Хозяюшка щёлкает включателем, а свет не загорается. Звучит голос из темноты: « Включусь тогда, когда соберёте всех моих родственников за одним столом. Путь она вам укажет:
Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге. И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать. На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа. (Тень) ».
После отгадывания загадки, включается лампа настольная, свет падает на детей так, чтобы их тень указывала на музыкальный зал. Все перемещаются в зал и ищут предметы.
Воспитатель: Как вы думаете электрическая лампочка существовала всегда?
Дети: Ответы
Хозяюшка: Электричество придумали не так давно, раньше его не было. О каких родственниках говорила лампочка? А вот и подсказка:
Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит
Он от злости ест дрова, Целый час, а, может два, Ты его рукой не тронь, Искусает всю ладонь.
Дети: Огонь.
Хозяюшка: Ребята, значит нужно искать огонь.
Дети находят макет костра.
Хозяюшка: Совсем давно люди использовали в виде источника света костер, который постоянно поддерживался. Он также служил и как источник тепла и использовался для приготовления пищи. За ним постоянно следили не давали потухнуть, ведь не было спичек чтобы снова зажечь его. А ещё с костром играли...(русские народные игры)
Ставим макет костра.У костра ещё подсказка: карточка с изображением костра, а с обратной стороны следующее задание:
Чтобы получить следующую карточку, нужно поиграть в игру «Темная комната».
Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы в затемненном помещении; стимулировать развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.
Игровые действия: узнать предмет на ощупь и назвать его.
Хозяюшка: Иногда случается авария на электростанции, обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, найти свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всем доме? Что вы чувствовали? что делает человек в таком случае?
Дети: Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руку перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, и не пораниться. Хочется поскорее включить свет.
Хозяюшка: Представьте, что вы оказались в темной комнате. Вот эта коробка для ваших рук – большая темная комната. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получает карточку, на которой изображен один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «темной комнате».
Дети находят свои предметы, воспитатель открывает коробку для проверки, а там карточка с лучиной.
Хозяюшка: Позже в домах в темное время суток освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового полена. Лучина – это длинная, тонкая деревянная палочка (демонстрация лучины, показать, как большим ножом нарезали лучины).
Лучину ставили в специальный металлический держатель, а под него емкость с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол. Дома раньше были деревянными: упадет такой уголек на пол – и дом может загореться. Горит палочка, светит, а угольки в воду падают.
Хозяюшка: На долго ли хватало лучины?
Дети: Света от лучинок было немного – примерно столько же, как от обычной спички.
Хозяюшка: Удобно ли это было людям?
Дети: Нет, не удобно. Хозяюшка переворачивает картинку с лучиной, а там задание:
«Что люди придумали потом, вы должны найти в том направлении, которое укажут вам мои угольки». Лежит шахматная доска, стеклянные камешки жёлтого, красного, оранжевого и голубого цвета по количеству детей. Каждому ребёнку выдаётся карточка с координатами, куда он должен положить свой камешек. В итоге получается стрелка, указывающая место нахождения свечи.
Хозяюшка: Да, лучины были не очень удобными, и люди придумали свечу.
Появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам.( Рассматривают свечу все дети)
Хозяюшка: А это что?, (воспитатель показывает фитиль)
Хозяюшка: Это фитиль. Он нужен для того, чтобы зажечь пламя свечи (зажигает свечу)
Хозяюшка: Много ли света дает свеча?
Дети: Нет
Хозяюшка: А что еще мы чувствуем от свечи? (проводит руками около свечи)
Дети: Тепло.
Воспитатель: (Проводит опыт со свечёй: подставить под пламя стекло или блюдце, увидеть копать и сделать вывод с детьми).
Сейчас свечи зажигают на новогодних ёлках, на праздниках. А сто, двести лет назад во дворцах, на улицах, в домах, театрах горели свечи. Когда в комнате горело много свечей, становилось жарко и душно.
Хозяюшка переворачивает картинку и читает задание:
Загадки про нефть
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Ответ: Нефть
Камни, почву раздробил
Специальный бур -
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин.
Хозяюшка: Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые уголь и нефть. Тогда появились… керосиновые лампы. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показать керосин в бутылке) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю вам заглянуть в волшебную баночку (воспитатель проходит около детей с банкой, в которой находится смоченный в керосине тампон. Дети определяют запах). Вот так пахнет керосин. Здесь много коробок. Они закрыты. В одной из них находится керосиновая лампа. Нужно не трогая руками найти по запаху лампу.
Находят. Хозяюшка достаёт. Рассматривает вместе с детьми.
Хозяюшка: Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. Любая керосиновая лампа состоит из:
металлической ёмкости для керосина;
горелки (сделана так, чтобы воздух подходил снизу);
стекла, защищающего пламя и создающего тягу (стеклянный цилиндр делают с расширением в той части, где горит фитиль, так как на малом расстоянии от пламени стекло перегревалось и лопалось)
регулятора светимости (высота фитиля позволяет регулировать яркость лампы. Неровные излишки фитиля необходимо периодически подрезать ножницами, чтобы не коптила)
Хозяюшка: А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа. (Включает лампу и объясняет принцип ее действия): керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, его мы сейчас поджигаем, вставляем ламповое стекло и можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина..
Хозяюшка: А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло?
Предполагаемые ответы детей (для защиты пламени от ветра)
За стеклянной колбой пламя становилось безопасно.
Хозяюшка: Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча?
Дети. Ответы
Хозяюшка: Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же?
Дети. Предполагаемые ответы детей (заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место)
Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.
Керосиновые лампы сейчас используются там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами.
Хозяюшка: В домах светло, а на улице темным-темно. Вот и придумали люди уличные фонари. По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек зажигал каждый фонарь, взбираясь по лесенке. Это было неудобно. (Слайд с фонарями). Следующее задание: «Найдёте подсказку в вазе. Руками не брать. Догадайтесь как достать. Переворачивать вазу нельзя, всё, что рядом – используйте».
В вазе капсула от киндер –сюрприза. В ней маленькая лампочка. Рядом с вазой кувшин с водой. Нужно воду налить в вазу, капсула всплывает, её сдуть, открыть.
Отгадайте загадку – «огонек в стекле запаян, как зажёг его хозяин» Дети: лампочка
Хозяюшка: Конечно, это электрическая лампочка. Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. А придумал её русский инженер Александр Лодыгин. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете?
Дети: Люстры, бра, настольные лампы, торшеры.
Хозяюшка: Электрическая лампочка очень удобная, как Вы думаете, почему? Дети: Да, ярко светит, щёлк – засветилась, щёлк – погасла. Ни запаха, ни дыма.
Словесная игра «История лампочки»
Цель: закреплять представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.
Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей, составить цепочку и рассказать о предмете.
Материал: картинки для игры «История лампочки».
Ход игры
Хозяюшка: Чем освещалось человеческое жилье до появления электрического света? Вспомните какие предметы мы находили с вами и разместите их на доске по порядку. Расскажите о них.
Примерные рассказы детей:
Совсем давно люди использовали в виде источника света костер, который постоянно поддерживался. Он также служил и как источник тепла и использовался для приготовления пищи. За ним постоянно следили не давали потухнуть, ведь не было спичек чтобы снова зажечь его.
Позже в домах в темное время суток освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового полена. Лучина – это длинная, тонкая деревянная палочка . Лучину ставили в специальный металлический держатель, а под него емкость с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол.
Лучины были не очень удобными, и люди придумали свечу.
Появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам. Когда в комнате горело много свечей, становилось жарко и душно.
Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились… керосиновые лампы и газовые фонари. Но свет был тусклый, копоть.
Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Теперь в наших домах много разных красивых светильников Это: люстры, бра, настольные лампы, торшеры.
Электрическая лампочка очень удобная. Она ярко светит, щёлк – засветилась, щёлк – погасла. Ни запаха, ни дыма.
Хозяюшка: художники керосиновую лампу очень часто изображали в своих картинах. Давайте с вами составим натюрморт. Составление натюрмортов
Хозяюшка: Ребята, давайте вернёмся с вами в кабинет, откуда мы начинали путешествие и зажжём лампочку.
Возвращаемся, зажигаем лампочку.
Хозяюшка: Я вам дарю в подарок краски и папки для рисования. А вы в группе нарисуете натюрморты с керосиновой лампой и сделаете поделки на основе электрической лампочки.
Мастеркласс в группе: акриловые краски и ткань на основе электрической лампочки. Подарок для родителей на Новый 2024 год.
Варианты:
папье - маше, папье - маше масса, гуашь, лак на основе электрической лампочки. Дети создают игрушку к театру каждый свою. А в итоге получается хороший настольный театр