятия с использованием игрушек «жилой комнаты». Цель этих занятий: расширять представление детей о назначении предметов, учить действиям с ними, переносу полученных знаний и навыков в самостоятельные игры и повседневную жизнь.
Темы игр-занятий:
«Приготовим Кукле Кате суп»
«Оденем Куклу Катю на прогулку»
«Постираем кукле платье»
«Накроем на стол»
«Уложим малышку спать» и др.
На первом месте стоит прямое обучение – объяснение, показ игровых действий, напоминание, совместная деятельность с ребенком, включение воспитателя в игру малышей, образцов игровых действий и употребление предметов, для развертывания новых игровых целей, развития сюжета.
Очень интересна нашим малышам и горка. она служит малышам не только для развития двигательной активности, но и в равной степени для познания окружающего мира. Мы наблюдаем с этой горки на явления природы: дождь, снег, ветер, солнышко светит, солнышко спряталось за тучки и т. п., а так же за двигающими объектами: кошки, собаки, лошадка, люди, машины, птицы.
хочется особо отметить и художественно-речевой уголок. Он играет большую значимость, в развитии познания малышей раннего возраста. Очень много ярко иллюстрированных книг для раннего возраста. Обычно персонажи детских книг – животные и птицы, которых малыши уже наблюдали в жизни (кошка, собака, ворона, голубь). взрослый при рассматривании картинки с изображением кошки называет ее например, «киса» и гладит, сопровождая свои действия ласковыми словами. Затем те же действия предполагается совершить малышам. Малыши по очереди трогают картинку, а в это время им читают короткое стихотворение:
Смотрит кошка из кошка:
- Ну, погладь меня немножко!
(М. Д. Дружинина)
Интересны и познавательны малышам и другие игровые действия при течении: если на картинке изображен домик, то взрослый, приговаривая: «Ой, кто же в этом домике живет? Ксюшенька, ты не знаешь, чей это домик? Давайте постучим: тук-тук!», привлекает и побуждает малышей совершить аналогичное действие.
После игры взрослый читает дальше.
Варианты:
- изобразить страх: «Ой, волк! Боюсь, боюсь!»
- использовать жесты, например пальчиком: «Ну-ну-ну, лиса, не обижай зайчика!», «У дятла длинный нос. Он им стучит вот так!» (постучать пальцем).
При чтении стихотворения «свинки» К. Чуковского можно показать малышам, как стучат на пишущих машинках свинки; - мимически повторить изображение: «Посмотрите, как лягушка щеки надула: Вот так!», «Ой, зайка плачет: А-а-а!».
Главное – это нужно делать, как можно выразительнее, собственной увлеченностью привлекая малышей к повторению.
Увлекательны для малышей и познавательны стихи про транспорт. Например, в стихотворении в переводе Э. Мошковской при выразительном прочтении передается образ мощной машины:
Стоит он, стоит он,
Вздыхает он тяжко,
И плотная взмокла
От пара рубашка,
И паром он пышет,
И жаром он дышит,
Идет кочегар
И как будто не слышит,
Не слышит, не слышит,
Как тяжко он дышит!...
Процесс чтения в группе регулярный, по нескольку раз в день. Через художественное слово малыши впитывают богатство родного языка, а также знакомятся с окружающим миром.
Играя с детьми, знакомя их с новыми предметами, обучая их различным действиям, не поднимайте общение безликим руководством, манипулированием. Всегда помните о том, что в основе общения должна лежать личностная адресованность взрослого к ребенку. Это важно не только для непосредственных контактов с малышами, но и для развития его познавательной деятельности. Приведу примеры из своей работы:
1. Детям давала игрушки, а сама занимала позицию наблюдателя, никак не реагируя на действия малышей.
2. Сама играла на глазах у малышей, однако мои действия не адресовались малышам, я играла как бы сама с собой.
3. Организовала «обращенный» показ, т. е. разыграла перед малышами представление, адресуя им свои действия, называя их по имени, улыбаясь им, вовлекая в игру.
Во всех трех ситуациях, так или иначе, малыши действовали с предметами. Однако в первом случае эти действия были однообразны и примитивны. Малыши быстро теряли интерес к игрушкам, начинали смотреть по сторонам.
Во втором случае они были более активны, но их действия с предметами носили характер скорее беспорядочного возбуждения: они однократно повторяли одни и те, же манипуляции, в целом их энергия оставалась малопродуктивной. В третьем случае дети с удовольствием наблюдали за действиями взрослого, подражали им, постепенно присоединялись к игре, продолжали начатую игру после того, как я оставляла их одних.
Итак, делаем вывод: взрослый нужен малышам как доброжелательный партнер, соучастник в предметной деятельности, как «эксперт» их познавательных умений.
Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей и в первую очередь родителей и близких родственников. Именно от их внимательного отношения к познавательному развитию малыша зависит конечный результат. Невнимание и неумение (недостаточно знаний) семьи, дать определенное знание, может значительно ослабить положительные тенденции. Особенно это касается накопления сенсорного опыта (в раннем возрасте) и развития кругозора и познавательных интересов (в дошкольном возрасте).
В этом направлении предлагаю провести следующие мероприятия с родителями:
1. Опрос (Анкетирование) родителей с целью дальнейшего оказания психолого-педагогической помощи родителям в организации познавательной деятельности ребенка на данном возрастном этапе.
2. Родительское собрание
Тема: «Познавательное развитие малышей раннего возраста (от 1 до 2 лет)»
- помочь родителям овладеть знаниями о психологических особенностях развития ребенка раннего возраста и учитывать их в общении для развития познания.
3. Создание развивающей среды с помощью родителей – привлекать родителей создавать условия для полноценного и своевременного развития ребенка в ясельном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии познавательных умений.
4. Информация в родительский уголок
- Знакомство с окружающим миром: природой и обществом.
- Сенсорное развитие.
- Оказание теоретической, практической помощи родителям в установлении контакта с малышом, развитие познавательных умений.
5. Пропагандировать лучший опыт работы родителей по познавательному развитию малышей раннего возраста в кругу семьи (информация в родительский уголок).