"Необходимость знаний детской и возрастной психологии в работе педагога"
"Необходимость знаний детской и возрастной психологии в работе педагога"
Сейчас перед педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, социально – адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать сваю точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен обладать особыми психологическими знаниями и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с педагогическими задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Необходимость знаний детской и возрастной психологии в работе педагога"»
4
«Необходимость знаний детской и возрастной психологии в работе педагога»
Не думайте, что вы воспитываете ребенка
только тогда, когда с ним разговариваете
вы воспитываете его в каждый момент
его жизни.
А.С. Макаренко.
Воспитание и обучение в той или иной мере является предметом исследования различных наук: философии, социологии, истории, педагогики, психологии. Философия рассматривает вопросы воспитания под углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт; социологические аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и институтов, выполняющих воспитательные и обучающие функции, являясь частью системы образования; исторические проблемы образования охватывают становление и преобразование учебно-воспитательных институтов; целей, содержания и методов обучения и воспитания в различные исторические эпохи. Но, конечно, более всего с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология.
Знания в сфере психологии являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности.
«Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса».(И.А.Зимная.)
Педагогика рассматривает цели и задачи обучения и воспитания детей, его средства и методы, способы их реализации на практике. Одновременно с этим предметом педагогических исследований является так же общее актуальное содержание образования. Что же касается личности ученика, индивидуальных психологических особенностей учителя, взаимоотношений между учителем (воспитателем) и ребенком, то это является предметом специального, внимательного и детального изучения психологии.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем или воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога. но делают его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитывать другую личность.
Как главные, так и второстепенные требования относятся к психологии главных, деятельности и общения педагога. К его способностям, знаниям и умениям, и навыкам, полезным для обучения и воспитания детей.
И среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально- экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, понимание особенностей детской личности, любовь к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, в которой он обучает детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, знание общей и детской психологии , профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без любого из перечисленных факторов успешная педагогическая работа невозможна.
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания тетей.
В педагогической деятельности выделены цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач. Проанализирована структура педагогического общения, которое рассматривается как главный инструмент во взаимодействии с ребенком. Выделяется пять профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления педагогической деятельности: педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая рефлексия, педагогический такт, педагогическая направленность.
В первую очередь у педагога надо развивать социальную перцепцию и эмоциональную реактивность, гибкость поведения, самоуважение и уважение ребенка. Отсюда так важны предлагаемые традиционные методы обучения педагогов так и оригинальные методики повышения его психологической компетенции.
Исследования говорят о необходимости преобразования психологических знаний в педагогической деятельности, о развитии оценочно рефлексивной позиции учителя как необходимого момента и свидетельства зрелости педагогической деятельности и насыщении личностными смыслами механизма использования знаний в деятельности учителя. Данный подход представляет собой исследование процессов использования психолого - педагогических знаний в структуре мышления, деятельности и практического опыта учителя.
К таким психолого –педагогическим знаниям можно отнести:
- способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими знаний , умений и навыков.
- способность видеть и чувствовать каждого ученика, понимать понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания.
-значительного объема информации, ускоренно интеллектуального и нравственного развития всех учащихся.
- способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности.
Все эти специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения , научения и учения. Трудно сказать, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким законам развивается.
Особый класс специальных педагогических способностей, основанный на психологических знаниях, составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:
-Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека , сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии.)
Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям ребенка.
Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его.
Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
Работа учителя, наставника в воспитании личности ребенка – основная. Педагогика, конечно же, учитывает при этом семейную ситуацию и заручается поддержкой родителей ребенка. Однако основная обучающая и воспитательная работа выполняется все же педагогом. Что же такое педагогическая деятельность и какое определение ей можно дать?
Педагогическая деятельность – это практика передачи ученикам социального опыта, накопленного человечеством, а также формирование благоприятных для развития личности ребенка условий. Она необязательно совершается только школьным учителем или преподавателем университета. Действительно, профессиональная педагогика предусматривает наличие у учителя профильного образования. Однако, если мы вспомним родителя, поучающего своих детей, мы поймем, что его действия тоже можно отнести к педагогической деятельности. Ведь он передает младшему поколению свой опыт и тем самым меняет личности детей.
То, что отличает направленную педагогическую деятельность от любой другой, – наличие у нее четко поставленной цели. И цель эта – воспитание.
Педагогическая деятельность не абстрактное понятие. Она подразделяется на несколько отдельных видов, каждый из которых имеет свое практическое содержание и назначение. Так, каждый преподаватель анализирует учебный процесс и изучает теоретические основы своей профессии. Кроме того, учитель в ходе педагогического взаимодействия познает особенности личности своих учеников. Такая деятельность называется познавательной, или гностической. Преподаватель занимается проектированием. Он разрабатывает новые методики и программы обучения, готовится к урокам, по форме отличающимся от стандартных.
Преподаватель анализирует задачи, которые ставит перед ним система образования, и на их основании находит адекватные решения. Преподаватель осуществляет организаторскую деятельность. Это значит, что под его руководством ученики выполняют определенные педагогические задачи. Коммуникативная деятельность, также осуществляемая преподавателем, заключается в его умении строить диалог как с самими учащимися, так и с их родителями, а также с администрацией и коллегами.
При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным?
- Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформировать у школьника и тем, что субъективно значимо для него.
- Активность и самостоятельность самих учащихся.
- Принцип развития в деятельности. Деятельность ребенка – необходимое условие формирования личности. При этом надо помнить, что для формирования нужных мотивов, деятельность ребенка должна быть организована соответствующим образом. В деятельности формируются и привычные способы поведения.
- Подкрепление. Отсутствие подкрепления, поощрения или порицания мешает ребенку правильно ориентироваться в ситуации, приводит к угасанию мотива.
Воспитание школьника немыслимо без знания возрастного, гендерного и индивидуального своеобразия его личности. Индивидуальный подход в воспитании к учащимся предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развития тех или иных способностей и т.д.), т.е. выяснение того, чем этот ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим следует строить воспитательную работу. Индивидуальный подход в воспитании имеет педагогический и психологический аспекты. В первом случае индивидуальный подход является частью педагогического такта.
Психологический аспект индивидуального подхода выражается в изучении своеобразия личности школьника с целью организации педагогически целесообразного процесса воспитания. Психологию воспитания в этом случае интересуют индивидуальные проявления общих психологических закономерностей у школьников, изучение лишь только им присущих и неповторимых сочетаний данных закономерностей и особенностей.
Психологически грамотный, опытный учитель, психолог обладает той наблюдательностью, которая необходима для тонкого понимания личности ученика и его временных психических состояний. Такой педагог по сравнительно небольшим внешним проявлениям делает вывод о переживаниях ученика. Таким образом, он скорее может, например, предупредить нарушение в классе дисциплины, так как вовремя заметит первые признаки этого нарушения.
Наблюдательный, разбирающийся в возрастной психологии педагог в каждом ребенке находит как типические, т.е. общие для некоторой группы детей, так и индивидуальные черты. Для не обладающего психологическими знаниями педагога все ученики кажутся очень похожими друг на друга или же он формально их делит на старательных и ленивых, успевающих и неуспевающих, не вникая в то, что именно в личности и условиях жизни ребенка помогает или мешает ему успешно приобрести знания. Работа с детьми по самому своему существу не терпит шаблонов, так как не бывает точного повторения педагогической ситуации и нет двух одинаковых детей.
Углубляя свои психологические знания каждый педагог, развивается в профессиональном плане, что позволяет им организовывать учебную и вне учебную деятельность эффективно не только в учебном плане, но и в воспитательном отношении. Организуя детей и в учебном и во вне учебном процессе, педагог постоянно взаимодействуют с ними. Их общение с детьми выступает как своеобразный канал управления процесса воспитания, который имеет две основные функции: информационную и интекреативно-компенсаторную. Информация здесь идет в двух направлениях: от субъекта управления (педагог, ) к объекту управления (дети) и наоборот - от объекта к субъекту. В непосредственном межличностном общении педагог получает самую разнообразную информацию о воспитании, о коллективе, о внутренних процессах в нем, и т.д. и т.п. И в дальнейшем, обладая определенными психологическими знаниями и анализируя, педагог, может корректировать и направлять свою воспитательную и образовательную деятельность в нужном направлении.
Таким образом, в деятельность педагога, знание детской психологии необходимо, чтобы учитывать возрастные особенности развития детей в организации процесса их учебной деятельности, чтобы она не только формировала у них знание предмета, но и максимально способствовала их психическому и, прежде всего, умственному развитию. А педагогическая психология показывает педагогу механизмы, возможности и пути обеспечения органического единства развития, обучения и воспитания детей, и тем самым открывает реальные перспективы значительного повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Чтобы понять ребенка, знания возрастной психологии в работе педагога просто необходимы, чтобы процесс обучения стал наиболее эффективным и интересным для ребенка, педагогика и психология должны идти рука об руку друг с другом.
Сейчас перед педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, социально – адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать сваю точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Современный педагог должен обладать особыми психологическими знаниями и личными качествами, которые позволят ему, как можно лучше справляться с педагогическими задачами, чутко реагировать на изменения в обществе и максимально и максимально оптимизировать переход ребенка в сложный мир взрослых.