Образовательная деятельность «Пространственные отношения «шире» - «уже»
Образовательная деятельность «Пространственные отношения «шире» - «уже»
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия «Открытия нового знания» в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует требованиям ФГОС и возрасту детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная деятельность «Пространственные отношения «шире» - «уже»»
Образовательная деятельность «Пространственные отношения «шире» - «уже»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Возрастная группа: средняя группа.
Тема: «Сравнение по ширине».
Основные цели: уточнить пространственные отношения «шире» — «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «широкий», «узкий»; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода); закрепить счетные умения, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, видеть и продолжать закономерность чередования фигур по форме; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление.
Дидактические материалы:
Демонстрационный: игрушки (медвежонок, зайчонок), два одеяла, веревки.
Раздаточный: полоски одинаковой длины, но разного цвета и разной ширины, листы бумаги с нарисованной веревкой для развешивания полотенец, полотенца-полоски.
Краткая аннотация к работе: образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия «Открытия нового знания» в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует требованиям ФГОС и возрасту детей.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Методы и приемы: словесный – беседа.
Воспитатель:
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Любите ли вы ходить в гости?
К кому вы любите ходить в гости?
Что вам нравится в гостях?
Ребята, а нас тоже с вами пригласили в гости, отгадайте загадки, и вы узнаете, к кому мы сегодня пойдем в гости:
Среди всех зверей он главный,
И зайчишек защитит,
И с волком поговорит,
Любит сильно он поспать,
Также лапу пососать,
А живет он, прям в берлоге.
Что за зверь любитель меда?
Дети: медведь.
Воспитатель:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
Дети: заяц.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Как – то раз медвежонок и зайчонок собрались ложиться спать и не смогли выбрать для себя одеяла, ребята вы хотите помочь друзьям подобрать одеяла?
Дети: да.
Воспитатель: Сможете?
Дети: да.
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «На другой берег».
Дидактические задачи: актуализировать умение детей зрительно сравнивать предметы по ширине, тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать воображение, речь.
Методы и приемы: словесный – беседа, игровой – игра «На другой берег».
Воспитатель: Ребята посмотрите мы пришли к речке, она везде одинаковая?
Дети: Нет.
Воспитатель: Медвежонок и зайчишка живут на другом берегу реки. (Воспитатель подводит детей к широкой стороне реки).
Воспитатель: Как можно перебраться на другой берег?
Дети: Переплыть, перешагнуть, перепрыгнуть.
Воспитатель: Давайте попробуем ее перешагнуть?
Воспитатель: Почему вам не удается сделать это?
Дети: Потому что река широкая.
Воспитатель: Какой должна быть речка, чтобы вы могли ее перешагнуть? Дети: Узкой.
Воспитатель: Давайте найдем это место и перешагнем, тем самым окажемся на другом берегу.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Одеяла».
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для построения способа сравнения предметов по ширине;
сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.
Методы и приемы: словесный - беседа, наглядный, практический – упражнение «Укрой зверят одеялами», игровой – игра «Одеяло».
Воспитатель: Сколько было друзей?
Дети: Два.
Воспитатель: Как вы думаете, это были малыши или взрослые звери?
Дети: Малыши.
Воспитатель: Почему вы думаете, что малыши?
Воспитатель: А как бы вы назвали этих зверей, если бы они были взрослые? Дети: Медведь, заяц.
Воспитатель: Как вы думаете, одинаковые ли одеяла нужны медвежонку и зайчонку?
Дети: разные.
Воспитатель: Каким должно быть одеяло у медвежонка?
Дети: Широкое.
Воспитатель: А у зайчика?
Дети: Узкое.
Воспитатель: Присаживаемся за столы.
Воспитатель: Сколько одеял надо взять?
Дети: Два.
Воспитатель: Почему вы думаете, что одеял должно быть два?
Дети: Медвежонок и зайчонок — два друга.
Самостоятельная деятельность детей под руководством воспитателя.
Воспитатель: Какое одеяло вы взяли для медвежонка?
Дети: Широкое.
Воспитатель: А для зайчика?
Дети: Узкое.
Воспитатель: Ребята вы молодцы, но медвежонок не верит, что у него широкое одеяло, как ему доказать, что мы правильно сделали?
Дети: не знаем.
Воспитатель: А когда мы чего – то не знаем, но хотим узнать, у кого мы можем спросить?
Дети: спросить у взрослого.
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
сформировать представление о способе сравнения предметов по ширине путем наложения и приложения;
сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать память, речь, инициативность, творческие способности.
Методы и приемы: словесный: диалог воспитателя и детей, рассказ; практический: сравнение одеял по ширине.
Воспитатель: Чем мы сейчас должны заняться?
Дети: Мы должны доказать Мишке, что выбрали, правильно одеяло.
Воспитатель: для того чтобы нам доказать Мишке, что мы выбрали правильное одеяло для него, нам нужно сравнить два одеяла, двумя способами наложения и приложения. Возьмите два одеяла, для того чтобы нам сравнить их способом наложения, нужно одно одеяло наложить на другое, какое одеяло широкое?
Дети: Желтое.
Воспитатель: А какое узкое?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: А теперь давайте проверим способом приложения, нам нужно одно одеяло приложить к другому. Какое одеяло узкое?
Дети: Зеленое.
Воспитатель: А широкое?
Дети: Желтое.
Воспитатель: Справились мы со своей задачей?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, зверушки просят нас создать картинку как напоминание о том, как надо сравнивать по ширине. Медвежонок и зайчонок волнуются, что могут забыть, как это делается. (Воспитатель приклеивает полоски на лист бумаги).
Вывод совместный с детьми: чтобы сравнить полоски по ширине, надо одну полоску наложить на другую (либо приложить одну полоску к другой) так, чтобы совместить короткие стороны. Если они совместятся, то полоски по ширине равны, а если нет — то не равны.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Спят усталые игрушки».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Методы и приемы: словесный – беседа, рассказ; игровой – игра «Спят усталые игрушки». Воспитатель: Ребята, давайте ляжем спать вместе с медвежонком и зайчонком. Проходите на ковер, ложитесь и закрывайте глаза.
закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов по ширине путем наложения и приложения, счетные умения;
тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, логическое мышление, речь.
Методы и приемы: словесный – беседа; практический – сравнение двух полотенец, игровой – игра «Полотенца».
Воспитатель: Ребята проходите за столы. Медвежонок и Зайчонок, попросили нас развесить сушить полотенца на веревочку.
Воспитатель: Какие из этих полотенец принадлежат медвежонку?
Дети: Широкие полотенца — для медвежонка.
Воспитатель: А какие полотенца зайчонку?
Дети: Узкие полотенца — для зайчонка.
Воспитатель: Как вы будете сравнивать полотенца по ширине?
Дети с помощью воспитателя проговаривают, опираясь на рисунок, способ сравнения по ширине и выполняют задание.
Воспитатель: Соберите полотенца медвежонка в одну кучку, а полотенца зайчонка — в другую.
Воспитатель: Рассмотрите полотенца медвежонка. Чем они отличаются?
Дети: Цветом.
Воспитатель: Чем они похожи?
Дети: У них одинаковая ширина и длина.
Воспитатель: Теперь рассмотрите полотенца зайчонка. Чем они похожи?
Дети: У них одинаковая ширина и длина.
Воспитатель: А чем они отличаются?
Дети: Цветом.
Воспитатель: Ребята повесьте на веревку широкое красное полотенце.
Воспитатель: Рядом повесьте узкое полотенце другого цвета.
- Следующим повесьте синее полотенце.
- Расскажите, какое полотенце еще не повешено?
Дети: Красное, узкое.
Воспитатель: Сколько полотенец вы повесили сушиться? (Четыре.)
- Сколько красных полотенец висит на веревке?
Дети: Два.
Воспитатель: Чем отличаются эти полотенца?
Дети: Одно широкое, другое узкое.
Воспитатель: Сколько полотенец желтого цвета повесили сушить?
Дети: Одно.
Воспитатель: Сколько широких полотенец висит на веревке?
Дети: Два.
Воспитатель: А сколько узких весит?
Дети: Их тоже два.
Воспитатель: Что интересного вы увидели в том, как развешены полотенца?
Дети: Они висят так: широкое, узкое, широкое, узкое...
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Методы и приемы: словесный – беседа, практический – упражнение «Оцени занятие».
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель: У кого в гостях вы сегодня побывали?
Дети: У Медвежонка и Зайчонка.
Воспитатель: Чем вы помогли медвежонку и зайчонку?
Дети: Мы научили сравнивать предметы по ширине.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы научили Медвежонка и Зайчонка сравнивать предметы по ширине. Если Вам понравилось занятие наклейте, пожалуйста, смайлик, если не понравилось, ничего не приклеивайте.