Просмотр содержимого документа
«Опыт работы на тему "Взаимодействие ДОУ и семьи как условие повышения профессиональной компетентности педагогов"»
Взаимодействия ДОУ и семьи как условие повышения профессиональной компетентности педагогов
В Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» говорится следующее: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте».
В настоящее время существует проблема занятости родителей: одни родители заняты решением проблем экономического выживания, у других не хватает времени и сил на воспитание ребенка, а кто-то не занимается воспитанием, чтобы не вступать с ребенком в конфликтные ситуации. Родители порой осуществляют воспитание интуитивно, вслепую, не владея в достаточной мере знанием возрастных, индивидуальных особенностей развития ребенка. Отсюда уровень педагогической культуры, психолого-педагогической компетентности основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности.
Проблема повышения педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей всегда волновала выдающихся педагогов таких как: Л.Е. Выготского, Я. Каменского, К. Ушинского, Д. Локка, В.Н. Дружинина, Н.М. Давыдова и других.
Это говорит о том, что проблемы семьи, семейного воспитания по-прежнему являются актуальными для отечественной педагогики. Что свидетельствует о необходимости не только совершенствовать семейное воспитание, но и повышать педагогическую культуру родителей.
Возникает вопрос: как повышать педагогическую культуру родителей? Кто должен этим заниматься?
По мнению родителей, основная роль возложена на образовательное учреждение. Следовательно, работники дошкольного образования должны переосмыслить подходы, формы, технологии работы с родителями, использование педагогического потенциала в планомерной и целенаправленной работе с родителями по формированию педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей.
Для повышения уровня педагогической подготовленности необходимо вовлекать родителей воспитанников в более оригинальные и активные формы сотрудничества.
МАДОУ №82 г. Томска является базовой площадкой РЦРО по отработке моделей введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Одной из форм сотрудничества с родителями стала проблемно-творческая группа «Родительский университет». В неё входят 16 педагогов: воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагоги дополнительного образования. Создание этой группы позволило установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей, вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей.
Предлагаю вашему вниманию проект «Родительский университет» как инструмент взаимодействия ДОУ и семьи».
Цель проекта: повысить педагогическую культуру родителей, их психолого-педагогическую компетентность в семейном воспитании.
Задачи проекта:
1.Осмыслить цель и задачи работы в проблемно-творческой группе по формированию профессиональной готовности к реализации ФГОС ДО;
2.Разработать нормативно-правовые документы ПТГ «Родительский университет» как инструмент взаимодействия ДОУ и семьи;
3.Изучить потребности родителей во взаимодействии ДОУ и семьи;
4.Разработать проект «Родительский университет» как инструмент взаимодействия ДОУ и семьи;
5.Повысить педагогическую культуру и компетентность родителей;
6.Обобщить опыт педагогов на семинарах, конференциях различных уровней.
Реализация проекта проходила в три этапа. На первом этапе педагоги сформулировали цели и задачи работы в проблемно-творческой группе «Родительский университет», изучили методическую литературу по данному направлению. Членами ПТГ было разработано Положение о родительском университете.
На следующем этапе для изучения потребностей родителей было проведено анкетирование.
Проанализировав анкеты, мы узнали, какие вопросы волнуют родителей, какие мероприятия в детском саду они хотели бы посетить, какие мероприятия смогли бы организовать сами, каким опытом могли бы поделиться.
Из анкет мы узнали, что многим родителям не хватает времени на игры с ребенком, на занятия творчеством. Тогда у нас возникла идея провести мастер-класс для родителей и их детей. К тому же, некоторые родители, высказали желание поделиться своим опытом как с педагогами ДОУ, проводя мастер-классы для детей в группах, так и с родителями. Поэтому мастер-классы проводили не педагоги ДОУ, а родители.
За время проекта родителями были проведены мастер-классы по следующим темам: «Новогодняя открытка», «Правополушарное рисование», «Волшебные штучки, к которым тянутся ручки», «Игрушка своими руками» и др. Мастер-классы проводились как в утренние часы, так и в вечернее время. Все желающие могли поучаствовать.
В процессе проведения мастер-классов родители не только учились изготавливать поделки, игрушки, рисовать, но и знакомились с особенностями детей определенного возраста, их потребностями, возможностями.
Также в анкетах родители отмечали трудности, возникающие в отношениях с детьми, их воспитании. Поэтому следующим шагом стало проведение тренинга для родителей «Учимся понимать друг друга». Тренинг проходил в форме семейной игры «Это мой ребенок?!». По отзывам родителей, участие в тренинге способствовало достижению взаимопонимания в семье, помогло родителям лучше понимать действия и поступки своего ребенка.
Современные гаджеты стали играть огромную роль в нашей жизни. Родители стали меньше общаться с детьми, у детей отмечается бедный словарный запас. Поэтому пора и родителям задуматься о месте гаджетов в их семье. В декабре планируется провести ролевую игру «Дети в интернете: все «за» и «против». В марте планируется практикум «Современные гаджеты против семейных игр». Педагоги предоставят родителям разную по содержанию информацию по теме, предполагающую горячее обсуждение, предложат родителям вспомнить о старых, добрых семейных играх («Твистер», «Крокодил», «Эрудит», «Падающая башня» и др.)
На заключительном этапе реализации проекта педагоги-участники
проблемно-творческой группы «Родительский университет» представили
на III региональной научно-практической конференции для руководителей и педагогических работников «Активизация образовательного потенциала ДОУ и семьи на основе межсекторного пространства» в апреле 2014 года; на IV региональной научно-практической конференции «Формирование субъективной позиции ДОУ и семьи в открытом образовательном пространстве на основе межсекторного пространства» в апреле 2015 г.
В результате реализации проекта разработан информационный и консультативный материала для родителей в виде буклетов, методические рекомендации для проведения мероприятий с родителями. Опыт работы ПТГ с методическими материалами по организации родительского университета в ДОУ представлен на дисках, которыми могут воспользоваться педагоги ДОУ г.Томска и Томской области.
Используемая литература:
1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Федеральный закон. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».