"Нравственное воспитание детей через труд в природе"
"Нравственное воспитание детей через труд в природе"
Предлагаю вашему вниманию материал для воспитания нравственности через труд в природе. Материал может пригодиться воспитателям дошкольных учрежденийс материаломить и педагогам.он поможет вам проводить трудовую деятельность с детьми младшей и средней групп. на родительском собрании можно ознакомить с материалом родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Нравственное воспитание детей через труд в природе" »
Нравственное воспитание детей через труд в природе.
Трудовое воспитание дошкольников составляет одну из важнейших стороннравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих личностных качеств. К сожалению мы часто сталкиваемся с тем, что труд организуется, дети работают, имеют навык трудовой деятельности, но воспитание нравственных качеств не происходит. Прежде всего не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков еще не достаточно для воспитания трудолюбия формирования положительного отношения к труду.
Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику. Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношения к труду и всему, что с ним связано: аккуратность, бережное отношение к природе, ко всему живому, взаимопомощь, дружелюбие, чувство ответственности за порученое дело, самостоятельность, смекалка, терпение, дисциплинированность. Их формирование связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка и на включение в методику руководства таких средств и приемов, которые вызвали бы желание охотно принять поставленную цель и достичь ее, при этом испытывая радость от самого процесса труда.
Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия. Часто увлечение взрослых обучением, их стремление поскорее сформировать у детей умение трудиться приводит к тому, что забывается необходимая зависимость между обучению действиям и воспитанием положительного отношения к ним и желания их выполнять. В таких случаях происходит активное формирование деловых качеств, становлению которых способствует содержание трудового процесса, а также логика действий и операций, совершаемых ребенком в соответствии с поставленной задачей, но при этои ребенок не всегда испытывает удовольствие и радость от того, что делает. Это снижает эффективность, как его деятельности, так и самого воспитательного процесса.
Я учу детей трудиться, воспитывая это уто умение в процессе труда. Это два тесно переплетающихся способа педагогического воздействия на детей, которые не должны разрываться. Нравственное воспитание в труде тесно связано с уровнем развития трудовой деятельности в природе. Известно, что в дошкольном возрасте труд, как самостоятельная деятельность еще не сформирована ни в сознании ребенка, ни в поведении, но дети в этом возрасте уже тянутся к делам старших, копируя их действия. В труде ребенок ощущает себя большим, хочет быть ловким, умелым, самостоятельным, настоящим помошником. И, хотя труд- это скорее игра, однако эти проявления следует всячески поощрять и развивать.
В детском саду жизнь детей наполнена трудом. В группе создается атмосфера занятости. Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда малыш впервые заявляет: «я сам». Это одно из ценных свойств психики развивающего ребенка. Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность. Пока ребенок мал, мы, педагоги и родители, не должны глушить его самостоятельную деятельность, нам необходимо формировать у него готовность разделять с нами трудовые дела.
Трудовую деятельность с детьми я начала с младшей группы, привлекая малышей к дежурству, воспитывая у них желание поддерживать чистоту и порядок в группе и на участке, испытывая при этом удовольствие. Дети кормили рыб, поливали цветы и др.
В средней группе работа усложнилась, дети рыхлили землю, поливали растения, мыли аквариум и др. Родителям я предлагала привлекать детей к посадке рассады, посеве, устройстве клумб, грядок.
Завершить начатое,добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко, потому что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще не достаточно развита. В таких случаях я поддерживаю ребенка и словом и делом. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что он преодолел трудности, довел дело до конца. Маленький труженник должен самостоятельно выполнять работу. Это повышает в нем чувство ответственности за порученное дело.
Зная, что сделаное своими руками ребенок ценит и бережет, привлекаю детей к общественно полезному труду. Учу детей работать сообща, потому что коллективный труд имеет большое значение в формировании товарищества, взаимной ответственности, умения устонавливать взаимоотношения друг с другом.