kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Огонёк керосиновой лампы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить со старинными предметами на примере керосиновой лампы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Огонёк керосиновой лампы"»



Квест – игра «Огонёк керосиновой лампы»


Цель: познакомить со старинными предметами быта на примере керосиновой лампы.

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о том, чем люди освещали свое жилье в разные времена.

  • Развивать интерес к прошлому предметов, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас.

  • Воспитывать положительное отношение к старшему поколению


Оборудование: Свеча, тонкая деревянная щепочка, настольная лампа, керосиновая лампа, дидактическая игра «История лампочки» (приложение № 1) , карточки с заданиями, ваза, кувшин, вода, капсула от киндер – сюрприза, лампочки (заранее оклеенные в технике папье – маше), краски, кисти, колпачки для лампочек связанные родителями.

Словарная работа: лучина, свеча, фитиль, печь, керосиновая лампа, фонарь, электрическая лампочка, светильники, люстры.

Ход занятия:

Дети входят в мини – музей в полной темноте.

Хозяюшка: Ой, ребята, я с вами хотела сегодня помастерить игрушки, а я что-то ничего не вижу. А вы видите?

Дети: Нет.

Хозяюшка: Почему?

Дети: Потому что темно.

Хозяюшка: Ой, а что же случилось?

Дети: Света нет

Хозяюшка: Как же быть?

Дети: Включить свет.

Хозяюшка: Можно ли играть, читать в темноте?

Дети: Нет, ничего не видно, это опасно.

Хозяюшка: А что же делать вечером, когда стемнеет? Как сделать так, чтобы стало светло в темноте?

Дети: Включить свет, зажечь электрическую лампочку.

Хозяюшка щёлкает включателем, а свет не загорается. Звучит голос из темноты: « Включусь тогда, когда соберёте всех моих родственников за одним столом. Путь она вам укажет:

Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа, будто я шагаю лежа. (Тень) ».




После отгадывания загадки, включается лампа настольная, свет падает на детей так, чтобы их тень указывала на музыкальный зал. Все перемещаются в зал и ищут предметы.

Воспитатель: Как вы думаете электрическая лампочка существовала всегда?

Дети: Ответы

Хозяюшка: Электричество придумали не так давно, раньше его не было. О каких родственниках говорила лампочка? А вот и подсказка:

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит

Он от злости ест дрова,
Целый час, а, может два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.

Дети: Огонь.

Хозяюшка: Ребята, значит нужно искать огонь.

Дети находят макет костра.


Хозяюшка: Совсем давно люди использовали в виде источника света костер, который постоянно поддерживался. Он также служил и как источник тепла и использовался для приготовления пищи. За ним постоянно следили не давали потухнуть, ведь не было спичек чтобы снова зажечь его. А ещё с костром играли...(русские народные игры)

Ставим макет костра. У костра ещё подсказка: карточка с изображением костра, а с обратной стороны следующее задание:

Чтобы получить следующую карточку, нужно поиграть в игру «Темная комната».

Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы в затемненном помещении; стимулировать развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать умение  соотносить схематичное изображение с предметом.

Игровые действия: узнать предмет на ощупь и назвать его.

Хозяюшка:  Иногда случается авария на электростанции, обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, найти свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всем доме?  Что  вы чувствовали? что делает человек в таком случае?

Дети: Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руку перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, и не пораниться. Хочется поскорее включить свет.

Хозяюшка: Представьте, что вы оказались в темной комнате. Вот эта коробка для ваших рук – большая темная комната. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получает карточку, на которой изображен один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «темной комнате».

Дети находят свои предметы, воспитатель открывает коробку для проверки, а там карточка с лучиной.




Хозяюшка: Позже в домах в темное время суток освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового полена. Лучина – это длинная, тонкая деревянная палочка (демонстрация лучины, показать, как большим ножом нарезали лучины).

Лучину ставили в специальный металлический держатель, а под него емкость с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол. Дома раньше были деревянными: упадет такой уголек на пол – и дом может загореться. Горит палочка, светит, а угольки в воду падают.

Хозяюшка: На долго ли хватало лучины?

Дети: Света от лучинок было немного – примерно столько же, как от обычной спички.

Хозяюшка: Удобно ли это было людям?

Дети: Нет, не удобно. Хозяюшка переворачивает картинку с лучиной, а там задание:

«Что люди придумали потом, вы должны найти в том направлении, которое укажут вам мои угольки». Лежит шахматная доска, стеклянные камешки жёлтого, красного, оранжевого и голубого цвета по количеству детей. Каждому ребёнку выдаётся карточка с координатами, куда он должен положить свой камешек. В итоге получается стрелка, указывающая место нахождения свечи.


Хозяюшка:  Да, лучины были не очень удобными, и люди придумали свечу.

Появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам.( Рассматривают свечу все дети)

Хозяюшка: А это что?, (воспитатель показывает фитиль)

Хозяюшка: Это фитиль. Он нужен для того, чтобы зажечь пламя свечи (зажигает свечу)

Хозяюшка: Много ли света дает свеча?

Дети: Нет

Хозяюшка: А что еще мы чувствуем от свечи? (проводит руками около свечи)

Дети: Тепло.

Воспитатель: (Проводит опыт со свечёй: подставить под пламя стекло или блюдце, увидеть копать и сделать вывод с детьми).




Сейчас свечи зажигают на новогодних ёлках, на праздниках. А сто, двести лет назад во дворцах, на улицах, в домах, театрах горели свечи. Когда в комнате горело много свечей, становилось жарко и душно.

Хозяюшка переворачивает картинку и читает задание:

Загадки про нефть

Без нее не побежит 

Ни такси, ни мотоцикл, 

Не поднимется ракета. 

Отгадайте, что же это?

Ответ: Нефть

 


Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин.

Хозяюшка: Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые уголь и нефть. Тогда появились… керосиновые лампы. А для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Посмотрите, вот это керосин, (показать керосин в бутылке) это химическая жидкость и поэтому мы его не будет открывать. Но для того, чтобы вы могли ощутить его запах, я предлагаю вам заглянуть в волшебную баночку (воспитатель проходит около детей с банкой, в которой находится смоченный в керосине тампон. Дети определяют запах). Вот так пахнет керосин. Здесь много коробок. Они закрыты. В одной из них находится керосиновая лампа. Нужно не трогая руками найти по запаху лампу.



Находят. Хозяюшка достаёт. Рассматривает вместе с детьми.

Хозяюшка: Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. Любая керосиновая лампа состоит из:

  • металлической ёмкости для керосина;

  • горелки (сделана так, чтобы воздух подходил снизу);

  • стекла, защищающего пламя и создающего тягу (стеклянный цилиндр делают с расширением в той части, где горит фитиль, так как на малом расстоянии от пламени стекло перегревалось и лопалось)

  • регулятора светимости (высота фитиля позволяет регулировать яркость лампы. Неровные излишки фитиля необходимо периодически подрезать ножницами, чтобы не коптила)

Хозяюшка: А теперь посмотрим, как с его помощью горит лампа. (Включает лампу и объясняет принцип ее действия): керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, его мы сейчас поджигаем, вставляем ламповое стекло и можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина..

Хозяюшка: А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло?

Предполагаемые ответы детей (для защиты пламени от ветра)

За стеклянной колбой пламя  становилось безопасно.

Хозяюшка: Ну что, ребята? Керосиновая лампа удобнее, чем свеча?

Дети. Ответы

Хозяюшка: Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему же?

Дети. Предполагаемые ответы детей (заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место)

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоян­но надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.

Керосиновые лампы сейчас используются там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами.

Хозяюшка: В домах светло, а на улице темным-темно. Вот и придумали люди уличные фонари.
По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек зажигал каждый фонарь, взбираясь по лесенке. Это было неудобно. (Слайд с фонарями). 
Следующее задание: «Найдёте подсказку в вазе. Руками не брать. Догадайтесь как достать. Переворачивать вазу нельзя, всё, что рядом – используйте».

В вазе капсула от киндер –сюрприза. В ней маленькая лампочка. Рядом с вазой кувшин с водой. Нужно воду налить в вазу, капсула всплывает, её сдуть, открыть.

Отгадайте загадку – «огонек в стекле запаян, как зажёг его хозяин» 
Дети: лампочка

Хозяюшка: Конечно, это электрическая лампочка. Когда человек узнал об электричестве, он придумал электричес­кую лампочку. А придумал её русский инженер Александр Лодыгин. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в на­ших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? 

Дети: Люстры, бра, настольные лампы, торшеры.

Хозяюшка: Электрическая лампочка очень удобная, как Вы думаете, почему?
Дети:  Да, ярко светит, щёлк – засветилась, щёлк – погасла. Ни запаха, ни дыма.

Словесная игра «История лампочки»

Цель: закреплять представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета  в жизни людей, составить цепочку и рассказать о предмете.

Материал: картинки для игры «История лампочки».

Ход игры

Хозяюшка: Чем освещалось человеческое жилье до появления электрического света? Вспомните какие предметы мы находили с вами и разместите их на доске по порядку. Расскажите о них.

Примерные рассказы детей:

  1. Совсем давно люди использовали в виде источника света костер, который постоянно поддерживался. Он также служил и как источник тепла и использовался для приготовления пищи. За ним постоянно следили не давали потухнуть, ведь не было спичек чтобы снова зажечь его.

  2. Позже в домах в темное время суток освещали избы лучинами – щепками, нарезанными из осинового полена. Лучина – это длинная, тонкая деревянная палочка . Лучину ставили в специальный металлический держатель, а под него емкость с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол.

  3. Лучины были не очень удобными, и люди придумали свечу.

Появились сальные и восковые свечи. Восковые свечи были очень дорогими – их зажигали только по праздникам. Когда в комнате горело много свечей, становилось жарко и душно.

  1. Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились… керосиновые лампы и газовые фонари. Но свет был тусклый, копоть.

  2. Когда человек узнал об электричестве, он придумал электричес­кую лампочку. Теперь в на­ших домах много разных красивых светильников Это: люстры, бра, настольные лампы, торшеры.

Электрическая лампочка очень удобная. Она ярко светит, щёлк – засветилась, щёлк – погасла. Ни запаха, ни дыма.

Хозяюшка: художники керосиновую лампу очень часто изображали в своих картинах. Давайте с вами составим натюрморт. Составление натюрмортов




Хозяюшка: Ребята, давайте вернёмся с вами в кабинет, откуда мы начинали путешествие и зажжём лампочку.

Возвращаемся, зажигаем лампочку.

Хозяюшка: Я вам дарю в подарок краски и папки для рисования. А вы в группе нарисуете натюрморты с керосиновой лампой и сделаете поделки на основе электрической лампочки.

Мастеркласс в группе: акриловые краски и ткань на основе электрической лампочки. Подарок для родителей на Новый 2024 год.


Варианты:

папье - маше, папье - маше масса, гуашь, лак на основе электрической лампочки. Дети создают игрушку к театру каждый свою. А в итоге получается хороший настольный театр




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Огонёк керосиновой лампы"

Автор: Ховрат Светлана Васильевна

Дата: 05.01.2024

Номер свидетельства: 643582

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Общешкольное мероприятие по теме: "Водо – Энерго сбережение""
    ["seo_title"] => string(73) "obshchieshkol_noie_mieropriiatiie_po_tiemie_vodo_eniergho_sbieriezhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "388124"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1486310251"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "внеклассное мероприятие по краеведению "Деревенские посиделки" "
    ["seo_title"] => string(74) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-kraieviedieniiu-dierievienskiie-posidielki"
    ["file_id"] => string(6) "119746"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413487497"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Литературно-музыкальная композиция "Для Вселенной двадцать лет - мало..." "
    ["seo_title"] => string(74) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-dlia-vsieliennoi-dvadtsat-liet-malo"
    ["file_id"] => string(6) "183979"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425983390"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока на тему "Природные источники углеводородов" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-prirodnyie-istochniki-ughlievodorodov"
    ["file_id"] => string(6) "105040"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402806894"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства