kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой консультацию для воспитателей. В ней описаны некоторые методики по обучению чтению, этапы обучения чтению старших дошкольников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)»

Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)

1 слайд

Начну с вопроса: Что вы думаете о необходимости обучения дошкольников чтению?

Существуют студии раннего развития, в которых детей учат читать уже с первых лет жизни. Однако не рекомендуется спешить и начинать обучение чтению раньше 4-х лет, лучше всего — в 5–6. К этому возрасту большинство детей уже хорошо различают звуки, выговаривают все звуки, составляют предложения и рассказы.


2 слайд Идеальная ситуация, если ребенок интересуется буквами и выражает желание научиться читать. А какими навыками должен овладеть ребенок к началу обучения его чтению?

  • Звукопроизношение в норме: четкое выговаривание звуков, слов

  • Развитая фонетическая сторона речи (чтобы ребенок мог анализировать звук: гласный-согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий), выделять определенный звук, его место в слове)

  • Развитая связная речь: 1)грамматический строй речи (словоизменение, сочетание слов в предложении), 2)умение связно рассказывать, пересказывать, формулировать свои ощущения и впечатления, умение строить диалог, отвечать на вопросы (это необходимо для понимания смысла прочитанного)

  • Сформированность знаний о форме предмета, умение выделять их схожесть-различие, символах и знаках, обозначающих предметы и явления (на этом основано изучение графического изображения звуков – букв)

  • Интерес к книгам, печатному слову, литературе

3 слайд Методики обучения чтению

Существует множество методик обучения чтению. Большинство из них подразумевают обучение в процессе игры. Среди них есть как довольно старые, так и новые

Гленна Домана (Карточки Домана)

Методика Марии Монтессори

Методика Данила Борисовича Эльконина (авторские учебники для школ)

Николая Зайцева (Кубики Зайцева слоги и склады – всего 52 кубика)

Вячеслава Воскобовича («Теремки» и «складушки» - тоже авторские пособия)

Методики Ольги Соболевой, Натальи Жуковой, Елены Бахтиной (Буквари для домашнего пользования и изучения в детских студиях)

Компьютерные технологии


Все перечисленные методики предполагают определенный дидактический материал. Некоторые из них педагоги могут применять после курсов и обучающих семинаров.

Мы будем придерживаться классической методики – методики звукового (звукового аналитико-синтетического) обучения чтению.

Я думаю, что научились читать именно с помощью этого метода. Ему почти 170 лет (заимствован из Германии, в России основоположником является К. Д. Ушинский). На протяжении применения этого метода он прошел сложный путь и с большими доработками лег в основу современного, традиционного звукового аналитико-синтетического метод обучения чтению.

Этот метод еще называют фонетическим и логопедическим. Один из плюсов обучения с помощью этого метода - развитие умение вычленять звуки из слов, что влияет на улучшение их произношения и является предпосылками грамотного письма.

Почему же именно этот метод получил такое распространение?

4 слайд В некоторых языках связь между буквами и звуками весьма сложная, многие слова читаются иначе, чем пишутся. Прочитайте первые три слова. Правила чтения зависят от порядка букв в слове, их сочетаний. Теперь прочитайте последние три слова. Что мы видим? В русском языке все гораздо проще – как пишем, так и читаем (молоко, берёза, тетрадь). Таким образом, звуковой метод наиболее гармонично сочетается со структурой и особенностями русского языка.



5 слайд Обучение чтению проходит несколько этапов:

  1. Добуквенный период

  2. Знакомство со звуками и буквами.

  3. Слияние звуков в слоги.

  4. Составление слов из слогов.

  5. Чтение слов и предложений, а также текстов.




А теперь подробнее расскажу о работе, которая проводится на различных этапах овладения чтением. 6 слайд

  1. Те, кто уже проводит занятия по обучению грамоте, заметили, что добуквенное обучение начинается с понятия ЗВУК, затем СЛОГ, СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Может также рассматриваться текст (рассказ), из которого дети вычленяют предложение.



7 слайд

  1. Далее начинается изучение букв. Первыми изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, которые не смягчают согласные (а, о, у, позднее ы, э). Далее – и (он смягчает звук), позже – йотированные гласные (они не только смягчают согласные, но и в некоторых позициях обозначают два звука. Это затрудняет работу над ними.)



После изучения гласных а, о, у приступают к изучению согласных, обычно, н, м, р, ш, с. Эти звуки можно тянуть, они легко соединяются с гласными. Изучения этих букв (и звуков) достаточно, чтобы ребенок понял принцип чтения слогов.



На слайде азбуки В. Горецкого, по которым учились мы и наши дети. Там предложены разный порядок. То есть со временем этот порядок может немного меняться. Там я обнаружила, что в числе первых изучаются и взрывные согласные (к, п, т), которые сложнее анализировать и сливать в слоги. Мы же будем изучать в той последовательности, которая заложена в нашем пособии.



Что здесь является важным усвоить:

Гласные звуки – это те звуки, при произнесении которых выходящий воздух не встречает преград.

При произнесения согласных звуков воздух встречает преграды: зубы, губы, язык.

Дети должны понимать, что звук мы слышим и произносим, буквы – это графическое изображение звуков, буквы мы видим, пишем и читаем.

Что касается разных подходов к тому, говорить ли названия букв или нет, я считаю, что детям надо давать правильное название букв (например, ка, ха, ша, эль, эс, эф), но не акцентировать на этом внимание и не требовать от детей правильного названия. Важно, чтобы дети правильно произносили звуки (например, м, н, с, п, щ, а не нэ, рэ, сэ).

(с районного учителя года пример)

8 слайд

  1. Следующий период обучения чтению, по моему мнению из практики самый сложный – слияние звуков в слоги. Как только вы научили ребенка читать первые слоги, считайте, что вы уже научили читать.

Слоги для чтения в самом начале обучения берутся только открытые (МА, РУ, НО), т.е. слог оканчивается на гласный звук. Сначала тянется согласный и плавно соединяется с гласной (что получилось?) (К. Д. Ушинский предлагал наоборот согласный присоединять к гласному – УС, АР и. т.д. а уже потом - наоборот). Упражнять в чтении слогов помогает слоговая таблица. С ее помощью дети запоминают графический образ слога и начинают более бегло читать слоги.

9 слайд

  1. Далее для чтения предлагаются слова из двух открытых слогов, далее односложные слова с примыканием согласной и двухсложные слова с примыканием согласной.

10 слайд

  1. На последнем этапе дети начинают читать предложения и тексты.

Я постаралась вам в общих чертах рассказать о том, как строится работа по обучению дошкольников чтению (грамоте) с помощью классического метода. В рамках годовой задачи у нас пройдут семинары и практикумы, на которых мы будем рассматривать приемы, упражнения и игры, используемые на различных этапах обучения чтению дошкольников.

На прощание вопрос: Как называется метод обучения чтению, который мы используем в обучении наших воспитанников?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение старших дошкольников чтению (консультация для воспитателей)

Автор: Косых Ирина Вениаминовна

Дата: 04.06.2024

Номер свидетельства: 652046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Консультация для родителей «Возрастные особенности детей шестого года жизни»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_vozrastnyie_osobiennosti_dietiei_shiestogho_ghod"
    ["file_id"] => string(6) "471134"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1527360629"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Годовое планирование взаимодействия педагога с семьями воспитанников в старшей группе ДОО."
    ["seo_title"] => string(91) "godovoieplanirovaniievzaimodieistviiapiedaghoghassiemiamivospitannikovvstarshieighruppiedoo"
    ["file_id"] => string(6) "314193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459637340"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Планирование воспитательно-образовательного процесса в старшей группе на апрель"
    ["seo_title"] => string(80) "planirovaniie_vospitatiel_no_obrazovatiel_nogho_protsiessa_v_starshiei_ghruppie_"
    ["file_id"] => string(6) "446798"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1514301655"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Консультация для родителей"
    ["seo_title"] => string(31) "konsultatsiia_dlia_roditelei_51"
    ["file_id"] => string(6) "546914"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1587054015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства