kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой консультацию для воспитателей. В ней описаны некоторые методики по обучению чтению, этапы обучения чтению старших дошкольников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)»

Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)

1 слайд

Начну с вопроса: Что вы думаете о необходимости обучения дошкольников чтению?

Существуют студии раннего развития, в которых детей учат читать уже с первых лет жизни. Однако не рекомендуется спешить и начинать обучение чтению раньше 4-х лет, лучше всего — в 5–6. К этому возрасту большинство детей уже хорошо различают звуки, выговаривают все звуки, составляют предложения и рассказы.


2 слайд Идеальная ситуация, если ребенок интересуется буквами и выражает желание научиться читать. А какими навыками должен овладеть ребенок к началу обучения его чтению?

  • Звукопроизношение в норме: четкое выговаривание звуков, слов

  • Развитая фонетическая сторона речи (чтобы ребенок мог анализировать звук: гласный-согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий), выделять определенный звук, его место в слове)

  • Развитая связная речь: 1)грамматический строй речи (словоизменение, сочетание слов в предложении), 2)умение связно рассказывать, пересказывать, формулировать свои ощущения и впечатления, умение строить диалог, отвечать на вопросы (это необходимо для понимания смысла прочитанного)

  • Сформированность знаний о форме предмета, умение выделять их схожесть-различие, символах и знаках, обозначающих предметы и явления (на этом основано изучение графического изображения звуков – букв)

  • Интерес к книгам, печатному слову, литературе

3 слайд Методики обучения чтению

Существует множество методик обучения чтению. Большинство из них подразумевают обучение в процессе игры. Среди них есть как довольно старые, так и новые

Гленна Домана (Карточки Домана)

Методика Марии Монтессори

Методика Данила Борисовича Эльконина (авторские учебники для школ)

Николая Зайцева (Кубики Зайцева слоги и склады – всего 52 кубика)

Вячеслава Воскобовича («Теремки» и «складушки» - тоже авторские пособия)

Методики Ольги Соболевой, Натальи Жуковой, Елены Бахтиной (Буквари для домашнего пользования и изучения в детских студиях)

Компьютерные технологии


Все перечисленные методики предполагают определенный дидактический материал. Некоторые из них педагоги могут применять после курсов и обучающих семинаров.

Мы будем придерживаться классической методики – методики звукового (звукового аналитико-синтетического) обучения чтению.

Я думаю, что научились читать именно с помощью этого метода. Ему почти 170 лет (заимствован из Германии, в России основоположником является К. Д. Ушинский). На протяжении применения этого метода он прошел сложный путь и с большими доработками лег в основу современного, традиционного звукового аналитико-синтетического метод обучения чтению.

Этот метод еще называют фонетическим и логопедическим. Один из плюсов обучения с помощью этого метода - развитие умение вычленять звуки из слов, что влияет на улучшение их произношения и является предпосылками грамотного письма.

Почему же именно этот метод получил такое распространение?

4 слайд В некоторых языках связь между буквами и звуками весьма сложная, многие слова читаются иначе, чем пишутся. Прочитайте первые три слова. Правила чтения зависят от порядка букв в слове, их сочетаний. Теперь прочитайте последние три слова. Что мы видим? В русском языке все гораздо проще – как пишем, так и читаем (молоко, берёза, тетрадь). Таким образом, звуковой метод наиболее гармонично сочетается со структурой и особенностями русского языка.



5 слайд Обучение чтению проходит несколько этапов:

  1. Добуквенный период

  2. Знакомство со звуками и буквами.

  3. Слияние звуков в слоги.

  4. Составление слов из слогов.

  5. Чтение слов и предложений, а также текстов.




А теперь подробнее расскажу о работе, которая проводится на различных этапах овладения чтением. 6 слайд

  1. Те, кто уже проводит занятия по обучению грамоте, заметили, что добуквенное обучение начинается с понятия ЗВУК, затем СЛОГ, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Может также рассматриваться текст (рассказ), из которого дети вычленяют предложение.



7 слайд

  1. Далее начинается изучение букв. Первыми изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, которые не смягчают согласные (а, о, у, позднее ы, э). Далее – и (он смягчает звук), позже – йотированные гласные (они не только смягчают согласные, но и в некоторых позициях обозначают два звука. Это затрудняет работу над ними.)



После изучения гласных а, о, у приступают к изучению согласных, обычно, н, м, р, ш, с. Эти звуки можно тянуть, они легко соединяются с гласными. Изучения этих букв (и звуков) достаточно, чтобы ребенок понял принцип чтения слогов.



На слайде азбуки В. Горецкого, по которым учились мы и наши дети. Там предложены разный порядок. То есть со временем этот порядок может немного меняться. Там я обнаружила, что в числе первых изучаются и взрывные согласные (к, п, т), которые сложнее анализировать и сливать в слоги. Мы же будем изучать в той последовательности, которая заложена в нашем пособии.



Что здесь является важным усвоить:

Гласные звуки – это те звуки, при произнесении которых выходящий воздух не встречает преград.

При произнесения согласных звуков воздух встречает преграды: зубы, губы, язык.

Дети должны понимать, что звук мы слышим и произносим, буквы – это графическое изображение звуков, буквы мы видим, пишем и читаем.

Что касается разных подходов к тому, говорить ли названия букв или нет, я считаю, что детям надо давать правильное название букв (например, ка, ха, ша, эль, эс, эф), но не акцентировать на этом внимание и не требовать от детей правильного названия. Важно, чтобы дети правильно произносили звуки (например, м, н, с, п, щ, а не нэ, рэ, сэ).

(с районного учителя года пример)

8 слайд

  1. Следующий период обучения чтению, по моему мнению из практики самый сложный – слияние звуков в слоги. Как только вы научили ребенка читать первые слоги, считайте, что вы уже научили читать.

Слоги для чтения в самом начале обучения берутся только открытые (МА, РУ, НО), т.е. слог оканчивается на гласный звук. Сначала тянется согласный и плавно соединяется с гласной (что получилось?) (К. Д. Ушинский предлагал наоборот согласный присоединять к гласному – УС, АР и. т.д. а уже потом - наоборот). Упражнять в чтении слогов помогает слоговая таблица. С ее помощью дети запоминают графический образ слога и начинают более бегло читать слоги.

9 слайд

  1. Далее для чтения предлагаются слова из двух открытых слогов, далее односложные слова с примыканием согласной и двухсложные слова с примыканием согласной.

10 слайд

  1. На последнем этапе дети начинают читать предложения и тексты.

Я постаралась вам в общих чертах рассказать о том, как строится работа по обучению дошкольников чтению (грамоте) с помощью классического метода. В рамках годовой задачи у нас пройдут семинары и практикумы, на которых мы будем рассматривать приемы, упражнения и игры, используемые на различных этапах обучения чтению дошкольников.

На прощание вопрос: Как называется метод обучения чтению, который мы используем в обучении наших воспитанников?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)

Автор: Косых Ирина Вениаминовна

Дата: 04.06.2024

Номер свидетельства: 652046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Консультация для родителей «Возрастные особенности детей шестого года жизни»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_vozrastnyie_osobiennosti_dietiei_shiestogho_ghod"
    ["file_id"] => string(6) "471134"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1527360629"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Годовое планирование взаимодействия педагога с семьями воспитанников в старшей группе ДОО."
    ["seo_title"] => string(91) "godovoieplanirovaniievzaimodieistviiapiedaghoghassiemiamivospitannikovvstarshieighruppiedoo"
    ["file_id"] => string(6) "314193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459637340"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Планирование воспитательно-образовательного процесса в старшей группе на апрель"
    ["seo_title"] => string(80) "planirovaniie_vospitatiel_no_obrazovatiel_nogho_protsiessa_v_starshiei_ghruppie_"
    ["file_id"] => string(6) "446798"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1514301655"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_51"
    ["file_id"] => string(6) "546914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587054015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства