Просмотр содержимого документа
«Оптимизация процесса воспитания в ДОУ при использовании средств компьютерных технологий»
3
Оптимизация процесса воспитания в ДОУ при использовании средств компьютерных технологий
Григоревская Я. В.
Блинская Е.М.
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №46
Первое десятилетие ХХI века характеризуется беспрецедентными темпами развития информационного пространства посредством внедрения компьютерных технологий в любую сферу деятельности человека, в том числе и образование. На сегодняшний день информатизация определяется учеными-педагогами как глобальная реорганизация образовательной среды, обусловленная внедрением в учебный процесс новых информационно-коммуникационных технологий и обеспечивающая систематизацию и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Стремительный процесс информатизации образовательного пространства определил эффективные направления в совершенствовании системы дошкольного воспитания, находящейся в условиях перехода на образовательный стандарт нового поколения. Применение информационных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой учебно-воспитательной системы. Необходимо учитывать, что в первую очередь интерес представляют педагогические, методические и организационные проблемы применения новых информационных технологий при работе с детьми.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит целью обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения. В соответствии с целью одной из основных задач является обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников. Основная образовательная программа дошкольного образования должна проектироваться как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и должна определять объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования, а также организационно-педагогические условия образовательного процесса. Содержание вновь разрабатываемой программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое художественно-эстетическое и физическое направления развития детей [5].
В соответствии с новыми требованиями реализация различных программ, используемых в образовательном процессе должна проходить в насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной развивающей предметно-пространственной среде. Такая специфическая учебно-познавательная среда непосредственно при работе с детьми в группе может быть создана при наличии средств компьютерных технологий обучения.
Анализ научных исследований посвящённых дидактическим и психолого-педагогическим аспектам применения информационных технологий на занятиях с детьми в рамках дошкольных образовательных учреждений подтвердил, что данная проблема носит актуальный характер.
На протяжении многих лет педагоги приводят свои точки зрения о проблеме внедрения компьютерных технологий в систему дошкольного образования. Достаточно остро обсуждаются вопросы: сколько по времени, ребёнок должен находиться за компьютером; какое влияние оказывают компьютерные игры, используемые в образовательном процессе, на психическое и физическое здоровье воспитанника и коммуникативные отношения с другими детьми.
Педагоги Г.А. Репина, Л.А. Парамонова рассматривают применение компьютерных технологий при обучении детей в ДОУ как один из основных факторов сохранения психического здоровья детей, обеспечивающих решение многих педагогических задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению; обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование мотивации к обучению; развитие познавательной активности и самостоятельности; формирование соответствующих возрасту интеллектуальных умений.
Основываясь на исследованиях зарубежных и отечественных ученых, таких как С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова можно сделать вывод о целесообразности применения информационных технологий в развитии познавательных способностей воспитанников старшей группы. В данных работах доказывается развивающая роль компьютерно-игровых комплексов в дошкольном учреждении на занятиях с детьми, начиная с пяти лет [2,4].
Педагог Кудрявцева Н.В. считает, что периодическое использование средств компьютерных технологий и главное дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Дети, знакомые с развивающими играми, предпочитают их «стрелялкам» и «бродилкам». Коллективное участие в игре помогает избежать данной зависимости, помогает наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером [4].
Необходимо отметить, что одной из основных целей использования компьютерных технологий является приобщение детей к современной информационной культуре. Используемые технические средства обучения «в руках» педагога и методические особенности их применения в игровой форме призваны стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении системы новых знаний. На сегодняшний день создан целый ряд программных продуктов ввиде развивающих и обучающих игр, которые активно используются педагогами-дошкольниками на занятиях с воспитанниками различных групп. Однако большая часть разработанных игровых комплексов хоть и способствует активации учебно-воспитательного процесса, но не рассчитаны в полной мере на реализацию задач образовательной программы, поэтому должны рассматриваться как средство обучения и использоваться в сочетании с другими педагогическими приёмами работы.
Необходимость использования информационных технологий обучения при работе с детьми в дошкольном образовательном учреждении не может вызывать сомнений. Применение вариативных и разнообразных по содержанию инновационных педагогических методик при использовании средств компьютерных технологий будет способствовать познавательной мотивации воспитанников и повышению качественных показателей образовательного процесса в целом.
Литература:
Азамова М. Н. Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Азамова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 385-387.
Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
Кудрявцева Н.В. Использование ИКТ в условиях ДОУ в соответствии с требованиями ФГТ. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/02/01/ispolzovanie-ikt-v-usloviyakh-dou-v-sootvetstvii-s
Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г, № 11
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: [http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf].