Материал и оборудование:, мнемотаблица «Расскажи ка...», изображения бабочек, схема строения насекомого, бумага А-4, Схема стихотворения о насекомых, поролоновые губки, кисти, краски -гуашь, салфетки, палитры. мнемотаблица стихотворения
Ход занятия:
Дети стоят полукругом .
Воспитатель: Ребята, сегодня очень хороший день, солнце светит. А какое время года сейчас? (весна)
С наступлением весны оживает вся природа и просыпаются самые маленькие обитатели нашей планеты. Догадайтесь кто это? (насекомые)
Круг радости: Ловишка с мячом: «Назови насекомое» (на русском и казахском языках)
Воспитатель: Я хочу прочитать вам стихотворение Виктора Лунина , оно тоже о насекомом, но о каком надо догадаться
Увидев на клумбе прекрасный цветок
Сорвать я его захотел
Но стоило тронуть рукой стебелёк
И сразу цвпеток улетел
Воспитатель: О ком это стихотворение (о бабочке) . Давайте немного поговорим о них. Вот эта таблица нам поможет
(Мнемотаблица Расскажи- ка...»
Кто это?
Какого цвета бывают бабочки?
Какого бывают размера?
Из каких частей состоит?
Чем питаются бабочки?
Как передвигаются?
Сегодня я вам предлагаю нарисовать бабочку, а рисовать мы её будем необычним способом. Называется он –монотипия
Но прежде чем мы начнём рисовать давайте поиграем в игру. Сделайте круг
(Звучит музыка) Дети поворачиваются друг за другом.
-Мы шагаем друг за другом
Бір,екі, үш
Лесом и зелёным лугом
Бір,екі, үш
Крылья пёстрые мелькают
В поле бабочки летают
Бір,екі, үш, төрт, бес
Полетели, закружились
На цветочек приземлились
Воспитатель: Садитесь. Я вам сейчас расскажу о приёме , с помощью которого мы будем рисовать. Называетсяч он –монотипия.
Посмотрите на схему строения бабочки
Воспитатель: Мы с вами знаем, что у бабочки симметричное строение. Левая и правая части одинаковы. Этим мы и воспользуемся . Для этого надо сложить лист пополам, и начинать рисовать от линии сгиба. (дети складывают лист пополам). Рисовать вы можете любую из тех бабочек, которую вы найдёте на цветочном лугу. А дороггу нам покажет волшебная бабочка. Посмотрите на неё вот она перелетает с цветка на цветок, а потом полетела высоко в небо.
Зрительную гимнастику «Полёт бабочки»
Звучит музыка:
Я бабочка красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетела.
Села на цветок, устала...
Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела
Наша бабочка полетела на цветочный луг (дети идут за ней) , на нём много красивых бабочек, выберите красивую бабочку, которую вы хотели бы рисовать.
Воспитатель: Садитесь на места. Какие красивые у всех бабочки. Я думаю на ваших рисунках они будут такими же красивыми
Воспитатель: С чего начнём рисовать? (с туловища)
Вспомните сколько частей у неё? (три: голова, средняя чвасть, брюшко), на голове обязательно должны быть усики.
Воспитатель: При монотипии мы получаем отпечаток (отттиск) рисунка, нам поможет получить его смоченная водой бумага, когда будете рисовать набирайте краску погуще. Постарайтесь рисовать побыстрее, чтобы краска не успела просохнуть
Воспитатель поэтапно показывает, как будет выполняться рисунок.
Лист складываем пополам
На линии сгиба рисуем туловище бабочки, затем с одной стороны рисуем яркие крылья,
Вторую половину листа смачиваем водой при помощи губки и складываем рисунок
Теперь осторожно открываем листок. Что получилось?
Половинка бабочки отпечаталась на другой части листа, получается целая бабочка. В этом и заключается приём монотипии.
----Воспитатель: Я вам хочу предложить небольшое стихотворение о насекомых, только оно зашифровано в схеме и выучить его нам поможет вот эта схема
---- Прилетела к нам вчера полосатая пчела
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк
Два жука
И стрекоза, как фонарики глаза.
Приходили муравьи и травинку принесли
А паук на всех смотрел,
Сети плёл и песни пел.
Воспитатель: Ребята вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, как называется техника, в которой мы работали? Какие цвета красок мы использовали? К каким обитателям нашей планеты относятся бабочки? Когда просыпаются бабочки?
--- Ребята, какое сейчас время года? (весна). Правильно, а вы знаете , что весной люди часто простужаются. А что надо делать, чтобы не простужаться? (закалятся) Правильно. Мы с вами хорошо потрудились, и я напоследок хочу показать вам массаж, который поможет вам закалить свой организм
Чтобы горло не болело
Мы его погладим смело ( поглаживают горлышко ладонью)
Чтоб ни кашлять, не чихать,
Надо носик растирать (указательными пальчиками растирают нос )