Познавательное. Расширить представления детей о родном крае; продолжать знакомить с основными орнаментами ханты. Вызвать интерес к окружающему миру, потребность в познавательном общении со взрослыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«НОД "В гости к хантам"»
Организация непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы в мини-музее «В гости к хантам»
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное». Расширить представления детей о родном крае; продолжать знакомить с бытом народа ханты; основными занятиями, одеждой, основными орнаментами ханты. Вызвать интерес к окружающему миру, потребность в познавательном общении со взрослыми
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие». Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; способствовать умению создавать предметы в коллективе.
«Речевое развитие». Развитие монологической речи
«Художественно-эстетическое». Развивать умение откликаться и замечать красоту национального костюма народа ханты. Воспитывать интерес к фольклору. Пробудить в детях интерес, желание разгадывать загадки.
«Физическое развитие»: создать условия для развития крупной моторики и приобретения опыта в двигательной деятельности детей; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Оборудование для педагога: кукла хантыйка, ноутбук, картинки с животными, узоры народа ханты, хантыйская шубка из цветного картона с узором, магнитная доска, магниты.
Оборудование для детей: хантыйские шубки из разноцветного картона (по количеству детей), клей, кисти, бисер, салфетки, клеенки; синтепон, шпажки для чума, материал коричневого, голубого и синего цветов; сетка, олени, рыбки, нарты, фигурки собак.
Коммуникативная игра.
Здравствуй, друг! Становись скорее в круг!
Мы по кругу пойдем
И друзей себе найдем!
2. Приход куклы «Хантыйка Энны»
Сибирский край –заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край Сибирский всех вас приглашаю.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны.
Воспитатель.
Ребята, посмотрите на костюм нашей гостьи. Как вы думаете, откуда она к нам приехала? Как называется коренной народ Томской области? Как вы догадались? Какие узоры на ее костюме?
Кукла Энны. Приглашаю
Давайте отправимся в путешествие. На чем можно путешествовать? (Выбор средства передвижения А отправимся мы с вами на лодке, которая называется обласок. (имитируют движения веслами).
Ну вот и приплыли. Посмотрите кругом бескрайние просторы. Вот мы с вами и пришли в гости к хантам.
- Как называется дом хантыйца? (Чум)
- Из чего строили чум? (Из палок и шкур оленя или других животных.
Чем занимались мужчины-ханты? (Охотой)
Очень много зверей обитает в этих лесах.
3. Кукла Энны предлагает вам отгадать загадки. Отгадав, мы вспомним, кто они.
1. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под снежный вой, спит в избушке снеговой (медведь)
2. Не голос – громкая труба,
большая верхняя губа,
На нём громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось,
Раз он сохатый, значит… (лось)
Что за зверь зимой холодной,
Ходит злой, голодный (волк)
Бьёт копытами «цок-цок»,
Снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень.
Это – северный….(олень)
Юркий маленький зверёк
С ветки прыг, на ветку скок (белка)
Работящие зверьки, строят дом среди реки.
Если в гости кто придёт,
Знайте, что из речки вход (бобры)
7. Длинный хвостище, сама -хитрища (лиса)
8. Словно ёлка, весь в иголках (ёж)
9. Трусоват лесной красавец.
Догадались это…. (заяц)
4.Динамическая пауза «У оленя дом большой»
5.Кукла Энны.
Вот мы с вами и пришли в гости к хантам.
Чем еще занимались мужчины? Рыболовством, а дальше на севере – оленеводством. В основном этим занимаются мужчины.
А что делали женщины? Женщины шьют одежду, вышивают бисером, варят кушать, разводят костёр.
Посмотрите, как одеты женщины?
На голове у них огромные цветные платки с кистями. Они одеты в широкие платья. На ногах у них кисы. Платье сшито из ткани, а кисы сшиты из оленьих шкур. Мужчины одеты в широкие малицы с капюшоном. На ногах кисы или высокие унты. Зимние малицы сшиты так же из шкур оленя.
Какая у хантов одежда? Широкая или узкая?
-Вся одежда у народов ханты шьётся широкая, чтобы не стесняла движений. В таких платьях не жарко, ворот и манжеты стянуты, чтобы не беспокоили комары. В такой одежде легко двигаться и работать. Подол платья не слишком длинный чтобы не мешал при движении.
Чем украшали одежду женщины?
- Ребята, обратите внимание, как украшена одежда. Украшена она орнаментом, который вышит из бисера. Посмотрите на нагрудник на платье. По подолу пришита тесьма, украшенная орнаментом из ткани и бисера. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми, оригинальными. Посмотрите, ребята, какие красивые узоры. Как интересно они называются? (Оленьи рога, заячьи ушки, лисья лапа, изображение медведя, птиц. (Показ украшенной одежды, обуви, предметов быта.)Вся жизнь ханта связана с природой. Она его кормит, одевает и украшает своими орнаментами.
Появляются орнаменты (солнце и ушки зайца)
- Хантыйский орнамент солнце – воспринимается как надёжный источник тепла и света. Пока есть солнце, есть жизнь.
Ушки зайца обещают славную охоту.
6.Теперь можно отправляться обратно в детский сад. Садимся в обласок и плывем, не забываем работать вёслами. Вот мы и в детском саду.
Те ребята, у кого на стульчике цифра 2
7.Энны приглашает вас в мастерские, где мы поможем мастерицам украсить шубки хантыйским орнаментом«солнце»; «Заячьи ушки»..
Перед вами трафареты с орнаментом «солнце». Инструкция.
Накладываем трафарет на шубку, губкой набираем клей, и через трафарет, нанесем клей на шубку на прорези узора. Затем, осторожно снимаем трафарет и кладем на разнос. Берем из чашки бисер и посыпаем на места, намазанные клеем. Остатки бисера осторожно ссыпаем на разнос.
(дети выполняют самостоятельно)
Ребята, у которых на стульчике цифра 3 проходят к столам, где построим макет стойбища.
Зимой вокруг лежит снег. Озеро замерзло. Как будем рыбачить? (Надо прорубить прорубь), приготовить сети. Мы только начали рыбалку или уже поймали рыбку? (Нужно нарисовать рыбки или вырезать из бумаги) Как чум будем строить? Свяжем шпажки, сверху ткань внутри костер..
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового и интересного вы сегодня узнали?