Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)
Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)
Материал представляет собой консультацию для воспитателей. В ней описаны некоторые методики по обучению чтению, этапы обучения чтению старших дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)»
Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)
1 слайд
Начну с вопроса: Что вы думаете о необходимости обучения дошкольников чтению?
Существуют студии раннего развития, в которых детей учат читать уже с первых лет жизни. Однако не рекомендуется спешить и начинать обучение чтению раньше 4-х лет, лучше всего — в 5–6. К этому возрасту большинство детей уже хорошо различают звуки, выговаривают все звуки, составляют предложения и рассказы.
2 слайд Идеальная ситуация, если ребенок интересуется буквами и выражает желание научиться читать. А какими навыками должен овладеть ребенок к началу обучения его чтению?
Звукопроизношение в норме: четкое выговаривание звуков, слов
Развитая фонетическая сторона речи (чтобы ребенок мог анализировать звук: гласный-согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий), выделять определенный звук, его место в слове)
Развитая связная речь: 1)грамматический строй речи (словоизменение, сочетание слов в предложении), 2)умение связно рассказывать, пересказывать, формулировать свои ощущения и впечатления, умение строить диалог, отвечать на вопросы (это необходимо для понимания смысла прочитанного)
Сформированность знаний о форме предмета, умение выделять их схожесть-различие, символах и знаках, обозначающих предметы и явления (на этом основано изучение графического изображения звуков – букв)
Интерес к книгам, печатному слову, литературе
3 слайд Методики обучения чтению
Существует множество методик обучения чтению. Большинство из них подразумевают обучение в процессе игры. Среди них есть как довольно старые, так и новые
Гленна Домана (Карточки Домана)
Методика Марии Монтессори
Методика Данила Борисовича Эльконина (авторские учебники для школ)
Николая Зайцева (Кубики Зайцева слоги и склады – всего 52 кубика)
Вячеслава Воскобовича («Теремки» и «складушки» - тоже авторские пособия)
Методики Ольги Соболевой, Натальи Жуковой, Елены Бахтиной (Буквари для домашнего пользования и изучения в детских студиях)
Компьютерные технологии
Все перечисленные методики предполагают определенный дидактический материал. Некоторые из них педагоги могут применять после курсов и обучающих семинаров.
Мы будем придерживаться классической методики – методики звукового (звукового аналитико-синтетического) обучения чтению.
Я думаю, что научились читать именно с помощью этого метода. Ему почти 170 лет (заимствован из Германии, в России основоположником является К. Д. Ушинский). На протяжении применения этого метода он прошел сложный путь и с большими доработками лег в основу современного, традиционного звукового аналитико-синтетического метод обучения чтению.
Этот метод еще называют фонетическим и логопедическим. Один из плюсов обучения с помощью этого метода - развитие умение вычленять звуки из слов, что влияет на улучшение их произношения и является предпосылками грамотного письма.
Почему же именно этот метод получил такое распространение?
4 слайд В некоторых языках связь между буквами и звуками весьма сложная, многие слова читаются иначе, чем пишутся. Прочитайте первые три слова. Правила чтения зависят от порядка букв в слове, их сочетаний. Теперь прочитайте последние три слова. Что мы видим? В русском языке все гораздо проще – как пишем, так и читаем (молоко, берёза, тетрадь). Таким образом, звуковой метод наиболее гармонично сочетается со структурой и особенностями русского языка.
5 слайд Обучение чтению проходит несколько этапов:
Добуквенный период
Знакомство со звуками и буквами.
Слияние звуков в слоги.
Составление слов из слогов.
Чтение слов и предложений, а также текстов.
А теперь подробнее расскажу о работе, которая проводится на различных этапах овладения чтением. 6 слайд
Те, кто уже проводит занятия по обучению грамоте, заметили, что добуквенное обучение начинается с понятия ЗВУК, затем СЛОГ, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Может также рассматриваться текст (рассказ), из которого дети вычленяют предложение.
7 слайд
Далее начинается изучение букв. Первыми изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, которые не смягчают согласные (а, о, у, позднее ы, э). Далее – и (он смягчает звук), позже – йотированные гласные (они не только смягчают согласные, но и в некоторых позициях обозначают два звука. Это затрудняет работу над ними.)
После изучения гласных а, о, у приступают к изучению согласных, обычно, н, м, р, ш, с. Эти звуки можно тянуть, они легко соединяются с гласными. Изучения этих букв (и звуков) достаточно, чтобы ребенок понял принцип чтения слогов.
На слайде азбуки В. Горецкого, по которым учились мы и наши дети. Там предложены разный порядок. То есть со временем этот порядок может немного меняться. Там я обнаружила, что в числе первых изучаются и взрывные согласные (к, п, т), которые сложнее анализировать и сливать в слоги. Мы же будем изучать в той последовательности, которая заложена в нашем пособии.
Что здесь является важным усвоить:
Гласные звуки – это те звуки, при произнесении которых выходящий воздух не встречает преград.
При произнесения согласных звуков воздух встречает преграды: зубы, губы, язык.
Дети должны понимать, что звук мы слышим и произносим, буквы – это графическое изображение звуков, буквы мы видим, пишем и читаем.
Что касается разных подходов к тому, говорить ли названия букв или нет, я считаю, что детям надо давать правильное название букв (например, ка, ха, ша, эль, эс, эф), но не акцентировать на этом внимание и не требовать от детей правильного названия. Важно, чтобы дети правильно произносили звуки (например, м, н, с, п, щ, а не нэ, рэ, сэ).
(с районного учителя года пример)
8 слайд
Следующий период обучения чтению, по моему мнению из практики самый сложный – слияние звуков в слоги. Как только вы научили ребенка читать первые слоги, считайте, что вы уже научили читать.
Слоги для чтения в самом начале обучения берутся только открытые (МА, РУ, НО), т.е. слог оканчивается на гласный звук. Сначала тянется согласный и плавно соединяется с гласной (что получилось?) (К. Д. Ушинский предлагал наоборот согласный присоединять к гласному – УС, АР и. т.д. а уже потом - наоборот). Упражнять в чтении слогов помогает слоговая таблица. С ее помощью дети запоминают графический образ слога и начинают более бегло читать слоги.
9 слайд
Далее для чтения предлагаются слова из двух открытых слогов, далее односложные слова с примыканием согласной и двухсложные слова с примыканием согласной.
10 слайд
На последнем этапе дети начинают читать предложения и тексты.
Я постаралась вам в общих чертах рассказать о том, как строится работа по обучению дошкольников чтению (грамоте) с помощью классического метода. В рамках годовой задачи у нас пройдут семинары и практикумы, на которых мы будем рассматривать приемы, упражнения и игры, используемые на различных этапах обучения чтению дошкольников.
На прощание вопрос: Как называется метод обучения чтению, который мы используем в обучении наших воспитанников?