Просмотр содержимого документа
«НОД "История русской матрёшки"»
МБДОУ детский сад «Березка»
Конспект НОД в средней группе
История русской матрешки
Воспитатель:
Носонова З.П.
2023г
Конспект НОД в средней группе
«История русской матрешки».
Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.
Задачи:
• Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства;
• Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства;
• Содействовать патриотическому воспитанию детей, воспитывать чувство гордости за наш народ;
• способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности;
• формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной);
• учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту;
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебная шкатулка, силуэт матрёшки, карандаши, салфеточки (на каждого ребенка).
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня, поздоровайтесь с ними.
Организационный момент:
Воспитатель:
(Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу)
- Здравствуйте ребята. Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки, носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня.
Ребята, сегодня для вас я приготовила сюрприз - волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова: Нам, шкатулка, дай ответ, Поскорей открой секрет. (Дети говорят слова, педагог заглядывает в шкатулку). А чтобы узнать, что в шкатулке вам надо отгадать загадку.
Загадка:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята – это матрешка.
Воспитатель:
Кто не знает нашу русскую куклу - игрушку развеселую матрешку?
Матрёшка — выточенная мастером из дерева в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Почти всегда они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. Давным-давно имя Матрена, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства.
Воспитатель:
Ребята, а кто знает когда и как появилась такая кукла - матрешка?
Ответы детей.
А вот теперь послушайте, как это было!
Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочку и придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.
Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.
Физкультминутка «Матрёшки»
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо) Девчонки озорные, матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).
Воспитатель: Ребята, а давайте рассмотрим нашу матрешку. Во что одеты наша матрешка?
Ответы детей.
Воспитатель: А какая это одежда?
Ответы детей.
Воспитатель: А Матрешечка сама какая?
Ответы детей. (Дети называют прилагательные ответы)
Воспитатель: Молодцы ребята! Какие красивые слова подобрали для матрешу. А я тоже хочу несколько слов сказать про матрешку, послушайте:
Словно репа она круглобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко,
Парой черных смородинок - глаз
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек
Упираются руки в бока.
Воспитатель: А вы, ребята, хотите посмотреть, что же за секрет такой, кто же спрятался в матрешке? Давайте тогда откроем нашу матрешку и посмотрим, сколько сестриц спряталось внутри?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи?
У каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная.
Игра: «Матрёшка и мышь» Вот матрешечки гуляли, («Гуляют» по комнате врассыпную) В лесу ягоды искали. Так, так и вот так, В лесу ягоды искали. ( «Собирают ягоды») Под кусточком посидели, Вкусны ягоды поели. Так, так и вот так, Вкусны ягоды поели. (Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки) Как матрёшечки устали, Под кусточком задремали. (Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку) Так, так и вот так, Под кусточком задремали. А потом они плясали, Свои ножки показали. Так, так и так, (Выставляют ножки на пятку) Свои ножки показали. (Кружатся, топая ногами) Только слышат вдруг подружки: Прямо у лесной опушки (Прикладывают поочередно Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху) Чьи – то серенькие ножки. ( «Прислушиваются») Эй, Матрёшка, берегись! Оказалось, это – мышь! (Дети бегут к своим стульчикам).
Ой, ребята, совсем забыла, у меня матрешки есть, которые не успели раскрасить. Посмотрите на них. Лицо, платок и платье белое. Матрешкам так обидно, ведь у их подружек такие красивые наряды. А вы хотите стать настоящими мастерами и помочь нашим Матрешкам?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда приглашаю вас в мастерскую.
(Воспитатель помогает детям занять места за столом для творчества, на котором заранее приготовлены: распечатанные матрешки на каждого ребенка, карандаши, салфетки.)